Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В каком порядке из регионального бюджета может осуществляться финансирование дополнительных затрат, возникающих у государственных учреждений субъекта РФ (медицинских организаций) в связи с установлением на уровне субъекта РФ повышенного районного коэффициента?

В каком порядке из регионального бюджета может осуществляться финансирование дополнительных затрат, возникающих у государственных учреждений субъекта РФ (медицинских организаций) в связи с установлением на уровне субъекта РФ повышенного районного коэффициента?

На уровне субъекта РФ установлен повышенный районный коэффициент (по сравнению с тем, который определен на федеральном уровне), применяемый в том числе государственными учреждениями этого субъекта РФ. Какими способами могут быть доведены средства для финансирования этих дополнительных расходов территориальному фонду обязательного медицинского страхования или непосредственно государственным учреждениям субъекта РФ - медицинским организациям?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Финансирование затрат, возникающих у государственных автономных (бюджетных) учреждений субъекта Российской Федерации в связи с установлением на уровне субъекта Российской Федерации повышенного районного коэффициента, может осуществляться посредством предоставления им из регионального бюджета субсидий на иные цели. В случае с государственными казенными учреждениями субъекта Российской Федерации средства, необходимые для выплаты такого повышенного районного коэффициента, закладываются в доводимые им бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств.

Повышенный районный коэффициент также может учитываться при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания.

Обоснование позиции:

Вопросы материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросы оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, отнесены п. 1 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В частности, на основании части второй ст. 316 ТК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений.

Следовательно, финансирование затрат, возникающих в связи с установлением на уровне субъекта Российской Федерации повышенного районного коэффициента для государственных органов субъектов Российской Федерации и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, является расходным обязательством соответствующего субъекта Российской Федерации, подлежащим исполнению за счет средств регионального бюджета, при этом механизм финансирования определяется уполномоченными органами власти самостоятельно и зависит прежде всего от типа учреждения (абзац двадцатый ст. 6, ст.ст. 14 и 30, абзац пятый ст. 31 БК РФ).

Так, если речь идет о медицинских организациях, являющихся государственными автономными (бюджетными) учреждениями, то исходя из п. 2 ст. 123.22 ГК РФ, ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ и п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ их финансовое обеспечение осуществляется прежде всего посредством предоставления им из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации различных субсидий, включая субсидии на иные цели в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ. Нет никаких правовых препятствий для того, чтобы субсидии на иные цели использовались для доведения до государственного автономного (бюджетного) учреждения дополнительных средств, предназначенных для выплаты повышенного районного коэффициента.

Например, государственным автономным (бюджетным) учреждениям, подведомственным Минздраву РБ и работающим в системе обязательного медицинского страхования, для выплаты районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, установленных Законом Республики Бурятия от 9 марта 2006 г. N 1525-III, предоставляются именно субсидии на иные цели (подп. 2.7 п. 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 13 апреля 2012 г. N 205 во исполнение абзаца четвертого п. 1 ст. 78.1 БК РФ).

Равным образом подп. 46 п. 1.3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 24 января 2022 г. N 73, предусмотрено предоставление государственным автономным (бюджетным) учреждениям, подведомственным министерству здравоохранения Амурской области и осуществляющим деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальным программам обязательного медицинского страхования, субсидий на иные цели для доплаты разницы между районными коэффициентами к заработной плате согласно Закону Амурской области от 11 апреля 2005 г. N 471-ОЗ.

Если государственное учреждение не использует средства обязательного медицинского страхования и преимущественно выполняет государственное задание, то повышенный районный коэффициент может учитываться при расчете объема финансового обеспечения выполнения такого государственного задания с соблюдением требований п. 4 ст. 69.2 БК РФ: смотрите подп. 3.9.1.1 п. 3.9 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2017 г. N 01-04/1168.

Обращаем внимание, что повышенный районный коэффициент устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств регионального бюджета, а не за счет средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда. По этой причине необходимое финансирование, как правило, направляется из регионального бюджета напрямую медицинским организациям (государственным учреждениям), минуя территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Наконец, в случае с медицинскими организациями, созданными в качестве государственных казенных учреждений субъектов Российской Федерации, средства на выплату повышенного районного коэффициента должны закладываться в доводимые им бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, поскольку иного источника финансового обеспечения (помимо собственно средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации) названные учреждения не имеют (абзац сорок пятый ст. 6, ст. 70, пп. 2 и 10 ст. 161, подп. 2 п. 1 ст. 162 БК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лисицин Павел

Ответ прошел контроль качества

4 февраля 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.