Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Лимит стоимости нематериальных активов (НМА), требования к акту модернизации НМА

Лимит стоимости нематериальных активов (НМА), требования к акту модернизации НМА

1. Чтобы признать объект нематериальным активом (НМА), какой стоимостной лимит необходимо определить в бухгалтерском и налоговом учете?
2. Как оформить акт сдачи-приёмки при завершении модернизации НМА?

1. Стоимостного критерия для отнесения имущества к объектам НМА в бухгалтерском учете нет.

В то же время организация может принять решение не применять ФСБУ 14/2022 в отношении активов, характеризующихся признаками объектов НМА, но имеющих стоимость за единицу ниже установленного лимита. Указанный лимит устанавливается организацией с учетом существенности информации о таких активах (п. 7 ФСБУ 14/2022).

Для целей налога на прибыль п. 1 ст. 256 НК РФ к амортизируемому имуществу относит, в частности, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой) и используются им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признаются результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей. Смотрите также Энциклопедия решений. Амортизация в целях налогообложения прибыли (август 2025).

2. Часть 2 ст. 9 Закона о бухучете в общем случае перечисляет обязательные реквизиты первичного учетного документа (т. е. документа, которым оформляется каждый факт хозяйственной жизни). Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. В свою очередь, касательно акта нужно иметь ввиду, что в отсутствие в нормативном правовом акте, регулирующем отношения между участниками гражданского оборота, требований к документам, подтверждающим исполнение обязательства, состав реквизитов таких документов определяется по усмотрению сторон, при этом таким образом, чтобы документ содержал сведения, в отсутствие которых невозможно установить его содержание (содержанием соответствующего документа являются засвидетельствованные в нем факты - действия сторон по передаче и приемке объекта исполнения) или эмитента (лица, от имени которого составлен документ). Поэтому необходимыми реквизитами представляются, во всяком случае:

- наименование (имя);

- подписи сторон;

- содержание описанного в документе факта;

- дата составления документа.

Это значит, на наш взгляд, что стороны могут своим соглашением определить состав (и форму акта) либо та сторона, которая инициирует его составление и отражает на основании его регистрируемый факт хозяйственной жизни, применяет ту форму документа, которая определена ее учетной политикой для этих целей.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет нематериальных активов в соответствии с ФСБУ 14/2022 (август 2025);

- Энциклопедия решений. Форма документа, подтверждающего приемку исполнения обязательства (август 2025);

- Энциклопедия решений. Акт приема-передачи прав на объект интеллектуальной собственности (август 2025);

- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на модернизацию нематериальных активов в соответствии с ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020 (август 2025).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

25 августа 2025 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.