Новости и аналитика Новости Почти половина регионов не готовы к исполнению новых правил обращения с твердыми коммунальными отходами

Почти половина регионов не готовы к исполнению новых правил обращения с твердыми коммунальными отходами

Почти половина регионов не готовы к исполнению новых правил обращения с твердыми коммунальными отходамиФедеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ (далее – Закон № 458-ФЗ) в законодательство, регулирующее порядок обращения с отходами производства и потребления, были внесены существенные поправки. Особое внимание было уделено регулированию деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) – с 1 января текущего года вступила в силу соответствующая гл. V.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – закон об отходах производства и потребления).

НАША СПРАВКА

Обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (ст. 1 закона об отходах производства и потребления).

Так, в каждом субъекте РФ должна быть разработана, во-первых, региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, предусматривающая, в частности, стимулирование строительства объектов для обработки, утилизации и захоронения отходов, выявление мест несанкционированного размещения отходов и т. д. (ст. 13.2 закона об отходах производства и потребления). Во-вторых, каждому региону необходимо утвердить территориальную схему в области обращения с отходами (далее – территориальная схема), в которой должны содержаться данные о нахождении источников образования отходов, общем количестве отходов, месте нахождения объектов по их обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению, а также схема потоков отходов – их движение от места образования до места обработки и хранения (ст. 13.3 закона от отходах производства и потребления).

Территориальные схемы необходимо было утвердить до 26 сентября текущего года – в течение полугода с момента вступления в силу требований к их содержанию (ч. 5 ст. 23 Закона № 458-ФЗ). Однако по состоянию на 17 октября территориальные схемы были утверждены только в 45 субъектах РФ, а всего на согласование в Росприроднадзор поступило 79 схем, сообщил ответственный секретарь Координационного совета ОП РФ по подготовке Года экологии Дмитрий Зайд в ходе круглого стола, посвященного вопросам регулирования деятельности по обращению с отходами, который состоялся в пресс-центре "Парламентской газеты" 20 октября.

В указанный срок нужно было определить и региональных операторов по обращению с ТКО (ч. 5 ст. 23 Закона № 458-ФЗ, ст. 24.6 закона об отходах производства и потребления). При этом нельзя не отметить, что проведение конкурсного отбора региональных операторов возможно только после утверждения территориальных схем, поскольку ссылка на опубликованную схему включается в документацию об отборе, размещаемую организатором конкурса (п. 12 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО).

Выбор региональных операторов важен и для утверждения тарифов. По новым правилам каждый субъект РФ должен установить в отношении регионального оператора единый – на всей территории региона – тариф на услугу по обращению с ТКО (п. 3 ст. 24.9 закона об отходах производства и потребления). Кроме того, теперь именно региональные операторы обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО (п. 5 ст. 23 закона об отходах производства и потребления), и до наделения этим статусом конкретных юридических лиц соответствующие средства, разумеется, не будут поступать в региональные бюджеты.

Помимо проблем, связанных с ненадлежащим исполнением новых требований в сфере обращения с ТКО, эксперты указывают и на значительные упущения новых законодательных норм. Закон № 458-ФЗ вообще не содержит положений ни о ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов, ни о недопущении возникновения новых несанкционированных свалок, хотя объем таких свалок в России уже превышает 20 млн тонн, подчеркнул первый заместитель председателя Всероссийского общества охраны природы Элмурод Расулмухамедов. По его мнению, несанкционированные объекты размещения ТКО в обязательном порядке должны отражаться в территориальных схемах, а в соглашениях, заключаемых с региональными операторами, необходимо прописывать их обязанность по ликвидации нелегальных свалок. Однако финансирование этой работы региональными бюджетами не предусмотрено, поэтому необходимо определить, за счет каких средств она должна производиться. Письмо с соответствующим предложением Всероссийское общество охраны природы направило в Правительство РФ, сообщил эксперт.

Общественники опасаются, что к увеличению количества несанкционированных свалок может привести и вступающий в силу с 1 января 2017 года запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации (абз. 2 подп. "б" п. 10 ст. 1 Закона № 458-ФЗ). Правительство РФ уже разрабатывает проект перечня таких видов отходов. По экспертным оценкам, всего 5-10% от всего объема отходов можно будет размещать на полигонах без проведения рециклинга.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Документы по теме:

Читайте также:

С 1 января 2017 года услугу по вывозу мусора планируется включать отдельной строкой в платежку
Минстрой России разрабатывает соответствующие поправки в подзаконные акты.

Финансисты уточнили, что расходы организаций на плату за негативное воздействие на окружающую среду для целей НП признаются на последний день отчетного периода

Расходы организаций на плату за негативное воздействие на окружающую среду для целей НП признаются на последний день отчетного периода
Для субъектов малого и среднего предпринимательства – это год, для остальных хозяйствующих субъектов – квартал.

Установлены ставки экологического сбора по товарам, подлежащим утилизации после утраты ими потребительских свойств

Установлены ставки экологического сбора по товарам, подлежащим утилизации после утраты ими потребительских свойств
Его уплачивают производители и импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.