Новости и аналитика Новости Минкомсвязи России оценило реализацию идеи глобальной лицензии в Интернете в $5 млрд

Минкомсвязи России оценило реализацию идеи глобальной лицензии в Интернете в $5 млрд

Минкомсвязи России оценило реализацию идеи глобальной лицензии в Интернете в $5 млрдВ этом году в интернет-сообществе активно обсуждается идея так называемой глобальной лицензии, которая предполагает введение обязательного сбора для пользователей Интернета в пользу правообладателей при заключении договора с провайдером. Российский Союз Правообладателей (именно он в случае одобрения инициативы будет распределять вознаграждение между правообладателями) полагает, что размер этого сбора должен составлять 300 руб. в год, или 25 руб. в месяц, с каждого пользователя. 

Напомним, что соответствующий законопроект1 был вынесен Минкультуры России на общественное обсуждение 24 февраля 2015 года. А 15 апреля первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов призвал Министра РФ Михаила Абызова и Министра культуры РФ Владимира Мединского подключить к обсуждению Экспертный совет при Правительстве РФ для подготовки взвешенной оценки инициативы о глобальной лицензии. Представить отчет о проделанной работе и сделанных выводах министры должны до 19 июня 2015 года.

Однако основные выводы, которые были сделаны группой Экспертного совета по результатам исследования, уже известны – их озвучил заместитель Министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин 12 мая на Большом Медиа-Коммуникационном Форуме (МКФ 2015).

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Глобальная лицензия: долгожданная свобода сети или "налог на Интернет"?Подробнее о законопроекте Минкультуры России о свободном использовании контента читайте в нашем материале "Глобальная лицензия: долгожданная свобода сети или "налог на Интернет"?

Чиновник отметил, что идея глобальной лицензии на сегодняшний день технически неосуществима. Причина этого, по его словам, заключается в отсутствии необходимого оборудования для распознавания цифровых "отпечатков" передаваемых по Интернету данных, и появится оно, в лучшем случае, через 2-3 года. Подразумевается, что у каждого произведения будет свой "отпечаток", и благодаря этому операторы связи смогут произвести подсчет пользователей, скачавших тот или иной файл. Такой механизм позволит справедливо распределить собранные средства между правообладателями.

Кроме того, внедрение глобальной лицензии потребует от провайдеров немалых затрат на необходимое оборудование: его покупка обойдется, по оценкам Волина, примерно в $5 млрд [254,57 млрд руб. по курсу Банка России на 13 мая 2015 г. – Ред.]. Замминистра подчеркнул, что необходимое оборудование начнет окупаться не ранее, чем через 10 лет после его внедрения. Но в расчет следует брать, что период эксплуатации любого оборудования ограничен, и периодически оно требует замены. А до окончания этого периода оборудование может и не окупиться.

К тому же на сегодняшний день, по словам Волина, идея глобальной лицензии не обеспечивает достоверность учета использования результатов интеллектуальной деятельности в Интернете, что необходимо для справедливого распределения вознаграждения между правообладателями. Дело в том, что существует большое количество зашифрованного трафика, не поддающегося анализу. С технической точки зрения трудно также определить, когда пользователь скачивал контент, а когда просто воспроизводил его с файлового хранилища. Кроме того, есть опасность "накручивания" количества скачиваний контента с целью искусственного увеличения размеров вознаграждения правообладателей. Таким образом, достоверность полученной информации, по прогнозам замминистра, составит не более 50%.

Волин акцентировал внимание и на том, что с точки зрения законодательства данная идея противоречит:

  • обязательствам РФ при вступлении в ВТО. Напомним, наша страна взяла на себя обязательство об отказе от бездоговорного управления интеллектуальными правами – а концепция глобальной лицензии презюмирует, что все правообладатели передали права на сбор вознаграждения за использование своих произведений РСП;
  • праву на тайну переписки, неприкосновенность частной жизни: предложенная инициатива предполагает, что оператор связи уполномочен проводить мониторинг активности каждого пользователя и анализ его трафика;
  • интересам правообладателей и владельцев платного легального контента. Дело в том, что в случае внедрения глобальной лицензии все объекты авторского права будут свободно распространяться в Интернете, то есть фактически правообладателям откажут в защите объектов их авторских прав (правда, они смогут вывести свои произведения из-под действия глобальной лицензии, но на это потребуется время). По этим же причинам введение глобальной лицензии нанесет ощутимый удар по кинопрокату, так как пользователи смогут найти все интересующие их фильмы в Интернете и просмотреть их всего за 25 руб. в месяц.

Алексей Волин отметил, что сама реализация идеи глобальной лицензии будет способствовать процветанию "пиратства" в Интернете и сведет к нулю все те меры, которые уже предприняты для защиты правообладателей. Он настоятельно рекомендовал прекратить обсуждение данной инициативы и заключил: "Самое лучшее, что можно сделать с идеей "налога на пиратство", – это ее похоронить". 

Сергей Плуготаренко, директор РАЭК, также считает, что необходимо прекратить обсуждение идеи введения "налога на Интернет" и больше внимания уделить действующему "антипиратскому" закону (Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ). По его мнению, необходимо искать новые механизмы, которые позволят установить такие правоотношения между авторским обществом и любым гражданином или юридическим лицом, в которых каждый сможет легально зарабатывать.

Источник: ГАРАНТ.РУ

 Документы по теме:

 Новости по теме:

 

 ______________________________

1 С текстом законопроекта "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования оборота интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях" и материалами к нему можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения (ID: 00/03-21397/12-14/24-13-4).