Новости и аналитика Новости Минтруд России дал рекомендации по работе с профстандартами

Минтруд России дал рекомендации по работе с профстандартами

Минтруд России дал рекомендации по работе с профстандартами
EmiliaU / Depositphotos.com

ФГБУ ВНИИ труда Минтруда Российской Федерации разработал рекомендации по применению профстандартов в организациях (рекомендации по применению профессиональных стандартов в организации (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ)).

В частности, были даны разъяснения по интересовавшему многих специалистов вопросу о возможности расширения функционала, предусмотренного профстандартом по той или иной должности. В рекомендациях отмечено, что обобщенная трудовая функция корреспондируется с должностными обязанностями (типовое описание профессии, должности), но не тождественна должностной инструкции в конкретной организации. При формировании должностной инструкции работника в конкретной организации может быть использован не весь набор трудовых функций в обобщенной трудовой функции или же набор трудовых функций может быть расширен исходя из специфики выполняемой работы. Допускается использовать несколько обобщенных трудовых функций, при этом требования к квалификации работника определяются по более высокому уровню квалификации. Ранее схожая точка зрения по данному вопросу высказывалась специалистами Минэкономразвития России. В письмах Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 августа 2016 г. № Д28и-2136 "О разъяснении порядка применения положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок" и от 27 июня 2016 г. N Д28и-1744 "О рассмотрении обращения" отмечается, что с учетом специфики деятельности работодатель может расширять перечень трудовых действий по отдельным должностям, профессиям, специальностям по сравнению с перечнем, предусмотренным профессиональным стандартом по соответствующим трудовым функциям, за счет трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных трудовых функций одного профессионального стандарта или трудовых функций из смежных профессиональных стандартов. Таким образом, работодатель может распределять или объединять трудовые действия, содержащиеся в описании отдельных трудовых функций, предусмотренных профессиональными стандартами, в рамках одной или нескольких должностей, профессий, специальностей, самостоятельно определяя содержание и объем выполняемой соответствующим работником работы.

Был затронут и вопрос об обязательности применения профстандартов. В этой части рекомендации повторяют тезисы, которые уже озвучивались Минтрудом России в письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253 По вопросам применения профессиональных стандартов. Применять профстандарты необходимо в случаях, предусмотренных ст. 57 Трудового кодекса и ст. 195.3 ТК РФ, то есть если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по соответствующим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, или если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. В остальных случаях требования к квалификации работника носят рекомендательный характер и применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда. При этом в новых разъяснениях уточняется, что сами приказы об утверждении профстандартов не могут рассматриваться в качестве документов, обуславливающих необходимость применения этих профстандартов. То есть обязанность применения профстандартов должна вытекать из иных нормативных актов.

В рекомендациях также сообщается, что работодатель вправе проводить аттестацию работников. При применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы (если иное не установлено законодательством), но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, применяемыми с учетом мнения представительного органа работников. При подготовке документов для аттестации работников работодатель может использовать положения профессионального стандарта.

Несколько пояснений было дано и в отношении выбора наименования должностей. Например, отмечено, что при отсутствии в обобщенной трудовой функции профессионального стандарта наименований должностей заместителей руководителей, их должностные обязанности и требования к квалификации могут определяться на основе требований, содержащихся в обобщенных трудовых функциях соответствующих должностей руководителей.

Помимо этого в рекомендациях приведен примерный алгоритм внедрения профессиональных стандартов в организации.

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

Урегулирован порядок рассмотрения в судах общей юрисдикции требований о защите прав и интересов группы лиц

Урегулирован порядок рассмотрения в судах общей юрисдикции требований о защите прав и интересов группы лиц

Ранее возможность подавать групповые иски предусматривалась только в арбитражном судопроизводстве.

Минтруд России напомнил о необходимости оплаты труда "вредников" в повышенном размере

Минтруд России напомнил о необходимости оплаты труда "вредников" в повышенном размере

Напомним, что ТК РФ максимальный предел указанной компенсации не установлен.

Минтруд России опять призвал отправлять работающих за компьютером на медосмотр

Минтруд России опять призвал отправлять работающих за компьютером на медосмотр

Следует, однако, иметь виду, что по данному вопросу существует и другая точка зрения.

Может ли организация численностью менее 50 человек обойтись без специалиста по охране труда?

Может ли организация численностью менее 50 человек обойтись без специалиста по охране труда?

В обзор практики Ивановского областного суда включено дело об обжаловании работодателем действий государственного инспектора труда о привлечении первого к административной ответственности.