Новости и аналитика Новости 10 наиболее важных изменений прошедшего лета для бухгалтера бюджетной сферы

10 наиболее важных изменений прошедшего лета для бухгалтера бюджетной сферы

10 наиболее важных изменений прошедшего лета для бухгалтера бюджетной сферы
lenecnikolai / Depositphotos.com

Даже летом работы у бухгалтера не убавляется: полугодовая отчетность, жесткие сроки сдачи налоговых деклараций и расчетов по взносам, "горячая" пора отпусков. Все это не позволяет в полной мере следить за всеми изменениями в законодательстве. Чтобы вы ничего не упустили, мы напомним о наиболее важных нововведениях этого лета:

1. Новое в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон № 402-ФЗ): организация бухучета и ответственность за это должностных лиц

Ряд внесенных поправок, вступивших в силу 26 июля, существенно влияет на организацию бухгалтерского учета в учреждениях. В частности, теперь требования главного бухгалтера по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, представлению первичных и иных документов для ведения бухучета являются обязательными для всех сотрудников организации.

Одна из поправок коснулась руководителей казенных учреждений, передающих полномочия по ведению учета и составлению отчетности централизованной бухгалтерии – руководитель КУ в таком случае не несет ответственности при выявлении нарушений порядка ведения учета или формирования отчетности.

Подробнее об этих и других изменениях в Законе № 402-ФЗ читайте здесь.

2. Новое в Инструкциях по составлению отчетности

В начале июня были внесены поправки в Инструкции № 191н и № 33н. Изменения коснулись порядка составления Отчета об исполнении учреждением Плана ФХД (форма 0503737), Справки по консолидируемым расчетам (форма 0503125), Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (формы 0503169, 0503769), Отчета о движении денежных средств (формы 0503123, 0503723). Часть новшеств учреждения применяли уже при формировании полугодовой отчетности, другая часть касается форм, представляемых в комплекте годовой отчетности.

Подробнее обо всех изменениях в отчетности читайте в нашем Обзоре.

3. Новое в федеральных стандартах бухучета: единая учетная политика для ЦБ, новые сроки хранения отчетности

СГС "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" дополнен нормой о правилах и сроках хранения отчетности – не менее пяти лет, в течение которых необходимо обеспечить защиту данных отчетности от несанкционированных исправлений.

Еще одно изменение в СГС "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" касается централизованных бухгалтерий. Так, в случае централизации учета, на ЦБ возложена обязанность сформировать Единую учетную политику, основные положения которой должны быть раскрыты на официальном сайте централизованной бухгалтерии.

Также Минфин России подготовил методические рекомендации по применению федеральных стандартов, которые предстоит применять с 2020 года:

4. Новое в Порядке применения КОСГУ

Долгожданные поправки внесли ясность по многим спорным моментам в части КОСГУ. Так, разрешен вопрос о том, какие ГСМ можно учитывать по коду 343 и какие матзапасы теперь относить на обновленную подстатью 346. Статьи 240 и 280 теперь могут применяться при безвозмездных перечислениях и передачах учреждениям всех типов одного уровня бюджета. Скорректирован подход в определении нужной подстатьи при расчетах с контрагентами – теперь стало намного проще выбрать нужный код КОСГУ в статьях 560, 660, 730, 830.

Изменения вступили в силу с 5 августа, но применять их нужно в отношении операций, совершенных с начала текущего года. В этой связи в межотчетный период нужно пересмотреть "входящие" остатки на 1 января 2019 года согласно уточненному порядку применения КОСГУ и соответствующим аналитическим счетам бухучета.

5. Новое в Налоговом кодексе: льготы по налогу на прибыль и НДФЛ

Неоднократно этим летом вносились изменения и в НК РФ. В частности, скорректирован перечень доходов, освобождаемых от НДФЛ.

Также НК РФ теперь установлена нулевая ставка по налогу на прибыль в отношении доходов региональных или муниципальных музеев, театров и библиотек. Действовать льгота будет с 1 января 2020 года.

А вот применение организациями, осуществляющими медицинскую и/или образовательную деятельность, а также соцобслуживание граждан, ставки налога на прибыль в размере 0%, которое было предусмотрено только до 1 января 2020 года, теперь возможно и после этой даты – на постоянной основе.

6. Новое в КоАП: меньше ответственности для бухгалтера, больше срок давности для привлечения

Обновленная редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ значительно смягчает ответственность за правонарушения в области учета и отчетности и предусматривает больше случаев для освобождения бухгалтеров от штрафа за искажение отчетности.

Одновременно с этим поправками в КоАП РФ изменен подход к определению меры ответственности должностных лиц за искажение показателей отчетности – теперь размер штрафа зависит от того, насколько серьезным является допущенное нарушение.

Еще одно важное нововведение: 26 июля для правонарушений бюджетной сферы срок давности установлен 2 года, в том числе и в отношении составов, предусматривающих наказание в виде дисквалификации. Напомним, до этого привлечь к ответственности проверяющие могли лишь в течение одного года со дня совершения нарушения.

Принять необходимые меры, чтобы обезопасить себя от штрафа за искажение отчетности помогут наши советы.

7. Новое в Бюджетном кодексе: передача полномочий по ведению учета и по осуществлению финаудита

Поправки в Бюджетном кодексе РФ летом вносились дважды. Так, с 6 июля вступили в силу изменения, большей частью связанные с совершенствованием государственного и муниципального финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. В частности, теперь кодекс предусматривает право администраторов бюджетных средств передать полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Среди других поправок – сокращение перечня бюджетных мер принуждения при бюджетных нарушениях и уточнение условий, при которых казенное учреждение может передать ЦБ полномочия по ведению учета и формированию отчетности.

С 14 августа введены в действе изменения в Бюджетном кодексе РФ в части межбюджетных отношений на федеральном региональном и муниципальном уровнях.

Благодаря этим поправкам станут возможными так называемые "горизонтальные" субсидии, позволяющие эффективно решать межрегиональные и межмуниципальные вопросы посредством движения средств между различными субъектами РФ или муниципалитетами.

8. Новое в применении ККТ: особенности для учреждений образования, культуры и спорта

7 июля вступили в силу поправки к Федеральному закону от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", упрощающие применение касс для некоторых категорий пользователей.Так, ККТ могут не применять при осуществлении безналичных (в том числе онлайн) расчетов:

  • образовательные организации при оказании услуг населению в сфере образования;
  • физкультурно-спортивные организации при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;
  • дома и дворцы культуры, дома народного творчества, клубы, центры культурного развития, этнокультурные центры, центры культуры и досуга, дома фольклора, ремесел и досуга, культурно-досуговые и культурно-спортивные центры при оказании услуг населению в области культуры.

Кроме того, полностью освобождена от ККТ розничная продажа бахил.

Уточнен порядок формирования чека или БСО при зачете или возврате предварительной оплаты и / или авансов, ранее внесенных гражданами за услуги в сфере образования.

9. Новое в формировании госзадания для федеральных учреждений

С 19 июля изменены правила формирования и финансирования госзадания для федеральных учреждений, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640. Обновленная редакция документа, за исключением отдельных положений, уже применяется в отношении госзадания на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

10. Новое в порядке смены "зарплатного" банка

С 6 августа продлен срок для уведомления работодателя о смене "зарплатного" банка – теперь работник вправе это сделать не позднее, чем за 15 календарных дней до дня выплаты заработной платы.

Одновременно с этим ужесточена ответственность за воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на изменение кредитной организации. Теперь такие действия рассматриваются как административное нарушение, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.,
  • на организацию – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

 

Документы по теме:

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Читайте также:

Нельзя считать неэффективным использование субсидии, если построенный объект принят не в срок

Нельзя считать неэффективным использование субсидии, если построенный объект принят не в срок

Суды трех инстанций отказали контролирующему органу во взыскании с администрации муниципального образования суммы выделенной ей субсидии.

Разъяснен порядок представления отчетов о бюджетных обязательствах и об исполнении бюджета

Разъяснен порядок представления отчетов о бюджетных обязательствах и об исполнении бюджета

Пояснения даны в совместных письмах Минфина России и Федерального казначейства.

Предлагается внести изменения в меры обеспечения исполнения федерального бюджета

Предлагается внести изменения в меры обеспечения исполнения федерального бюджета

Так, например, может быть предусмотрен ряд ограничений перечня госконтрактов на исполнение обязательств по которым увеличиваются лимиты бюджетных обязательств в текущем финансовом году.

Оплата учреждением услуг по договору при наличии в штате должности с такими функциями – нарушение?

Оплата учреждением услуг по договору при наличии в штате должности с такими функциями – нарушение?

Такая ситуация практически всегда вызывает вопросы проверяющих, склонных рассматривать ее как неэффективное расходование средств.