21 марта 2023
Проверено на актуальность 1.07.2023
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7

Сходство до степени смешения: что это значит и как проверить свой товарный знак

Сходство до степени смешения: что это значит и как проверить свой товарный знак
Автор Денис Волков

ведущий юрист юридической компании «Гардиум»

По закону не получится зарегистрировать товарный знак, если он тождественен или схож до степени смешения с рядом обозначений, наименований и изображений, которые уже заявлены на регистрацию или зарегистрированы и охраняются законодательством РФ либо не подлежат правовой охране по ст. 1231.1 ГК РФ.

ст. 1483 ГК РФ


Это значит, что не любой товарный знак получится зарегистрировать. И перед тем как подавать документы в Роспатент, нужно оценить, не откажут ли вам в регистрации из-за того, что ваш товарный знак похож на другие в тех же или однородных классах МКТУ — это общепринятая классификация, на основании которой регистрируют товарные знаки. Как определяются сходство и тождественность, расскажем в статье.

Что такое тождественность и сходство до степени смешения

Согласно п. 3 методических рекомендаций, утв. приказом Роспатента от 31.12.2009 № 197, тождественные товарные знаки полностью одинаковые — совпадают по всем элементам. Зарегистрировать тождественный другому товарный знак не получится.

Сходные до степени смешения товарные знаки не одинаковые, то есть они чем-то различаются. Но при этом они настолько похожи друг на друга, что это может ввести потребителя в заблуждение. По общему правилу такие товарные знаки тоже не регистрируют. Однако в этом случае можно запросить письмо-согласие от владельца сходного знака, которое увеличивает шансы на то, что Роспатент все же зарегистрирует ваш знак. Главное, чтобы при определенном сходстве знаки не вводили потребителя в заблуждение. С тождественными товарными знаками такое письмо не поможет.

Важно: сходство до степени смешения товарных знаков оценивают только по аналогичным продуктам или услугам. Не запрещено, чтобы два похожих знака существовали в разных классах МКТУ.

Как проверяют сходство товарных знаков

Сходство товарных знаков оценивают специалисты Федерального института промышленной собственности (ФИПС) во время экспертизы. И делают это они на основании общего впечатления от знака, на которое могут повлиять любые его особенности: слова, графические элементы, цветовые и графические решения и пр.

Важно: решение принимает человек — эксперт Роспатента, а не какая-либо автоматизированная программа.

Как правило, есть три признака, по которым оценивают сходство:

  1. Фонетический — это оценка товарного знака на слух.

  2. Смысловой, или семантический.

  3. Графический — визуальная оценка знака.

Фонетическое сходство характеризуется тем, что у нескольких товарных знаков есть близкие или совпадающие звуки/слоги/слова/словосочетания, которые расположены схожим образом. Например, DIXIE — DIXI, DIXY, ДИКСИ.

Семантическое сходство подразумевает, что в товарные знаки заложен похожий смысл, значение или идея. Например, «Музыка сна» — «Мелодия сна».

Графическое сходство — это когда несколько товарных знаков выглядят похожим образом. Например, у них одинаковый или очень похожий шрифт, графическое написание, расположение букв относительно друг друга, используемый алфавит или цвета.

Лого необязательно должны совпадать на 100%, иногда достаточно одного сходного элемента. В похожей ситуации оказался наш клиент "Согаз"

Что делать, если ваш знак похож на чужой →

Как проверить сходство товарного знака перед регистрацией

При регистрации товарного знака у заявителя есть два пути. Первый — не заниматься предварительной проверкой и сразу подать документы в Роспатент. Однако экспертиза, которую проводит госорган, может растянуться до года — это самый длительный этап всего процесса.

Хотя на практике специалисты справляются за полгода, это не значит, что они точно зарегистрируют ваш товарный знак. Заявитель может получить положительный ответ, отказ или уведомление с дополнительными вопросами. По статистике Роспатента, за 2021 год было подано около 122 тысяч заявок на регистрацию товарных знаков. Из них экспертиза была проведена для почти 112 тысяч заявок и отказ получили около 17 тысяч заявителей, то есть 15 %.

Статистика регистрации товарных знаков с 2017 по 2021 год. Источник: rospatent.gov.ru

Второй путь — заранее, до подачи документов, проверить свой товарный знак. Это можно сделать, обратившись в Роспатент за платной услугой, которая называется «Предварительная оценка охраноспособности обозначения как товарного знака по указанным заказчиком классам МКТУ». Но готовьтесь потратить на это от 40 000 руб. за проверку по одному классу МКТУ.

Услуги, предоставляемые ФИПС на платной основе


Также за проверкой можно обратиться к патентному поверенному. Эти специалисты сдают сложные экзамены, подтверждающие их квалификацию, и имеют опыт работы с различными товарными знаками. А потому знают, как сделать, чтобы знак стал уникальным, и могут дать вам ценные рекомендации или по вашему запросу доработать ваш товарный знак. Квалификацию патентного поверенного всегда можно проверить в реестре Роспатента.

01

Регистрация «Дешевле не бывает»

Подадим заявку в Роспатент

от 18 900 ₽

заказать

02

Регистрация
«Стандарт»

Зарегистрируем знак под ключ

от 69 000 ₽

заказать

03

«Люкс» с гарантией

Ускорим регистрацию в 2 раза

от 99 000 ₽

заказать
MDN

Денис Волков

Ведущий юрист по интеллектуальному праву, патентный поверенный №2424

Задать вопрос эксперту
18 лет на рынке

Проверка товарного знака онлайн

1 июня 2021

Как запатентовать название и логотип

2 июня 2021

Как зарегистрировать бренд в России — этапы, процедура, документы

3 июня 2021

Регистрация софта в Роспатенте

4 июня 2021

Домен как товарный знак

5 июня 2021

Регистрация товарного знака

6 июня 2021

Защита товарного знака от незаконного использования

2 августа 2021

Защита бренда за границей - варианты и нюансы регистрации

3 августа 2021

Внесение товарного знака в таможенный реестр – пошаговая инструкция

5 августа 2021

Патентование – защита разработки от конкурентов

10 августа 2021

Как выбрать патентное бюро

10 декабря 2021

Юристы по интеллектуальному праву

10 декабря 2021

Патентные поверенные

10 декабря 2021

Гайд по патентным исследованиям и выбору патентоведа

3 марта 2022

Суд по интеллектуальным правам

30 мая 2022

Патентование промышленных образцов

30 мая 2022

Главное про патентование идей

30 мая 2022

Товарные знаки для маркетплейсов: Wildberries, Ozon, Lamoda, Яндекс Маркет

5 июня 2022

Внесение отечественного ПО в реестр Минцифры

8 июня 2022

Патентование IT-решений в России и мире

10 июня 2022

Что такое товарный знак?

11 июля 2022

Патентование изобртения в Роспатенте

12 июля 2022

Передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности

15 июля 2022

Как запатентовать полезную модель в Роспатенте

8 августа 2022

Пошаговая инструкция по патентованию рецепта

11 августа 2022

Вывеска на иностранном языке

15 августа 2022

Передача интеллектуальных прав

6 сентября 2022

Торговая марка и товарный знак: сходства и отличия

15 сентября 2022

Патентная экспертиза

27 сентября 2022

Обзор основных трендов в LegalTech

10 октября 2022

Как составляется описание к патенту

15 октября 2022

Вопрос доменных споров на примере нашумевшего кейса

21 октября 2022

Роспатент и ФИПС: функции и возможности

11 ноября 2022

Роспатент: задачи, структура, как подать заявку

14 ноября 2022

Реестр отечественного ПО

18 ноября 2022

Как работать с поисковой системой на сайте ФИПС

22 ноября 2022

Управление интеллектуальной собственностью в новой реальности

22 декабря 2022

Как выбрать фирменное наименование: статус по ГК РФ, примеры

25 декабря 2022

Антимонопольная практика в ФАС по патентным спорам

28 декабря 2022

Как подобрать название бренда на маркетплейсе

5 февраля 2023

Особенности зарубежного патентования

11 февраля 2023

Сервисы для легкого и быстрого нейминга

18 февраля 2023

Ускоренная регистрация товарного знака

15 марта 2023

Сходство товарных знаков до степени смешения: как это проверить

21 марта 2023

Регистрация своего бренда самозанятым в 2023 году

26 марта 2023

Коммерческое обозначение: регистрация и особенности защиты

1 мая 2023

Патент на сайт: регистрация прав

5 мая 2023

Как оспорить решение ППС: пошаговая инструкция

8 мая 2023

Регистрации товарного знака через Госуслуги

1 августа 2023

Лицензионный договор: виды, особенности регистрации

7 августа 2023

Подборка лучших сервисов и нейросетей для создания логотипа

11 октября 2023

Как придумать название компании: способы с примерами

20 октября 2023

Как придумать бренд: гайд по неймингу с примерами

21 октября 2023

Цифровой арбитраж на Wildberries: что делать, если получена жалоба

30 ноября 2023

Инфографика для карточки товара на маркетплейсе: ТОП 7 конструкторов

10 декабря 2023

Патентные тролли и защита товарных знаков на маркетплейсах

12 декабря 2023

Маркировка на маркетплейсах — как избежать штрафов

15 декабря 2023

Защита интеллектуальной собственности на маркетплейсах

20 декабря 2023

Как продавать на Wildberries: пошаговый гайд

12 января 2024

Сертификация для маркетплейсов: оформление, цена и сроки проведения

13 января 2024

Реклама | https://legal-support.ru

Заказ звонка

Кликая на кнопку, вы соглашаетесь на
обработку персональных данных