25 декабря 2022
Проверено на актуальность 1.07.2023
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7

Фирменное наименование для юридического лица: как сделать правильный выбор

Фирменное наименование для юридического лица: как сделать правильный выбор
Автор Ирина Резникова

Старший партнер патентно-адвокатского бюро «Гардиум», патентный поверенный № 1947. В практике более 20 лет.

Открывая юридическое лицо, мало кто задумывается о правовой стороне при выборе названия. Принято считать, что название можно выбирать любое, лишь бы без нецензурных слов. А то, что фирменное наименование юрлица не должно быть похожим на конкурентов, проверяют не всегда.

Название фирмы ООО «Березка», АО «Россельпроммаш» выбирают, потому что слово нравится. Или наоборот, чтобы быть похожими на других участников рынка, поменьше отличаться. Вместе с тем ни один предприниматель не придет в восторг, если увидит, что только открывшийся конкурент хочет начать работу, пользуясь его наименованием, а значит, и репутацией.

Название фирмы – фирменное наименование юридического лица – можно защищать точно так же, как бренд. Разбираемся, как это сделать.

Что такое фирменное наименование юридического лица, основные требования

Фирменное наименование – это то, под каким названием ваша компания зарегистрирована в налоговой. Важно понимать, что фирменное наименование есть только у юрлиц. ИП регистрируются под реальными ФИО из паспорта, а значит, никаких названий не придумывают.

Фирменное наименование состоит из двух частей:

У любого юрлица появляется фирменное наименование, когда его после прохождения регистрации добавляют в ЕГРЮЛ. Если ваша компания есть в ЕГРЮЛ – у вас есть фирменное наименование. И оно такое, как указано в реестре.

Чем фирменное наименование отличается от товарного знака и коммерческого обозначения

Фирменное наименование у вашей фирмы одно. Например, ООО «Росшампуньхолдинг». Но продуктов компания может выпускать сколько угодно: шампуни «Сальса», бальзамы «Вальс» и муссы для волос «Фокстрот». Потребители на полках магазинов будут видеть эти танцевальные названия. А фирменное наименование могут вообще не знать и не читать.

Получается, что покупатели знают названия ваших брендов – именно они обычно регистрируются как товарный знак в Роспатенте. Чтобы другие компании не могли выпускать свою продукцию под теми же названиями, что и у вас.

Для краткости и удобства написания ООО «Росшампуньхолдинг» на бланках, на витринах и вывесках пишет длинное название не полностью, а ООО «РШХ». Так можно. И это будет коммерческим обозначением компании. По закону если компания использует такое обозначение, значит, другие автоматически не могут называть себя так же.

Чем понятия отличаются друг от друга

Фирменное наименование – это название, под которым ваша компания зарегистрирована в налоговой. Оно включает в себя и само название, и аббревиатуру, указывающую на организационно-правовую форму.

Товарный знак – средство индивидуализации, зарегистрированные в Роспатенте. Это ваша бренд-символика, название продукции, которую вы выпускаете, и другие элементы, по которым покупатели отличают вас от конкурентов: джинглы, упаковка, логотип и много что еще.

Коммерческое обозначение – это то, как компания называет себя на бланках, в актах и в других официальных документах, если решает, что фирменное наименование использовать по каким-то причинам неудобно.

Коммерческое обозначение, фирменное наименование и товарный знак являются средством индивидуализации компаний и охраняются законом.

Каким должно быть фирменное наименование

В Гражданском кодексе (ГК РФ) прописано, что фирменное наименование должно быть написано на русском языке с возможностью транскрибировать на русский иноязычные названия, в том числе и названия языков коренных народов РФ. Можно сразу выбрать полное и сокращенное наименование на русском.

Дополнительно к русскому можно добавить название на любом иностранном языке или на языке коренных народов. Единственное ограничение – для иностранных компаний нельзя переводить организационно-правовую форму. Если за рубежом компания зарегистрирована как Burberry Group PLC, в России они могут быть только «Барберри» или «Барберри групп». PLC – это британский аналог АО, переводить и включать в фирменное наименование нельзя.

Другие требования к фирменному наименованию в ГК РФ:

  • нельзя использовать иностранные города и страны, их сокращения, просторечные названия и производные;

  • нельзя использовать названия государственных органов из любых субъектов РФ;

  • нельзя использовать названия общественных объединений;

  • нельзя использовать слова, противоречащие морально-этическим устоям;

  • нельзя добавлять обозначения и названия денежной символики, клейма и печати;

  • без разрешения Минюста нельзя использовать в названии компании Россия, РФ, Российская Федерация и производные.

Использовать название нашей страны в названии предприятия можно только с разрешения Министерства юстиции РФ. Такое разрешение могут получить крупнейшие налогоплательщики, компании, созданные государством или компании, которыми государство владеет не менее чем на 25 % голосующих акций.

В названии компании можно использовать слово русский: ООО «Русские бани», АО «Русский огурец», это не про государственную символику. А вот можно или нет использовать названия городов и других муниципальных объектов, решают на местном уровне. Нужно изучить законодательство конкретного субъекта РФ.

Если нарушить любое из этих правил – налоговая вправе заставить изменить фирменное наименование. Если при регистрации регистрирующий орган не заметил нарушения и допустил регистрацию – позже он может потребовать сменить название через суд. Поэтому перед регистрацией юрлица нужно проверять идеи на соответствие закону самостоятельно.

Фирменное наименование как средство индивидуализации

Использовать фирменное наименование может только то юрлицо, на которое оно зарегистрировано. И это юрлицо может только использовать ФН: продавать, дарить, передавать не может. Можно продать юрлицо целиком, но само фирменное наименование передать другой организации, в том числе в составе франшизы, нельзя. Чтобы потребители четко понимали, кто именно производит продукцию, даже под одним и тем же брендом.

Фирменное наименование пишут во всех юридических и уставных документах, на печати, на вывесках. В некоторых сферах деятельности обязательно указывать юридическое название в рекламных сообщениях.

Фирменное наименование юридического лица является интеллектуальной собственностью компании. Но пока оно зарегистрировано только в налоговой – к бухучету его принять нельзя, а значит, на стоимость компании оно не влияет.

Можно ли использовать фирменное наименование, похожее на чужое

По закону конкурирующим фирмам нельзя использовать одинаковые или очень похожие названия: фирменные наименования и товарные знаки. Так решили, чтобы защитить покупателей и не вводить их в заблуждение. Люди должны точно понимать, кто производитель продукции, и иметь возможность выбора.

При регистрации налоговая не смотрит, есть похожие названия или нет. Если фирма не нарушает основные требования к фирменному наименованию закона – наименование попадет в ЕГРЮЛ. А потом, если обладатель названия, зарегистрированного ранее, решит предъявить требования – конкурент должен будет сменить наименование и, возможно, заплатит компенсацию до 5 000 000 руб. за использование чужого названия.

Кто может регистрировать одинаковые фирменные наименования:

  • неконкурирующие фирмы: если ремонт обуви и компания по производству тракторов выберут одинаковые названия, им нечего делить, а значит, и требования друг к другу предъявлять они не будут;

  • ИП – у них в принципе нет фирменного наименования, если двух людей по паспорту зовут одинаково, несмотря на то, что они конкуренты, в ЕГРИП будут записаны одинаково.

Предпринимателю можно запретить использовать свое имя как бренд, если конкурент зарегистрировал его как товарный знак. Но во всех государственных структурах и по документам человек продолжит жить под своим именем.

Во всех остальных случаях выбирать для себя название, которое уже используют организации с похожими ОКВЭДами, даже из других регионов, опасно.

Наказание за использование фирменного наименования конкурента

Если компания регистрирует название, которое уже использует конкурент в любом регионе РФ – по распоряжению фирмы, которая зарегистрировала наименование раньше, придется или закрыть юрлицо полностью, или переименоваться. Правообладатель через суд может доказать, что из-за схожести названий он понес убытки, в таком случае все убытки придется возместить.

Фактически доказать, что из-за похожих названий юрлиц фирма теряет прибыль, сложно. Поэтому, если случайно нарушить чужое право на фирменное наименование, в большинстве случаев фирмы просто меняют название – теряют наработанную репутацию, но обходятся без штрафных санкций.

Другое дело, если компания зарегистрировала фирменное наименование и товарный знак. В таком случае нарушитель должен будет заплатить от 10 000 до 5 000 000 рублей компенсации, которая будет рассчитываться разными способами:

  • правообладатель может потребовать определенную сумму за нарушение прав на его интеллектуальную собственность;

  • потребовать возместить ему стоимость ваших проданных товаров по его цене;

  • потребовать выплатить ему двойную стоимость контрафактных товаров.

На простом примере. ООО «Рыба» продает консервы с сардиной по цене 150 рублей за банку. Появляется конкурент ООО «Рыба» и продает консервы с сардиной по 100 рублей за банку. «Рыбка» наносит фирменное наименование на каждую банку, а значит, каждая банка является контрафактной.

Если у правообладателя зарегистрирован товарный знак, он может взыскать либо 150 рублей за каждую проданную единицу по своей цене, либо 200 рублей – по двойной стоимости контрафактного товара.

Без исключительного права на товарный знак правообладателю пришлось бы доказывать, что он понес убытки. Что покупатели бы обязательно выбрали его товар, а не товары других конкурентов. Это сложно. Если есть товарный знак – доказывать придется не убытки, а факт использования вашего обозначения, это намного проще.

Компанию заставили переименоваться из-за общепринятого элемента

При регистрации товарного знака есть такое понятие, как общепринятые элементы. То есть слова, которые напрямую относятся к вашему виду деятельности, включать в товарный знак можно, но охраняться они не будут. Слово «обувь» в товарном знаке могут использовать все обувщики.

С фирменным наименованием так не работает. ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» заставила через суд изменить наименование ООО «Региональное БТИ». Несмотря на то, что БТИ – общепринятая аббревиатура, «Федеральное БТИ» получили фирменное наименование первые, а значит, название конкурентов будет вводить в заблуждение потребителей.

Эту версию подтвердил Президиум суда по интеллектуальным правам.

Проверяйте фирменное наименование на уникальность

Перед регистрацией юрлица нужно проверить название ООО по двум базам:

  • по базе зарегистрированных юрлиц – ЕГРЮЛ;

  • и по базе зарегистрированных товарных знаков.

Бесплатная проверка от «Гардиума» показывает совпадения сразу из обеих баз, так что проверять можно только здесь.

Если совпадений нет – можно подавать документы на регистрацию юрлица. Если совпадения есть или наименования очень похожи – проверьте, являются ли владельцы зарегистрированного ранее обозначения вашими конкурентами. Если вы не конкуренты – можно регистрировать свою компанию под тем же названием. Если вы конкуренты – лучше сразу изменить название.

Какие споры по фирменным наименованиям есть в судебной практике

Основных типов спора два: когда одна компания нарушает права на фирменное наименование другой и когда компания пытается доказать, что суды нижестоящих инстанций неправомерно признали ее виновной в нарушении. В обоих случаях предугадать развитие событий невозможно.

Автошколу обязали изменить название

«Учебный центр «Старт» увидел, что на рынке работает еще одна автошкола с похожим фирменным наименованием – «АвтоСтарт». У обеих компаний зарегистрированы товарные знаки: у учебного центра – «Автошкола Старт», у «АвтоСтарт» – одноименный.

Учебный центр решил аннулировать правовую охрану товарного знака конкурента. Они зашли сразу с двух флангов: доказали, что обозначения похожи и пользователи действительно могут перепутать автошколы. И показали, что учебный центр использовал «СТАРТ» как фирменное наименование в составе ООО с 2008 года, а в составе НОУ – еще раньше.

«АвтоСтарт» дошли до Президиума суда по интеллектуальным правам, но их все равно заставили прекратить использовать название.

В большинстве случаев в спорах с фирменным наименованием юридического лица участвует и товарный знак: когда у одной компании он зарегистрирован, а вторая использует фирменное наименование как бренд без регистрации.

Компания заплатила 1 000 000 рублей за использование чужого товарного знака

ООО «Транскомурал» открыли юрлицо и вели деятельность по организации грузоперевозок под одноименным брендом. В это время на рынке уже предоставляла такие же услуги компания ООО «Транском», у которой есть зарегистрированный товарный знак «ТРАНСКОМ».

«Транском» обратились в суд, чтобы запретить конкурентам использовать их фирменное наименование и взыскать 1 000 000 рублей компенсации за нарушение прав на их интеллектуальную собственность.

Суды всех инстанций, вплоть до Президиума суда по интеллектуальным правам, признали правоту «Транскома». Одной из линий защиты ответчика было, что «Транском» не защитил права на фирменное наименование, а товарный знак не может спорить с названием фирмы.

В итоге ООО «Транскомурал» обязали выплатить 1 000 000 рублей компенсации за использование бренда конкурента и 29 000 рублей компенсации за уплаченную госпошлину.

Как выбрать и защитить фирменное наименование

Если вы только открываете юрлицо или хотите обезопасить себя от любых рисков по спорам с интеллектуальной собственностью, когда уже активно работаете –обращайтесь к юристам и патентным поверенным «Гардиума». Эксперты с опытом более 15 лет проверят ваше название по всем базам и проведут все необходимые процедуры по защите:

  • зарегистрируют фирменное наименование как товарный знак, чтобы его было проще защищать;

  • найдут конкурирующие компании, которые ведут деятельность с использованием вашего бренда, и помогут избавиться от нарушителей.

С «Гардиумом» обеспечить безопасность бренда просто. Обращайтесь, первая консультация с экспертом бесплатно!

01

Регистрация «Дешевле не бывает»

Подадим заявку в Роспатент

от 18 900 ₽

заказать

02

Регистрация
«Стандарт»

Зарегистрируем знак под ключ

от 69 000 ₽

заказать

03

«Люкс» с гарантией

Ускорим регистрацию в 2 раза

от 99 000 ₽

заказать
MDN

Ирина Резникова

Старший партнер патентно-адвокатского бюро «Гардиум», патентный поверенный № 1947.
В практике более 20 лет.

Задать вопрос эксперту
18 лет на рынке

Проверка товарного знака онлайн

1 июня 2021

Как запатентовать название и логотип

2 июня 2021

Как зарегистрировать бренд в России — этапы, процедура, документы

3 июня 2021

Регистрация софта в Роспатенте

4 июня 2021

Домен как товарный знак

5 июня 2021

Регистрация товарного знака

6 июня 2021

Защита товарного знака от незаконного использования

2 августа 2021

Защита бренда за границей - варианты и нюансы регистрации

3 августа 2021

Внесение товарного знака в таможенный реестр – пошаговая инструкция

5 августа 2021

Патентование – защита разработки от конкурентов

10 августа 2021

Как выбрать патентное бюро

10 декабря 2021

Юристы по интеллектуальному праву

10 декабря 2021

Патентные поверенные

10 декабря 2021

Гайд по патентным исследованиям и выбору патентоведа

3 марта 2022

Суд по интеллектуальным правам

30 мая 2022

Патентование промышленных образцов

30 мая 2022

Главное про патентование идей

30 мая 2022

Товарные знаки для маркетплейсов: Wildberries, Ozon, Lamoda, Яндекс Маркет

5 июня 2022

Внесение отечественного ПО в реестр Минцифры

8 июня 2022

Патентование IT-решений в России и мире

10 июня 2022

Что такое товарный знак?

11 июля 2022

Патентование изобртения в Роспатенте

12 июля 2022

Передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности

15 июля 2022

Как запатентовать полезную модель в Роспатенте

8 августа 2022

Пошаговая инструкция по патентованию рецепта

11 августа 2022

Вывеска на иностранном языке

15 августа 2022

Передача интеллектуальных прав

6 сентября 2022

Торговая марка и товарный знак: сходства и отличия

15 сентября 2022

Патентная экспертиза

27 сентября 2022

Обзор основных трендов в LegalTech

10 октября 2022

Как составляется описание к патенту

15 октября 2022

Вопрос доменных споров на примере нашумевшего кейса

21 октября 2022

Роспатент и ФИПС: функции и возможности

11 ноября 2022

Роспатент: задачи, структура, как подать заявку

14 ноября 2022

Реестр отечественного ПО

18 ноября 2022

Как работать с поисковой системой на сайте ФИПС

22 ноября 2022

Управление интеллектуальной собственностью в новой реальности

22 декабря 2022

Как выбрать фирменное наименование: статус по ГК РФ, примеры

25 декабря 2022

Антимонопольная практика в ФАС по патентным спорам

28 декабря 2022

Как подобрать название бренда на маркетплейсе

5 февраля 2023

Особенности зарубежного патентования

11 февраля 2023

Сервисы для легкого и быстрого нейминга

18 февраля 2023

Ускоренная регистрация товарного знака

15 марта 2023

Сходство товарных знаков до степени смешения: как это проверить

21 марта 2023

Регистрация своего бренда самозанятым в 2023 году

26 марта 2023

Коммерческое обозначение: регистрация и особенности защиты

1 мая 2023

Патент на сайт: регистрация прав

5 мая 2023

Как оспорить решение ППС: пошаговая инструкция

8 мая 2023

Регистрации товарного знака через Госуслуги

1 августа 2023

Лицензионный договор: виды, особенности регистрации

7 августа 2023

Подборка лучших сервисов и нейросетей для создания логотипа

11 октября 2023

Как придумать название компании: способы с примерами

20 октября 2023

Как придумать бренд: гайд по неймингу с примерами

21 октября 2023

Цифровой арбитраж на Wildberries: что делать, если получена жалоба

30 ноября 2023

Инфографика для карточки товара на маркетплейсе: ТОП 7 конструкторов

10 декабря 2023

Патентные тролли и защита товарных знаков на маркетплейсах

12 декабря 2023

Маркировка на маркетплейсах — как избежать штрафов

15 декабря 2023

Защита интеллектуальной собственности на маркетплейсах

20 декабря 2023

Как продавать на Wildberries: пошаговый гайд

12 января 2024

Сертификация для маркетплейсов: оформление, цена и сроки проведения

13 января 2024

Заказ звонка

Кликая на кнопку, вы соглашаетесь на
обработку персональных данных