Как зарегистрировать товарный знак через Госуслуги. Пошаговая инструкция

1 августа 2023
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7
Как зарегистрировать товарный знак через Госуслуги. Пошаговая инструкция
Автор Маргарита Булычева

юрист по интеллектуальным правам «Гардиума»

1 августа 2023
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7

Существует несколько вариантов регистрации товарного знака для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: посещение офиса Роспатента, отправка почтой, подача заявки на сайте ФИПС или через портал Госуслуг. Однако самый быстрый и выгодный способ - регистрация заявки на Госуслугах. В статье расскажем, почему это так и как осуществить данную процедуру.

Подготовка к регистрации товарного знака

Сама процедура регистрации не займёт больше 2-3 часов, но есть технические моменты, которые нужно учесть перед оформлением заявки.

  1. Проверить наличие учётной записи на Госуслугах. Она должна быть оформлена на ИП или юридическое лицо, иначе подать заявку онлайн не получится.

  2. Получить усиленную электронно-цифровую подпись (ЭЦП). Для этого нужно обратиться в территориальный налоговый орган.

  3. Установить на ПК криптопровайдер для расшифровки электронной подписи. Базовая версия есть в свободном доступе.

На портале Госуслуг можно подать заявку на регистрацию товарного знака, знака обслуживания и коллективного товарного знака. Для остальных видов интеллектуальной собственности регистрация через портал пока не доступна.

Как подать заявку на регистрацию через Госуслуги

Сайт Госуслуг - удобный способ быстро, не посещая офис Роспатента, зарегистрировать товарный знак. Благодаря действующей скидке предприниматели и юридические лица могут сэкономить от 10 тысяч рублей на оплате пошлин онлайн. Минимальная пошлина при подаче документов в бумажном виде составляет 33000 рублей, а со скидкой 30% на портале Госуслуг - 23100 рублей.

При подаче документов онлайн все этапы процедуры регистрации проходят дистанционно, в том числе и выдача электронного свидетельства.

Пошаговая инструкция

Шаг 1 - проверка обозначения на возможность регистрации

На этапе подготовки к регистрации необходимо проверить уникальность обозначения. Опустив этот шаг, вы рискуете потерять средства, потраченные на пошлины (Роспатент не возвращает уплаченную пошлину в случае отказа в регистрации).

Без предварительной проверки обозначения на уникальность есть большой риск получить отказ в регистрации.

Статистика Роспатента показывает, что 3 из 10 поданных заявок получают отказ в регистрации по причине неуникальности обозначения. Поэтому важно провести поиск и убедиться, что больше никто не использует ваш товарный знак. Сделать это можно самостоятельно через наш бесплатный сервис. Умный поиск brand-search анализирует не только зарегистрированные товарные знаки, но и заявки, домены и названия компаний. Благодаря этому результат максимально точен и понятен даже пользователю без специальной подготовки.

Если по результатам поиска окажется, что обозначение неуникально, сделайте ребрендинг. В исходном виде оно не пройдёт экспертизу.

Шаг 2 - получение электронно-цифровой подписи (ЭЦП)

Если вы уже зарегистрированы на Госуслугах как ИП или юрлицо, то ЭЦП у вас уже есть (без неё регистрация невозможна). Если же нет, то это следующий шаг. Выдачей усиленной электронно-цифровой подписи занимаются аккредитованные Минцифрой удостоверяющие центры, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте ведомства.

Сроки рассмотрения документов: 1 день
Стоимость выдачи ЭЦП: 2-3 тысячи рублей

ЭЦП - это зашифрованные файлы на флеш-носителе. Такая подпись обладает той же юридической силой, что и рукописная, но для её работы на ПК требуется установка криптопрограммы. На сегодняшний день сертифицированы две отечественные программы: VipNet CSP 4.2 и Крипто Про CSP. Обе есть в свободном доступе для скачивания.

Шаг 3 - создание учётной записи на Госуслугах

  1. Для создания учётной записи ИП или юрлица вам нужно войти на портал Госуслуг в качестве физлица. После этого можно добавить новую организацию, нажав на соответствующее поле:

    Новая организация
  2. В открывшемся окне выбираете нужную организационно-правовую форму: индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, гос.организация или представительство иностранного ЮЛ:

    Добавление организации
  3. После выбора откроется поле для заполнения персональных данных. Некоторые из них заполнятся автоматически, некоторые нужно ввести вручную. Если вы регистрируете учётную запись для юрлица, портал сразу попросит подключение носителя с ЭЦП. Обычно электронная подпись считывается сразу, при возникновении проблем воспользуйтесь подробной инструкцией:

    Инструкция по созданию электронной подписи
  4. Проверив все внесённые данные, нажмите «Продолжить». Начнётся проверка сведений, после успешного завершения которой откроется личный кабинет организации.

Шаг 4 - выбор классов МКТУ

Классы Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) - это перечень товаров и услуг, которые разделены по классам исходя из своей однотипности.Сделано это для того, чтобы обеспечить порядок в среде бизнеса в части охраны товарных знаков. Выбор определенных классов МКТУ при регистрации товарного знака необходим для защиты вашего обозначения в пределах конкретных групп товаров и услуг.. Сегодня выделяют 45 классов, каждый из которых включает более 100 наименований. Перед заполнением заявки на регистрацию товарного знака подберите все подходящие для вашей деятельности классы.

Некоторые предприниматели считают, что правильнее и выгоднее будет ограничиться одним классом. Но это не так. Иногда от выбора классов МКТУ зависит дальнейшая работа бренда. И если вы планируете через год-два расширить производство, сразу укажите все подходящие классы. Не стоит забывать и о корреспондирующих классах, когда ваш продукт или услуга могут быть отнесены к нескольким классам МКТУ. Например, рестораны (43 класс МКТУ) и ночные клубы (41 класс МКТУ) включены в разные классы, но часть оказываемых ими услуг идентична. В таком случае целесообразно включить в заявку оба класса.

Регистрировать во всех классах тоже не нужно. Неиспользуемый товарный знак могут отобрать конкуренты, оспорив правомерность его регистрации через суд (статья 1486 ГК РФ). Кроме того, при подаче заявки на регистрацию с указанием широкого перечня классов МКТУ высок риск отказа в защите обозначения из-за возможных противопоставлений с другими товарными знаками уже работающими в рамках данных классов.

Если вы занимаясь производством одеял, заранее продумайте, будете ли открывать их розничную продажу, устраивать выставки или ярмарки. Если да, то регистрируем обозначение не только в 24 классе, но и в 35.

Шаг 5 - самостоятельный расчёт пошлин

Чтобы самостоятельно рассчитать сумму пошлины за регистрацию товарного знака, воспользуйтесь актуальной информацией о её размерах на сайте Роспатента или ФИПС. Всего у вас должно быть два платежа:

  1. Первоначально необходимо заплатить пошлину за подачу заявки и проведение формальной экспертизы (пункты 2.1 и 2.4 в таблице пошлин).

  2. Затем следует оплатить пошлину за проведение экспертизы по существу и получение свидетельства о регистрации (пункты 2.11 и 2.14). Эту пошлину необходимо уплатить в течение двух месяцев после окончания формальной экспертизы.

На размер госпошлины влияет только количество классов МКТУ, указанных в заявке. При оплате онлайн действует скидка 30%.

Пример расчетов: за регистрацию и первую экспертизу обозначения в одном классе вы заплатите 10500 рублей (2450 руб + 8050 руб со скидкой). Указав в заявке 6 классов, сумма уже составит 19950 рублей ( 2450 +700 + 8750 (за каждый класс, свыше 1) +8050 руб).

Точно также рассчитывается вторая часть пошлины, причём п.2.14 не обязателен, если вам не нужен сертификат на бумажном носителе.

Оплата пошлины онлайн для юридических лиц и предпринимателей пока не доступна, однако можно это сделать через учётную запись физлица.

Шаг 6 - оформление заявки на портале

Оформление заявки на регистрацию товарного знака

Чтобы подать заявку онлайн, нужно зайти в раздел «Регистрация товарного знака» на Госуслугах. Найти эту страницу можно через поиск на сайте:

  • Здесь же необходимо скачать шаблоны двух документов: заявления и согласия на обработку персональных данных. Вместе с остальными документами их нужно будет прикрепить на странице регистрации.

  • Затем в правой части страницы нажмите на кнопку «Получить услугу», после чего портал перенаправит вас на страницу регистрации.

Получение услуги по регистрации товарного знака
  • На открывшейся странице вводите адрес для переписки и адрес электронной почты (сведения могут совпадать), затем прикрепляете уже заполненные и заархивированные файлы. В архиве должны быть следующие документы:

    • заявление на регистрацию;

    • согласие на обработку персональных данных;

    • доверенность, если заявку оформляет представитель или патентный поверенный;

    • чек, подтверждающий уплату пошлин.

  • Подпишите документы электронной подписью и направьте в ведомство. Ответ о регистрации заявки поступит в течение 2 рабочих дней. Проверяйте корреспонденцию по адресу, указанному в заявке, потому что у экспертов могут возникнуть вопросы или уточнения. Обычно в письме указаны сроки ответа на запрос.

Преимущества и недостатки регистрации через Госуслуги

Преимущества онлайн-регистрации

Недостатки онлайн-регистрации

  1. Экономия времени: не нужно никуда ехать, заявки онлайн принимаются в любое время суток

  2. Заявка поступает в ведомство мгновенно, благодаря чему заявитель получает более ранний приоритет

  3. Все документы в одном электронном архиве, поэтому ничего не затеряется

  4. Льгота при уплате пошлин: можно сэкономить от 10000 рублей

  1. Сложность получения ЭЦП: удостоверяющие центры есть только в крупных городах

  2. Трудности в установке и настройке криптопрограммы

Зарегистрировать товарный знак через Госуслуги можно достаточно быстро, если разобраться во всех нюансах процесса.

01

Регистрация «Дешевле не бывает»

Подадим заявку в Роспатент

от 18 900 ₽

заказать

02

Регистрация
«Стандарт»

Зарегистрируем знак под ключ

от 69 000 ₽

заказать

03

«Люкс» с гарантией

Ускорим регистрацию в 2 раза

от 99 000 ₽

заказать
MDN

Маргарита Булычева

юрист по интеллектуальным правам «Гардиума»

Задать вопрос эксперту
18 лет на рынке

Проверка товарного знака онлайн

1 июня 2021

Как запатентовать название и логотип

2 июня 2021

Как зарегистрировать бренд в России — этапы, процедура, документы

3 июня 2021

Регистрация софта в Роспатенте

4 июня 2021

Домен как товарный знак

5 июня 2021

Регистрация товарного знака

6 июня 2021

Защита товарного знака от незаконного использования

2 августа 2021

Защита бренда за границей - варианты и нюансы регистрации

3 августа 2021

Внесение товарного знака в таможенный реестр – пошаговая инструкция

5 августа 2021

Патентование – защита разработки от конкурентов

10 августа 2021

Как выбрать патентное бюро

10 декабря 2021

Юристы по интеллектуальному праву

10 декабря 2021

Патентные поверенные

10 декабря 2021

Гайд по патентным исследованиям и выбору патентоведа

3 марта 2022

Суд по интеллектуальным правам

30 мая 2022

Патентование промышленных образцов

30 мая 2022

Главное про патентование идей

30 мая 2022

Товарные знаки для маркетплейсов: Wildberries, Ozon, Lamoda, Яндекс Маркет

5 июня 2022

Внесение отечественного ПО в реестр Минцифры

8 июня 2022

Патентование IT-решений в России и мире

10 июня 2022

Что такое товарный знак?

11 июля 2022

Патентование изобртения в Роспатенте

12 июля 2022

Передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности

15 июля 2022

Как запатентовать полезную модель в Роспатенте

8 августа 2022

Пошаговая инструкция по патентованию рецепта

11 августа 2022

Вывеска на иностранном языке

15 августа 2022

Передача интеллектуальных прав

6 сентября 2022

Торговая марка и товарный знак: сходства и отличия

15 сентября 2022

Патентная экспертиза

27 сентября 2022

Обзор основных трендов в LegalTech

10 октября 2022

Как составляется описание к патенту

15 октября 2022

Вопрос доменных споров на примере нашумевшего кейса

21 октября 2022

Роспатент и ФИПС: функции и возможности

11 ноября 2022

Роспатент: задачи, структура, как подать заявку

14 ноября 2022

Реестр отечественного ПО

18 ноября 2022

Как работать с поисковой системой на сайте ФИПС

22 ноября 2022

Управление интеллектуальной собственностью в новой реальности

22 декабря 2022

Как выбрать фирменное наименование: статус по ГК РФ, примеры

25 декабря 2022

Антимонопольная практика в ФАС по патентным спорам

28 декабря 2022

Как подобрать название бренда на маркетплейсе

5 февраля 2023

Особенности зарубежного патентования

11 февраля 2023

Сервисы для легкого и быстрого нейминга

18 февраля 2023

Ускоренная регистрация товарного знака

15 марта 2023

Сходство товарных знаков до степени смешения: как это проверить

21 марта 2023

Регистрация своего бренда самозанятым в 2023 году

26 марта 2023

Коммерческое обозначение: регистрация и особенности защиты

1 мая 2023

Патент на сайт: регистрация прав

5 мая 2023

Как оспорить решение ППС: пошаговая инструкция

8 мая 2023

Регистрации товарного знака через Госуслуги

1 августа 2023

Лицензионный договор: виды, особенности регистрации

7 августа 2023

Подборка лучших сервисов и нейросетей для создания логотипа

11 октября 2023

Как придумать название компании: способы с примерами

20 октября 2023

Как придумать бренд: гайд по неймингу с примерами

21 октября 2023

Цифровой арбитраж на Wildberries: что делать, если получена жалоба

30 ноября 2023

Инфографика для карточки товара на маркетплейсе: ТОП 7 конструкторов

10 декабря 2023

Патентные тролли и защита товарных знаков на маркетплейсах

12 декабря 2023

Маркировка на маркетплейсах — как избежать штрафов

15 декабря 2023

Защита интеллектуальной собственности на маркетплейсах

20 декабря 2023

Как продавать на Wildberries: пошаговый гайд

12 января 2024

Сертификация для маркетплейсов: оформление, цена и сроки проведения

13 января 2024

Реклама | https://legal-support.ru

Заказ звонка

Кликая на кнопку, вы соглашаетесь на
обработку персональных данных