Патентные тролли на маркетплейсах

12 декабря 2023
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7
Патентные тролли на маркетплейсах
Автор Дарья Полякова

юрист по интеллектуальным правам «Гардиума»

12 декабря 2023
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7

Даже если честно вести бизнес, вас могут объявить нарушителем, чтобы стрясти деньги на ровном месте. Всему виной патентный троллинг, который распространен в России. Расскажем, кто такие патентные тролли и как от них защититься.

Кто такие патентные тролли

Есть компании, которые ничего не производят и не продают, а только регистрируют на себя множество товарных знаков с целью заработка на взыскании компенсаций. Такие компании называют патентными троллями.

Определение ВС РФ, патентные тролли и злоупотребление правом

С 2023 года право регистрации товарных знаков получили физические лица наравне с организациями и ИП. То есть теперь количество троллей может потенциально вырасти.

Товарный знак для физического лица →

Признаки патентного троллинга следующие:

  1. Деятельность в основном связана с регистрацией разнородных товарных знаков. Один тролль может быть также обладателем десятков свидетельств о регистрации из Роспатента.

  2. Реальная деятельность далека от производства, исследований и использования патентного права. Доход поступает от взыскания компенсаций в судебном или добровольном порядке.

  3. Знаки часто сформулированы так, чтобы можно было легко подтвердить нарушение при обращении в суд. Например, словесное сочетание, которое вероятно будет использоваться другими предпринимателями.

  4. Перед обращением в суд патентные тролли обычно настаивают на добровольной компенсации ущерба. Так они пытаются сократить свои издержки.

Патентные тролли и товарные знаки

Владельцы бизнеса вкладывают немалые деньги в раскрутку бренда, ведь рост узнаваемости напрямую влияет на доход. И в какой-то момент возникает некий патентный тролль и говорит, что зарегистрировал товарный знак первым.

Кажется, что закон на стороне тролля: он вправе требовать компенсацию, ведь зарегистрировал объект раньше. И компания, которая честно вела бизнес, будет считаться нарушителем исключительных прав. Последствия для нее такие:

  • возмещение убытков «потерпевшему»;

  • компенсация до 5 000 000 рублей;

  • выплата штрафа в двукратном размере стоимости товаров, на которые нанесена маркировка правообладателя;

  • ликвидация продукции за свой счет;

  • штраф от 100 000 до 300 000 рублей, если размер «ущерба» превышает 250 000 рублей;

  • уголовная ответственность владельца бизнеса в виде исправительных работ.

В реальности все не так однозначно. В практике компании Гардиум десятки споров, которые дошли до суда и во всех них тролль проиграл, потому что есть такое понятие, как злоупотребление правом. Троль ничего не продает и не производит, а предприниматель наоборот, занимается коммерческой деятельностью. Поэтому важно не только регистрировать знак, но и использовать его.

Тролль рассчитывает на то, что предприниматель согласиться заплатить, чем идти в суд и тратить месяцы на разбирательства.

Патентный троллинг на маркетплейсах: нечестный бизнес по всем правилам закона

Маркетплейс – это огромная торговая площадка в интернете, где представлены тысячи различных категорий товаров: электроника, бытовая техника, одежда, садовый инструмент, мебель. Он выступает посредником между продавцом и покупателем. Наиболее крупные маркетплейсы в России Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, Lamoda.

Если селлер не обеспечил правовую защиту своему бренду, он рискует столкнуться с патентным троллингом на маркетплейсе. Возможны два варианта развития событий:

  • Тролль подает жалобу в администрацию маркетплейса о нарушении исключительных прав. Например, при обращении в цифровой арбитраж Wildberries придется загрузить свидетельство на товарный знак, лицензионный договор или договор коммерческой концессии. Если речь идет о патентовании, потребуется заключение патентной экспертизы. Для объектов авторского права подойдут скриншоты, договоры о передаче прав, свидетельства о регистрации авторского права.

    Далее маркетплейс запрашивает подтверждающие документы у селлера. На это дается 10 дней.

Кейс: предприниматель торговал футболками. Когда объем продаж достиг несколько тысяч, он получил претензию с требованием выплатить компенсацию за использование чужого товарного знака. Оказалось, автор претензии зарегистрировал надпись на футболке в качестве товарного знака. Проверка показала, что автор претензии не является правообладателем, а только подал заявку на товарный знак.

При получении претензии всегда нужно проверять заявленные права. Всех правообладателей можно найти в нашем сервисе онлайн проверки и ТГ-боте.

Во время разбирательства между сторонами, маркетплейс иногда блокирует спорные карточки: владелец бизнеса лишается возможности торговать до разрешения спора.

  • Патентный тролль обращается напрямую к селлеру. Он может предложить решить вопрос добровольно или пойти в суд. Последствия для предпринимателя будут те же, что и в первом случае.

Кроме компенсации, маркетплейс может оштрафовать селлера за нарушение чужих исключительных прав. Например, на Wildberries штраф за один факт нарушения составляет 25 000 рублей. Если есть поданный иск в суд, маркетплейс штраф не взимает, но блокирует спорную карточку до решения, что фактически обнуляет торговлю.

Как защититься от патентного троллинга

Основные способы защиты от троллинга:

  1. Зарегистрировать свой товарный знак.

  2. Не использовать чужие фотографии в карточках товара.

  3. Иметь на руках документы, которые подтверждают право на использование бренда: свидетельство на товарный знак, договор поставки, лицензионный договор, разрешение правообладателя и др.

При создании фотоконтента для карточки товара важно не использовать чужие материалы, а делать все самостоятельно. Речь здесь идет как об изображении самого товара, так о фотографиях людей, предметов, окружающей обстановки, которые служат эмоциональными атрибутами. Тогда будут исходники с метаданными, с помощью которых можно подтвердить авторство. Еще вариант – получить письменное согласие от автора на использование контента на маркетплейсе.

Если контент создает фотограф или дизайнер, необходимо заключить с ним договор о передаче авторского права. Кроме того, не лишним будет подписывать акт передачи при приеме готовой работы.

Если инфографикой занимается штатный сотрудник, нужно четко указывать кому принадлежит право собственности на объект в трудовом договоре. По закону такой объект считается служебным произведением. Если инфографику создаете самостоятельно, все исходники стоит сохранить.

Скачивать фотографии с бесплатных стоков нужно с особой осторожностью. Дело в том, что некоторые предприниматели могут выкупить права на это фото через серые схемы. Ссылка на стоковые сайты станет неактуальной и доказать правомерность использования контента не выйдет.

Поэтому при использовании бесплатного стока рекомендуется делать скриншот с фото, где отображены данные о лицензии и отправить его себе на почту для фиксации даты. Так возрастают шансы выиграть в споре с патентным троллем.

Множество стоковых сайтов заблокировали доступ для российских пользователей, что может сыграть на пользу. Наличие скриншотов будет преимуществом в суде.

Если приобрели картинку по лицензии – внимательно изучите условие ее использования. Лицензия выдается только на 1 раз использования и только конкретному лицу, который ее оплатил. Например, если покупателем выступает дизайнер, то при заключении с ним договора, он передает заказчику результат работы, но не лицензию на исходные материалы.

Если фото было создано нейросетью, то стоит уточнить, разрешает ли нейросеть использовать результаты работы в коммерческой деятельности. По такой схеме сейчас работают многие дизайнеры.

Еще одним доказательство – депонирование. Это закрепление авторских прав посредством документальной фиксации объекта и его автора. По результату выдается свидетельство (сертификат), которое послужит аргументом в споре.

Депонировать можно фотографии, изображения, тексты, сценарии, заставки и многое другое. Из документов, например, для фотографии понадобится исходные материалы.

Когда зарегистрировать знак, чтобы его не украли

Если серьезно намерены развивать свой бизнес на Wildberries, стоит сразу зарегистрировать товарный знак при выходе на маркетплейс. Конечно, на это уйдёт время, часть бюджета, но в дальнейшем убережет от споров и финансовых расходов. Со временем может возникнуть множество сходных знаков и придется выполнять затратный ребрендинг. Кроме того, регистрация на старте не требует срочности и можно обойтись без доплат за ускоренное прохождение экспертиз.

Не регистрируйте товарный знак, пока не посмотрите этот вебинар

Работа на маркетплейсе без регистрации товарного знака кроет в себе и другую опасность. Кроме вероятности столкнуться с патентным троллингом, можно получить претензию от компании-правообладателя схожего бренда. Первое, что необходимо определить, каким документом владелец подтверждает наличие исключительных прав: заявкой в Роспатент или свидетельство на товарный знак. После этого стоит обратиться к юристу, чтобы проверить наличие сходства между спорными объектами.

Что делать, если столкнулись с патентным троллем

Советы юристов сводятся к следующему:

  1. Убедиться, что ваш объект действительно имеет сходство с зарегистрированным. Иногда тролли просто обманывают честных предпринимателей полагаясь на то, что никто не хочет вступать с ними в споры. Необходимо проверить документы, свидетельство, вид деятельности, то есть действительно персонаж вправе что то требовать.

  2. Обратиться к юристам за консультацией, особенно, если речь идет о шестизначной сумме компенсации. Если получили претензию, то на нее обязательно нужно ответить, и если в ответе стоит подпись юриста известной юрфирмы, то шансов получить иск становится намного меньше, просто потому что выиграть у юристов по интеллектуальному праву сложнее.

  3. Если тролль все таки подал иск в суд, после ответа на претензию подать встречный иск об аннулировании его товарного знака.

Во всех трех случаях будет сложно обойтись без помощи юриста по интеллектуальному праву.

Что делать, если получили претензию →

Вопросы и ответы

Кому приносят выгоду украденные бренды на Wildberries?

Когда бренд раскручен и приносит неплохую прибыль, он попадает в поле зрения патентного тролля. Это компании, которые ничего не производят и не продают. Основная их деятельность – регистрация множества товарных знаков с целью заработка на взыскании компенсации. Такой бизнес не считается мошенничеством.

Закон формально на стороне патентного тролля: раз он зарегистрировал свой знак первым, он вправе требовать компенсацию. Поэтому некоторые предприниматели предпочитают не вступать в судебные тяжбы, а просто «откупиться». Но практика наших юристов показывает, что суды защищают интересы честного бизнеса, а не тех, кто злоупотребляет правами.

Как происходит решение споров на Wildberries?

Если правообладатель считает, что его исключительные права на товарный знак нарушены, он вправе подать жалобу через цифровой арбитраж Wildberries. Например, если на упаковке используется сходное обозначение или имеется факт наличия контрафактной продукции.

К жалобе необходимо приложить подтверждающие документы наличия права: свидетельство из Роспатента или лицензионный договор. Также необходимо указать данные компании правообладателя. Если жалобу направляет представитель, потребуется приложить доверенность.

После получения жалобы у селлера есть 3 дня, чтобы предоставить ответ с обоснованием законности продажи спорного товара. Такими подтверждениями могут быть товарные накладные, договоры с поставщиками, официальное разрешение производителя. В противном случае карточку товара заблокируют.

Если стороны не пришли к соглашению на досудебном этапе через администрацию маркетплейса, спор решается в суде.

Какие способы защиты патентных прав на Wildberries?

Закон позволяет правообладателю исключительных прав достичь таких целей:

  • возместить убытки, причиненные нарушителем;

  • изъять контрафактную продукцию из оборота;

  • принудить нарушителя опубликовать решение суда о допущенном нарушении;

  • понудить признать право на изобретение за законным правообладателем.

Методы защиты интеллектуальной собственности в России предусмотрены гражданским, административным и уголовным кодексами.

Защита прав →

Как доказать авторские права на фото Вайлдберриз?

Подтверждением могут служить договоры с фотографом или дизайнером, в котором указан факт передачи авторских прав заказчику. Кроме того, подтверждением будут исходники с метаданными, если контент для карточки товара селлер создает самостоятельно.

Зачем нужно депонирование фото на Wildberries?

Депонирование – это способ закрепления авторских прав, предполагающий документальную фиксацию существования самого объекта и авторства конкретного лица. По результату депонирования выдается свидетельство (сертификат), который затем можно использовать в споре.

Можно ли брать чужие фото для Wildberries?

Маркетплейс не запрещает использовать чужие фотографии в карточках товара. Это указано в договоре оферты. Но селлер при этом рискует стать нарушителем чужих авторских прав и понести непредвиденные финансовые расходы.

При использовании бесплатного стока рекомендуется делать скриншот экрана с фотографией, где видна информация о лицензии и отправить его себе на почту для фиксации даты. Так возрастают шансы выиграть в споре с патентным троллем.

01

Регистрация
«Все включено»

Регистрация знака под ключ

от 18 900 ₽

заказать

02

Регистрация «Люкс»

Гарантия успешной регистрации

от 69 000 ₽

заказать

03

Регистрация «Форсаж 2.0»

Ускоренная регистрация за 2 месяца

от 138 000 ₽

заказать
MDN

Дарья Полякова

юрист по интеллектуальным правам «Гардиума»

Задать вопрос эксперту
18 лет на рынке

Проверка товарного знака онлайн

1 июня 2021

Как запатентовать название и логотип

2 июня 2021

Как зарегистрировать бренд в России — этапы, процедура, документы

3 июня 2021

Регистрация софта в Роспатенте

4 июня 2021

Домен как товарный знак

5 июня 2021

Регистрация товарного знака

6 июня 2021

Защита товарного знака от незаконного использования

2 августа 2021

Защита бренда за границей - варианты и нюансы регистрации

3 августа 2021

Внесение товарного знака в таможенный реестр – пошаговая инструкция

5 августа 2021

Патентование – защита разработки от конкурентов

10 августа 2021

Как выбрать патентное бюро

10 декабря 2021

Юристы по интеллектуальному праву

10 декабря 2021

Патентные поверенные

10 декабря 2021

Гайд по патентным исследованиям и выбору патентоведа

3 марта 2022

Суд по интеллектуальным правам

30 мая 2022

Патентование промышленных образцов

30 мая 2022

Главное про патентование идей

30 мая 2022

Товарные знаки для маркетплейсов: Wildberries, Ozon, Lamoda, Яндекс Маркет

5 июня 2022

Внесение отечественного ПО в реестр Минцифры

8 июня 2022

Патентование IT-решений в России и мире

10 июня 2022

Что такое товарный знак?

11 июля 2022

Патентование изобртения в Роспатенте

12 июля 2022

Передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности

15 июля 2022

Как запатентовать полезную модель в Роспатенте

8 августа 2022

Пошаговая инструкция по патентованию рецепта

11 августа 2022

Вывеска на иностранном языке

15 августа 2022

Передача интеллектуальных прав

6 сентября 2022

Торговая марка и товарный знак: сходства и отличия

15 сентября 2022

Патентная экспертиза

27 сентября 2022

Обзор основных трендов в LegalTech

10 октября 2022

Как составляется описание к патенту

15 октября 2022

Вопрос доменных споров на примере нашумевшего кейса

21 октября 2022

Роспатент и ФИПС: функции и возможности

11 ноября 2022

Роспатент: задачи, структура, как подать заявку

14 ноября 2022

Реестр отечественного ПО

18 ноября 2022

Как работать с поисковой системой на сайте ФИПС

22 ноября 2022

Управление интеллектуальной собственностью в новой реальности

22 декабря 2022

Как выбрать фирменное наименование: статус по ГК РФ, примеры

25 декабря 2022

Антимонопольная практика в ФАС по патентным спорам

28 декабря 2022

Как подобрать название бренда на маркетплейсе

5 февраля 2023

Особенности зарубежного патентования

11 февраля 2023

Сервисы для легкого и быстрого нейминга

18 февраля 2023

Ускоренная регистрация товарного знака

15 марта 2023

Сходство товарных знаков до степени смешения: как это проверить

21 марта 2023

Регистрация своего бренда самозанятым в 2023 году

26 марта 2023

Коммерческое обозначение: регистрация и особенности защиты

1 мая 2023

Патент на сайт: регистрация прав

5 мая 2023

Как оспорить решение ППС: пошаговая инструкция

8 мая 2023

Регистрации товарного знака через Госуслуги

1 августа 2023

Лицензионный договор: виды, особенности регистрации

7 августа 2023

Подборка лучших сервисов и нейросетей для создания логотипа

11 октября 2023

Как придумать название компании: способы с примерами

20 октября 2023

Как придумать бренд: гайд по неймингу с примерами

21 октября 2023

Цифровой арбитраж на Wildberries: что делать, если получена жалоба

30 ноября 2023

Инфографика для карточки товара на маркетплейсе: ТОП 7 конструкторов

10 декабря 2023

Патентные тролли и защита товарных знаков на маркетплейсах

12 декабря 2023

Маркировка на маркетплейсах — как избежать штрафов

15 декабря 2023

Защита интеллектуальной собственности на маркетплейсах

20 декабря 2023

Как продавать на Wildberries: пошаговый гайд

12 января 2024

Сертификация для маркетплейсов: оформление, цена и сроки проведения

13 января 2024

Реклама | https://legal-support.ru

Заказ звонка

Кликая на кнопку, вы соглашаетесь на
обработку персональных данных