3 августа 2021
Проверено на актуальность 1.07.2023
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7

Международная регистрация товарного знака: как защитить бренд за границей

Международная регистрация товарного знака: как защитить бренд за границей
Автор Елена Купцова

Руководитель управления патентования, патентный поверенный № 1264, евразийский патентный поверенный № 406.

Свидетельство Роспатента защищает товарный знак в России, но не по всему миру. Когда компания расширяет рынок и заходит в другие страны, знак нужно зарегистрировать по местным правилам. Если этого не сделать, есть риск, что бренд нарушит права местных компаний с похожими товарными знаками. Можно обжечься.

Громкий пример — отечественный люксовый автобренд Aurus

Когда компания собралась регистрировать товарный знак в Европе, заявку опротестовали сразу три автобренда: Toyota, Lamborghini и Michelin. Они посчитали/указали на то, что название марки до степени смешения схоже с названиями брендов их автомобилей. Производитель повременил с регистрацией и задумался о ребрендинге. Если бы компания вышла на рынок без товарного знака, автомобили могли признать контрафактом и конфисковать, а с бренда потребовать многомиллионную компенсацию.

Процедура, которая помогает защитить бренд на иностранном рынке — международная регистрация товарного знака. Ее правила сильно зависят от локации и выбранного механизма. Посмотрим, как это работает.

Варианты регистрации

Почти в каждой стране есть два способа зарегистрировать товарный знак: по международной системе, которая охватывает сразу несколько стран, или по национальной процедуре.

Комплексная международная система. Ее еще называют «пакетной» — потому что можно зарегистрировать обозначение пакетом сразу в нескольких странах. Обычно такая процедура строится на соглашении, которое унифицирует процесс международной регистрации товарного знака для стран-участниц договора.

Работает принцип «одного окна»: есть общий регистрационный орган, который отвечает за подачу заявок в каждую из стран-участниц. Например, для самой крупной в мире — Мадридской системы, это Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Через нее можно пройти регистрацию товарного знака в любой из 124 стран, подписавших соглашение.

Ехать за границу и искать там юристов не нужно — патентные поверенные «Гардиума» решают все через Роспатент. А ещё Бюро отмечено ведущими мировыми юридическими рейтингами, в том числе World Trademark Review 1000 (WTR1000) и Leaders League, в которые включают только лучшие российские патентные агентства, которые работают на международном рынке.

Для каждого государства своя пошлина и сроки, установленные национальным законодательством. Но это проще и дешевле, чем регистрировать знак в каждой стране отдельно. Заявители не связываются с национальными патентными ведомствами, не изучают местное законодательство и не переплачивают. Все решается на уровне единого регулятора.

Некоторые системы позволяют зарегистрировать один международный товарный знак для всех стран-участниц сразу. Это дешевле, чем пользоваться Мадридской системой. Например, так работает Европейский товарный знак (EUTM). Регистрируем обозначение в патентной организации ЕС, и знак работает одновременно в 27 странах. Есть и другие похожие системы. О них рассказываем ниже.

Национальная процедура. Это регистрация товарного знака в каждой стране отдельно — через национальное патентное ведомство по месту оформления. Ее проходят, если по каким-то причинам не удается воспользоваться международной процедурой.

В общих чертах национальные процедуры регистрации за рубежом не сильно отличаются от регистрации в России. В каждой стране есть свои особенности, но обычно отличия в сроках и размерах госпошлины. Иногда есть и процедурные нюансы, например:

  1. В США попросят показать использование товарного знака в бизнесе.
  2. В ЕС нет основной экспертизы — заявку проверяют только конкуренты.
  3. В Канаде для переписки с патентным ведомством нужен местный почтовый адрес.
  4. В ОАЭ не регистрируют товарный знак без права на коммерческую деятельность в стране и т.д.

Регистрация товарного знака по Мадридской системе

Сложность: ⭐⭐⭐
Охват: 124 страны
Сроки: от 12 до 36 месяцев
Уровень расходов: высокий
Риски: ❌❌❌

Мадридское соглашение (Madrid Agreement Concerning the International Registration of Marks, on September 28, 1979) — это крупнейший договор о международной регистрации товарного знака. Страны, которые его подписали, ввели на своей территории унифицированную процедуру оформления. Сегодня ей пользуются по всему миру. Преимущество Мадридской системы в регистрации через одну организацию — заявитель никуда не ездит и решает все вопросы через национальное патентное ведомство.

Какие страны охватывает. Мадридское соглашение подписали 124 страны мира. Среди них страны Европы и Азии, СНГ, США и Канада, Мексика и Турция, Филиппины, Гана, Израиль и много кто еще. Все страны, где работает соглашение, смотрите здесь. Заявитель может выбрать любое количество стран. Чем больше — тем дороже.

Куда обращаться. За регистрацию отвечает ВОИС — Всемирная организация интеллектуальной собственности. Но связываться с ней напрямую не нужно, заявку подаем через Роспатент.

Процесс международной регистрации товарного знака:

  1. Оформление знака на национальном уровне — в России. Без зарегистрированного обозначения нельзя подать международную заявку.
  2. Подача международной заявки в Роспатент.
  3. Отправка Роспатентом заявки в ВОИС.
  4. Пересылка заявок в патентные ведомства выбранных стран.
  5. Экспертиза заявок на национальном уровне. Одобрение или предварительный отказ приходит на электронную почту поверенного. Оспаривание отказа.
  6. Получение свидетельства. Каждая из выбранных стран выдает свое, единого свидетельства нет.

Сколько стоит. Расходы на регистрацию товарного знака по Мадридской системе состоят из:

  1. Национальной госпошлины — у каждой страны своя. Например, в Финляндии — 243 швейцарских франка за один класс МКТУ, это около 19 500 рублей. Плюс 108 франков/ 8700 рублей за каждый дополнительный класс. А в США — 460 франков / примерно 37 000 рублей за каждый класс. Размеры национальных пошлин — здесь.
  2. Пошлины Мадридской системы. Базовая плата 653 франка (около 53 000 рублей) за черно-белый знак и 903 франка / 72 400 рублей за цветной. Дополнительно оплачивают по 100 франков / 8000 рублей за каждый класс МКТУ больше 3 и каждую страну. Посчитать общую сумму можно с помощью калькулятора.
  3. Пошлины Роспатента. 4900 рублей + 400 рублей за каждый класс МКТУ больше 3.
  4. Услуги поверенных. Перейти к стоимости.

Сроки. Из-за бюрократических проволочек срок международной регистрации по Мадридской системе в два раза дольше, чем по национальной процедуре. Например, если в США средний срок национальной регистрации — около 7-8 месяцев, по международному соглашению — около 1,5 лет.

Особенности. Если зарегистрировать товарный знак в какой-то одной стране, его можно расширить на другие страны по упрощенной процедуре. Заявка подается напрямую в ВОИС без Роспатента. Размер пошлины Мадридской системы в 2 раза меньше — 300 франков / 24 000 рублей.

Регистрация товарного знака в Евросоюзе

Сложность: ⭐⭐⭐⭐
Охват: 27 стран
Сроки: от 6 до 24 месяцев
Уровень расходов: низкий
Риски: ❌❌❌❌

На территории Евросоюза действует EUIPO — европейское агентство интеллектуальной собственности. С его помощью можно пройти единую процедуру регистрации и получить международный товарный знак в Европе, который будет действовать на всей территории ЕС 10 лет. Его называют европейский товарный знак — EUTM. Действие EUTM регулируется Регламентом Европарламента № 2017/1001 от 14.06.2017.

Какие страны охватывает. Все 27 стран Евросоюза. В отличие от Мадридского соглашения, EUTM распространяется одновременно на все страны-члены, а пошлина не зависит от их количества. Выбрать одну или несколько из списка не получится. Если товарный знак не пройдет регистрацию в одной из стран, агентство откажет в выдаче EUTM.

Куда обращаться. Заявителю обращаются напрямую в EUIPO. Заявку на регистрацию товарного знака, офис находится в Аликанте, Испания. Адрес для переписки — Avenida de Europa, 4, 03008 Alicante, Spain. Еще можно подать заявку онлайн — это дешевле на 150 евро. Другой вариант: регистрация EUTM в рамках заявки по Мадридской системе — через Роспатент.

Процесс регистрации. Подробно процедуру регистрации европейской торговой марки описали на сайте агентства. Обычно она включает такие этапы:

  1. Подача заявки в EUIPO.
  2. Формальная проверка на соблюдение требований регламента, правильности классификации, заполнения документов — 3 месяца.
  3. Если есть претензии — эксперты присылают запрос. На подготовку ответа дают 2 месяца. При наличии обоснований, срок можно продлить еще на 2 месяца.
  4. Перевод заявки. Агентство переводит документы на все официальные языки Евросоюза.
  5. Патентный поиск. По запросу заявителя агентство может провести поиск идентичных или схожих знаков по своей базе. О результатах сообщат до публикации.
  6. Публикация заявки в Бюллетене товарных знаков. В течение 3 месяцев любое заинтересованное лицо сможет опротестовать регистрацию.
  7. Если возражения не поступят, агентство регистрирует знак и выдает заявителю свидетельство.

Сколько стоит:

  1. Базовый размер пошлины EUIPO — 1000 евро при подаче заявки в обычном виде и 850 евро при подаче онлайн. Дополнительно оплачивается 50 евро за второй класс в заявке и по 150 евро за каждый класс больше 2.
  2. При подаче по Мадридской системе базовый размер — 897 франков (около 72 000 рублей), 55 франков / 4400 рублей за второй класс МКТУ, и 164 франка / 13 160 рублей за каждый класс больше 2. Дополнительно оплачивается пошлина Мадридской системы и Роспатента.
  3. Услуги юристов. Перейти к стоимости.

Сроки. От 6 до 24 месяцев в зависимости от наличия протестов и возражений.

Особенности. Если заявка не пройдет регистрацию в одной из стран, EUIPO откажет в выдаче свидетельства для всего ЕС. Если это произойдет, у заявителя есть два пути:

  1. Использовать национальную процедуру в интересующих государствах ЕС.
  2. Использовать процедуру регистрации только в странах Бенилюкса. Отдельно от EUIPO действует BOIP — Агентство по интеллектуальной собственности стран Бенилюкса. Оно объединяет патентные ведомства трех стран: Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Можно зарегистрировать свой знак в их реестре, и он будет работать только в этих трех странах. Заявку можно подать через офис в Гааге или онлайн. Пошлина — 244 евро за простую регистрацию и 440 евро за ускоренную. Доплата за второй класс — 21 евро, за третий и следующие — 81 евро.

Регистрация товарного знака в СНГ

Сложность: ⭐⭐⭐⭐
Охват:
Сроки: от 8 до 36 месяцев
Уровень расходов: средний
Риски: ❌❌❌❌

В СНГ нет единой системы регистрации товарных знаков. Заявители идут по Мадридской системе или используют национальную процедуру. Обычно национальные процедуры в странах СНГ несущественно отличаются от регистрации в России. Отличия в сроках, пошлинах и нормативном регулировании.

Украина. За регистрацию отвечает местное патентное ведомство — Укрпатент. Процесс регулируется Законом Украины № 3689-XII от 15.12.1993. Подать заявку на регистрацию можно почтой или в электронной форме. Адрес для подачи заявки: ул. Глазунова, 1, г. Киев-42, 01601, Украина.

Иностранцы обычно подают заявки в Укрпатент через официальных патентных поверенных, внесенных в государственный реестр. Но Украина заключила с РФ соглашение о сотрудничестве в области интеллектуальной собственности, поэтому россияне и российские компании могут обращаться сразу в Укрпатент.

Размер госпошлины — 4000 гривен / около 12 000 рублей за подачу заявки и еще 4000 гривен за каждый дополнительный класс МКТУ. Дополнительно оплачивается 1000 гривен за подачу цветного изображения. Выдача свидетельства тоже оплачивается дополнительно. Для резидентов Украины — 85 гривен, для иностранцев — 200 долларов. Подробнее о регистрации на сайте Укрпатента.

Беларусь. За регистрацию товарных знаков отвечает национальный центр интеллектуальной собственности, НЦИС. Процесс регулируется Законом РБ № 2181-XII от 05.02.1993. Заявление можно подать только в бумажном виде, электронная форма подачи не предусмотрена. Адрес для подачи заявки: Республика Беларусь, 220034, г. Минск, ул. Козлова, 20.

Россияне и российские компании могут обращаться в НЦИС напрямую или через российских поверенных. Общий срок регистрации в Беларуси может достигать 3 лет. Но после начала экспертизы по существу заявитель может попросить НЦИС ускорить процедуру — срок рассмотрения сокращается до 1 года.

Размер госпошлины — 10 рублей РБ / около 300 рублей за подачу и экспертизу заявки, 5 рублей РБ / около 150 рублей за каждый дополнительный класс МКТУ.

Казахстан. За оформление отвечает Казпатент. Регистрацию товарных знаков регулирует Закон РК № 456 от 26.07.1999. Заявление на регистрацию подают лично, по почте или в электронной форме через личный кабинет на сайте Казпатента. Адрес для подачи заявления: 010000, г. Нур-Султан, проспект М??гілік Ел, 57А, Республика Казахстан.

Российские компании подают заявку напрямую в Казпатент или через российских поверенных. Общий срок регистрации 12–14 месяцев, из которых 7 занимает экспертиза. В подтверждение выдается выписка из госреестра товарных знаков.

Размер госпошлины — 60 599 тенге / около 10 200 рублей за прием заявки на знак в пределах 3 классов МКТУ. Если в заявке больше 3 классов, за каждый доплачивают еще 17 000 тенге / около 2800 рублей. Подробнее о регистрации в Казахстане на сайте Казпатента.

ЕАЭС. В скором времени единая патентная система появится в ЕАЭС — на базе Евразийской патентной организации, ЕАПО. Договор о едином товарном знаке ЕАЭС подписан в феврале 2020 года. Система будет действовать по принципу «одного окна» — через национальные ведомства стран участниц. Например, подав заявку в Роспатент, в случае одобрения вы получите правовую защиту знака на территории сразу 5 стран: России, Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана. Ожидается, что стоимость регистрации составит около 1200 долларов.

Подавать заявку компании смогут напрямую в национальное ведомство или через аккредитованных юристов. В штате Гардиума есть евразийские патентные поверенные, специализация которых — представительство интересов доверителей в ЕАПО. Их участие гарантирует положительный результат международной регистрации товарного знака на территории стран-членов ЕАЭС.

Регистрация товарного знака в Африке

Сложность: ⭐⭐⭐⭐⭐
Охват: 11 и 17 стран
Сроки: от 9 до 12 месяцев
Уровень расходов: средний
Риски: ❌❌❌❌

Общая неразвитость и разрозненность африканского материка усложняет процедуру регистрации в отдельных странах. Некоторые государства Африки даже не имеют специального законодательства — регистрация товарного знака в них невозможна. На уровне международных соглашений были предприняты две более-менее удачные попытки введения единой системы регистрации — системы OAPI и ARIPO.

ARIPO. Система, созданная на базе Африканской региональной организации интеллектуальной собственности. Охватывает 20 стран и помогает регистрировать обозначения на территории одновременно 11 стран Банжульского протокола о знаках, которые входят в ARIPO. В их числе Ботсвана, Мозамбик, Либерия, Уганда, Зимбабве, Танзания, Намибия и другие.

Подать заявку на регистрацию можно в одно из национальных ведомств этих стран или непосредственно в ARIPO. Для подачи заявления нужен местный агент по товарным знакам или аккредитованных юрист. Допускается подача электронной заявки со скидкой в 20% на госпошлину. ARIPO проводит лишь формальную экспертизу — проверка совпадений не проводится.

Размер пошлины — 100 долларов за подачу бумажной заявки и 80 долларов за онлайн-заявку. Дополнительно взимается 50 долларов за регистрацию в 1 классе и по 10 долларов за каждый последующий.

OAPI. Африканская организация интеллектуальной собственности объединяет 17 франко-говорящих стран континента, включая Бенин, Камерун, Конго, Нигер, ЦАР, Сенегал, Чад и другие. На территории этих стран действует Бангийское соглашение от 02.03.1977. На его основании можно зарегистрировать международный товарный знак, который будет действовать сразу в 17 странах региона.

Подать заявку может только патентный поверенный одной из стран-участниц соглашения. Учитывая особенности местного законодательства и территориальные сложности, иностранные граждане редко идут на контакты с местными юристами. Чтобы упростить задачу и подать заявку из России используют Мадридскую систему — OAPI подписант Мадридского соглашения.

Размер пошлины — 704 франка / 56 300 рублей за заявку на три класса МКТУ и 144 франка / 11 500 рублей за каждый последующий. Подробнее о процедуре на сайте OAPI.

Национальная процедура в отдельных странах

Национальную процедуру регистрации торговой марки за рубежом используют в трех случаях:

  1. Страна регистрации не является участником Мадридского соглашения.
  2. У заявителя нет возможности зарегистрировать товарный знак в России из-за наличия сходных обозначений.
  3. Заявитель намерен регистрировать знак только за границей.

В общих чертах национальные процедуры незначительно отличаются от регистрации на территории России: проверяем знак по национальным базам > готовим документы, подаем заявку и оплачиваем пошлину > проходим формальную и основную экспертизу > отвечаем на запросы патентного ведомства > получаем свидетельство. Несмотря на схожесть процедур, национальная процедура имеет много минусов.

Недостатки:

  1. Документы подаются в национальное патентное ведомство выбранной страны — Роспатент не участвует.
  2. Заявка и документы подаются на государственном языке страны регистрации.
  3. Если у страны нет соглашения с РФ, представлять интересы заявителя должен местный патентный поверенный. Гардиум наладил широкую партнерскую сеть за рубежом. В нее входит более 60 ведущих патентных бюро. Так мы обеспечиваем надежную защиту исключительных прав клиентов по всему миру.

Регистрация товарного знака в Китае

Сложность: ⭐⭐⭐⭐⭐
Сроки: от 18 месяцев
Уровень расходов: средний
Риски: ❌❌❌❌

Регистрация регулируется Законом КНР «О товарных знаках» (Trademark Law of the People's Republic of China). Китайское ведомство регистрирует традиционные (графические и текстовые) и нетрадиционные знаки (трехмерные, сочетания цветов, звуки). Срок действия свидетельства — 10 лет.

Куда обращаться. За регистрацию отвечает Управление по товарным знакам Национального ведомства интеллектуальной собственности (Trademark office of China National Intellectual Property Administration). Иностранцы могут подать заявку только через Агентство по товарным знакам, действующее на территории Китая — это местные патентные бюро.

Процесс регистрации:

  1. Подача заявки. Кроме заявления, потребуется стандартный пакет документов, включая доверенность выбранного Агентства, «письмо приоритета», выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
  2. Получение уведомления о принятии — в течение 1–2 месяцев.
  3. Рассмотрение. Управление проводит формальную экспертизу и экспертизу по существу. Обычно она длится от 9 до 12 месяцев. Как и в России, ведомство может потребовать пояснений и внесения поправок в заявку. Если претензий нет, Управление выносит предварительное решение о регистрации и публикует знак в Бюллетене.
  4. Возражения. В течение 3 месяцев после публикации любые заинтересованные лица могут направить свои возражения против регистрации. Если они поступят, срок их рассмотрения может составить до 12 месяцев.
  5. Регистрация. По ее окончании выдается свидетельство на товарный знак.

Сколько стоит. Госпошлина — 300 юаней / 3400 рублей за подачу заявки на знак, который охватывает 1 вид деятельности и 10 товаров. За каждый новый вид деятельности нужно доплачивать еще 300 юаней. За каждый товар больше 10 — доплата 30 юаней / 340 рублей.

Особенности. Китайское свидетельство не действует на территории провинций Тайваня, Макао и Гонконга. В каждом из этих регионов регистрацию товарного знака нужно проходить отдельно.

Подробнее о регистрации товарного знака в Китае

Регистрация товарного знака в США

Сложность: ⭐⭐⭐⭐⭐
Сроки: 6-9 месяцев
Уровень расходов: высокий
Риски: ❌❌❌❌

Процедура регулируется Актом Лэнхема (The Lanham (Trademark) Act, 15 U.S.C.). В США оформить права на знак могут не только компании и предприниматели, но и частные лица. Но подать заявку напрямую иностранцам не получится — нужны местные юристы.

Куда обращаться. За регистрацию отвечает местное патентный офис — USPTO (The United States Patent and Trademark Office). Направить заявку напрямую не удастся. Представлять интересы российской компании должен поверенный, имеющий лицензию на юридическую практику в США. USPTO не имеет своего реестра поверенных, поэтому поиском юриста нужно заниматься самостоятельно.

Процесс регистрации:

  1. Проверка обозначения по системе электронного поиска товарных знаков (TESS). Как ей пользоваться — здесь.
  2. Формирование заявки. Подбор оснований для регистрации товарных знаков. Сбор доказательств об использовании товарного знака в США. Подача заявки в USPTO.
  3. Формальная экспертиза. Присвоение заявке серийного номера.
  4. Экспертиза оснований. USPTO проверяет обоснованность заявки и наличие оснований для отказа. Если есть претензии, офис направляет заявителю специальное письмо с описанием проблемы — «office actions». На ответ эксперту есть 6 месяцев.
  5. Публикация. USPTO публикует заявку в еженедельном бюллетене. У любого заинтересованного лица есть 30 дней на отправку возражений. Если они не поступили — офис регистрирует знак и выдает свидетельство о регистрации.

Сколько стоит. Госпошлина за регистрацию зависит от выбранного основания, формы заявки и установлена в размере 250 долларов / 18 000 рублей для программы TEAS Plus и 350 долларов / 25 000 рублей для программы TEAS Standard. Пошлина уплачивается за один класс. За каждый новый класс заявитель доплачивает как за первый.

Особенности:

  1. На момент подачи заявки товарный знак должен использоваться на территории США в том классе, в котором он заявлен на регистрацию. Если доказательств нет, заявитель подтверждает намерение такого использование. Тогда в 6-месячный срок он подает декларацию, которая подтверждает использование знака.
  2. Эксперты не проверяют заявку по базам на сходство с другими знаками. Это делают другие заинтересованные правообладатели.

Подробнее о регистрации товарного знака в США

Регистрация товарного знака в Германии

Сложность: ⭐⭐⭐⭐
Сроки: 6-12 месяцев
Уровень расходов: средний
Риски: ❌❌❌

Процедура регулируется:

  1. Законом ФРГ об охране товарных знаков и других символов (Gesetz uber den Schutz von Marken und sonstigen Kennzeichen, MarkenG);
  2. Законом ФРГ о модернизации законодательства о товарных знаках (Markenrechtsmodernisierung, MaMoG).

Получить свидетельство могут как компании, так и физлица. Срок действия знака —10 лет с возможностью продления.

Куда обращаться. За регистрацию отвечает Немецкое ведомство по патентам и товарным знакам (Deutsche Patent- und Markenamt, DPMA). Местное законодательство не запрещает иностранцам подавать заявки напрямую — нанимать местного патентного поверенного не обязательно. Подать заявку можно онлайн (без подписи), в электронной форме (с подписью) или в бумажной форме.

Процесс регистрации:

  1. Подача заявки.
  2. Формальная экспертиза. DPMA проверяет заявку на выполнение обязательных требований.
  3. Экспертиза по существу. Эксперты смотрят, нет ли абсолютных оснований для отказа. Затем проверяют обозначение по реестру — нет ли сходных.
  4. Регистрация. Если препятствий для регистрации нет, знак публикуется в бюллетене, а заявителю выдается свидетельство.
  5. Возражения. После регистрации у заинтересованных лиц есть 3 месяца на подачу возражений. Если будет доказано сходство до степени смешения, знак аннулируют.

Сколько стоит. Базовый регистрационный взнос за три класса МКТУ — 300 евро / 26 150 рублей при подаче в обычной форме и 290 евро / 25 280 рублей онлайн. За каждый класс после третьего — по 100 евро / 8700 рублей. Комиссия за ускоренную регистрацию — 200 евро / 17 400 евро.

Особенности:

  1. Товары или услуги, логотип которых предполагается к охране, должны быть представлены на территории ФРГ.
  2. По закону правообладатель может иметь установленное на товарный знак право в силу естественного происхождения и без регистрации. Например, если на на какой-то территории Германии распространен товар определенной марки и она общеизвестна, исключительное право считается установленным без регистрации. Но только в пределах этой территории.

Подробнее о регистрации товарного знака в Германии

Регистрация товарного знака в ОАЭ

Сложность: ⭐⭐⭐⭐⭐
Сроки: 5-7 месяцев
Уровень расходов: высокий
Риски: ❌❌❌❌❌

ОАЭ не являются подписантом Мадридского соглашения, поэтому на территории эмиратов работает только национальная процедура регистрации. Она регулируется Федеральным законом о товарных знаках и их разновидностях № 37 от 1992 года (Federal Law № 37 for the Year 1992 for Trade Marks). Зарегистрировать знак могут компании и частные лица — лишь бы заявитель имел зарегистрированный в ОАЭ бизнес, занимался профессиональной деятельность или формально оказывал услуги. Срок действия знака — 10 лет с возможностью продления.

Куда обращаться. В ОАЭ нет отдельно функционирующего патентного ведомства. За регистрацию отвечает Департамент по товарным знакам при Минэкономики. Иностранцы подают заявки только через местных юристов. Допускается оформление знака через интернет.

Процесс регистрации:

  1. Подача и оплата заявки. Примерный комплект документов смотрите здесь.
  2. Формальная экспертиза и экспертиза по существу. Знак проверяют по местному реестру, которого нет в открытом доступе. Срок экспертизы — 30 дней.
  3. Получение уведомления об одобрении — оплата публикации.
  4. Публикация знака в Бюллетене Минэкономики и двух местных газетах. В течение 30 дней заинтересованные лица подают возражения.
  5. Получение возражений. В течение 15 дней с момента поступления возражений копия направляется заявителю для выражения позиции.
  6. Если возражений не поступает, заявитель оплачивает регистрацию.
  7. Завершение регистрации. В течение месяца Департамент по товарным знакам запрашивает у заявителя дополнительную информацию для регистрации, вносит знак в реестр и выдает свидетельство.

Сколько стоит. На каждом этапе регистрации заявитель оплачивает новую госпошлину:

  • 1000 дирхамов / 20 000 рублей за подачу заявки;
  • 1050 дирхамов / 20 500 рублей за публикацию в бюллетене Минэкономики;
  • 1000 дирхамов / 20 000 рублей за публикацию в газетах;
  • 5000 дирхамов / 100 000 рублей за регистрацию.

Суммы пошлины указаны за 1 класс. Расширение классов в пределах одной заявки не предусмотрено, 1 товарный знак — 1 класс.

Особенности:

  1. Не допускается регистрация товарный знаков с изображением свиней, алкогольных напитков, женщин, иных изображений с учетом культурных особенностей.
  2. Не допускается регистрация знаков, которые могут иметь неприличное звучание на арабском языке.
  3. Запрещена регистрация знаков, которые означают прямой перевод известных брендов

Какой вариант регистрации выбрать

Из всех существующих процедур, надежнее и проще всего Мадридская система. По ней можно подать заявку и на другие пакетные процедуры, включая регистрацию в странах Евросоюза, Бенилюкса и Африки. Альтернатива Мадридской системе — национальные процедуры. Сравним основные критерии для этих вариантов.

Национальная процедура

Мадридская система

Место подачи заявки

Национальное патентное ведомство

Роспатент

Форма заявки

Заявки в каждую страну

Одна заявка для всех стран

Заявитель

Иностранный юрист

Любой гражданин РФ

Зависимость от российской заявки

Не зависит

Зависит

Госпошлины

Стандартные госпошлины + услуги поверенного в стране регистрации

Единая пошлина системы + национальные пошлины + пошлина Роспатента

Процесс регистрации

Может значительно отличаться в зависимости от страны

Все стандартизировано

Сроки

От 6 месяцев

От 12 месяцев

Упрощенное расширение на другие страны

Нет

Есть

Выбирайте вариант регистрации, исходя из целей бизнеса. Опишите нам свою задачу, эксперт перезвонит и предложит варианты решения.

Субсидии на международную регистрацию товарного знака

До конца 2021 года государство предоставляет бизнесу субсидии на компенсацию расходов, понесенных в результате регистрации товарных знаков за границей. Условия предоставления субсидий предусмотрены Постановлением Правительства № 1368 от 15.12.2016.

Сумма. До 100% пошлин патентных ведомств и 70% расходов на услуги патентного бюро. Максимальная сумма — 50 000 рублей по одной заявке. Максимальная сумма для одной компании — 15 млн рублей в год.

Получатели. Юридические лица, подавшие заявки на международную регистрацию товарных знаков по Мадридской системе. Для ИП субсидии не предусмотрены.

Кто платит. Правительство в отношениях с бизнесом представляет Российский экспортный центр — РЭЦ. Заявка с документами передается в РЭЦ, оттуда поступает в Минпромторг. Там ее рассматривают, принимают решение о выплат, заключают договор с компанией и в 60-дневный срок перечисляют деньги.

Как оформить. Гардиум — официальный партнер РЭЦ. После регистрации товарного знака по Мадридской системе Бюро поможет подготовить документы, получить субсидию и компенсировать часть расходов на международную регистрацию.

Подробнее о субсидиях на международную регистрацию

01

Регистрация
«Стандарт»

Зарегистрируем знак под ключ

от 69 000 ₽

заказать

02

«Люкс» с гарантией

Ускорим регистрацию в 2 раза

от 99 000 ₽

заказать

03

Признание бренда общеизвестным

Расширенная защита бренда

Цена по запросу

заказать

Елена Купцова

Руководитель управления патентования, патентный поверенный № 1264, евразийский патентный поверенный № 406.

Задать вопрос эксперту
18 лет на рынке

Мнение редакции

Если Вы хотите продавать свои товары в зарубежных странах, Вам следует заранее побеспокоиться о регистрации в них товарного знака. В ином случае, во-первых, Вы не сможете защититься от конкурентов, которые будут «паразитировать» на Вашем бренде. Во-вторых, - местная компания может предъявить к Вам иск о нарушении исключительного права.

У Вас есть несколько вариантов. Вы можете подать заявки на регистрацию товарного знака непосредственно в патентные ведомства интересующих Вас стран. Либо пойти международную процедуру – подать заявку на регистрацию товарного знака в нескольких странах «по правилам единого окна», через Роспатент. Оба пути требуют учета множества нюансов. Рекомендуем обращаться к квалифицированным патентным поверенным.

Проверка товарного знака онлайн

1 июня 2021

Как запатентовать название и логотип

2 июня 2021

Как зарегистрировать бренд в России — этапы, процедура, документы

3 июня 2021

Регистрация софта в Роспатенте

4 июня 2021

Домен как товарный знак

5 июня 2021

Регистрация товарного знака

6 июня 2021

Защита товарного знака от незаконного использования

2 августа 2021

Защита бренда за границей - варианты и нюансы регистрации

3 августа 2021

Внесение товарного знака в таможенный реестр – пошаговая инструкция

5 августа 2021

Патентование – защита разработки от конкурентов

10 августа 2021

Как выбрать патентное бюро

10 декабря 2021

Юристы по интеллектуальному праву

10 декабря 2021

Патентные поверенные

10 декабря 2021

Гайд по патентным исследованиям и выбору патентоведа

3 марта 2022

Суд по интеллектуальным правам

30 мая 2022

Патентование промышленных образцов

30 мая 2022

Главное про патентование идей

30 мая 2022

Товарные знаки для маркетплейсов: Wildberries, Ozon, Lamoda, Яндекс Маркет

5 июня 2022

Внесение отечественного ПО в реестр Минцифры

8 июня 2022

Патентование IT-решений в России и мире

10 июня 2022

Что такое товарный знак?

11 июля 2022

Патентование изобртения в Роспатенте

12 июля 2022

Передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности

15 июля 2022

Как запатентовать полезную модель в Роспатенте

8 августа 2022

Пошаговая инструкция по патентованию рецепта

11 августа 2022

Вывеска на иностранном языке

15 августа 2022

Передача интеллектуальных прав

6 сентября 2022

Торговая марка и товарный знак: сходства и отличия

15 сентября 2022

Патентная экспертиза

27 сентября 2022

Обзор основных трендов в LegalTech

10 октября 2022

Как составляется описание к патенту

15 октября 2022

Вопрос доменных споров на примере нашумевшего кейса

21 октября 2022

Роспатент и ФИПС: функции и возможности

11 ноября 2022

Роспатент: задачи, структура, как подать заявку

14 ноября 2022

Реестр отечественного ПО

18 ноября 2022

Как работать с поисковой системой на сайте ФИПС

22 ноября 2022

Управление интеллектуальной собственностью в новой реальности

22 декабря 2022

Как выбрать фирменное наименование: статус по ГК РФ, примеры

25 декабря 2022

Антимонопольная практика в ФАС по патентным спорам

28 декабря 2022

Как подобрать название бренда на маркетплейсе

5 февраля 2023

Особенности зарубежного патентования

11 февраля 2023

Сервисы для легкого и быстрого нейминга

18 февраля 2023

Ускоренная регистрация товарного знака

15 марта 2023

Сходство товарных знаков до степени смешения: как это проверить

21 марта 2023

Регистрация своего бренда самозанятым в 2023 году

26 марта 2023

Коммерческое обозначение: регистрация и особенности защиты

1 мая 2023

Патент на сайт: регистрация прав

5 мая 2023

Как оспорить решение ППС: пошаговая инструкция

8 мая 2023

Регистрации товарного знака через Госуслуги

1 августа 2023

Лицензионный договор: виды, особенности регистрации

7 августа 2023

Подборка лучших сервисов и нейросетей для создания логотипа

11 октября 2023

Как придумать название компании: способы с примерами

20 октября 2023

Как придумать бренд: гайд по неймингу с примерами

21 октября 2023

Цифровой арбитраж на Wildberries: что делать, если получена жалоба

30 ноября 2023

Инфографика для карточки товара на маркетплейсе: ТОП 7 конструкторов

10 декабря 2023

Патентные тролли и защита товарных знаков на маркетплейсах

12 декабря 2023

Маркировка на маркетплейсах — как избежать штрафов

15 декабря 2023

Защита интеллектуальной собственности на маркетплейсах

20 декабря 2023

Как продавать на Wildberries: пошаговый гайд

12 января 2024

Сертификация для маркетплейсов: оформление, цена и сроки проведения

13 января 2024

Реклама | https://legal-support.ru

Заказ звонка

Кликая на кнопку, вы соглашаетесь на
обработку персональных данных