Маркировка на маркетплейсах: актуальная инструкция для продавцов

15 декабря 2023
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7
Маркировка на маркетплейсах: актуальная инструкция для продавцов
Автор Дарья Полякова

юрист по интеллектуальным правам «Гардиума»

15 декабря 2023
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7

Маркировка товаров — процесс, который помогает бороться с контрафактной продукцией в России. Покупатель получает товар на маркетплейсе, сканирует специальную метку маркировки через приложение в смартфоне и видит, откуда этот товар доставлен, кто производитель, состав и другие критерии.

Эксперимент по маркировке некоторых групп товаров был введен в 2019 году. Со временем планируется сделать маркировку обязательной для абсолютно всех товаров. Поэтому разбираемся, как правильно маркировать продукцию для продажи через маркетплейсы: кто за что отвечает и как избежать штрафных санкций.

Консультация юриста по интеллектуальному праву →

Как выйти на маркетплейс без риска. Советы юристов “Гардиум”

Кто обязан маркировать товар

Процесс маркировки в России начинается с производителя или импортера. То есть тот, кто произвёл товар на территории РФ или ввез его через границу, прежде, чем передать продукцию конечному потребителю или другой компании, должен ввести его в оборот путем маркировки.

Дальше в системе отражается каждый переход товара:

  • от производителя или импортера — к оптовику;

  • от оптовика — к розничному продавцу;

  • от розничного продавца — на маркетплейс;

  • от маркетплейса — к конечному потребителю.

Схема в каждом конкретном случае может отличаться. Суть в том, что каждое юрлицо, которое является звеном в цепочке продаж, должно сделать отметку о том, когда товар поступил к нему, и куда этот товар отправился дальше.

Маркировать нужно только продукцию, предназначенную для продажи конечному потребителю. Выставочные образцы, тестеры и пробники маркировать не нужно.

Маркировка и риски

Как и зачем работает «Честный знак»

«Честный знак» — единая система для маркировки товаров на территории РФ. Именно в ней регистрируют и отражают путь каждой товарной единицы от появления ее в России до продажи конечному потребителю или выведения из оборота по другим причинам.

Маркировка товара в системе «Честный знак» платная: 50 копеек без учета НДС за каждую единицу. Исключения — лекарственные препараты первой необходимости, которые стоят менее 20 руб., и некоторые товары, для которых маркировка еще не обязательна, но по желанию производители уже могут их маркировать. В этих случаях маркировка бесплатна.

В первую очередь система «Честный знак» создана, чтобы потребители в РФ получали качественную продукцию:

  • одежду от производителей, а не контрафакт;

  • лекарства, еду и напитки понятного происхождения, безопасные для здоровья;

  • надежные технические средства.

В случае, если потребителю достался товар ненадлежащего качества — маркировка дает возможность обнаружить, на каком этапе что-то пошло не так. И не допустит продажи выведенной из оборота продукции другому потребителю.

Изменения в маркировке в 2024 году

С каждым годом расширяется список товарных групп, обязательных для маркировки, и список участников процесса маркировки. В 2023 году обязательно маркировать товары легкой промышленности: одежду, постельное белье, обувь; алкоголь, молочную продукцию и бутилированную воду, шубы, духи, фотоаппараты, шины, бады, медицинские изделия и кресла-коляски.

С 2024 года нужно будет маркировать икру лососевых рыб, велосипеды и титановые металлоконструкции. А участниками процесса маркировки станут не только продавцы молока и бутилированной воды, но и заведения общепита, которые используют эти продукты для процесса приготовления своей продукции.

В настоящий момент для напитков ведется объемно-сортовой учет — когда производители вносят в систему маркировки общие сведения о партии, но не вносят сведения о каждой конкретной единице. Получается так:

  • ООО «Водовоз» произвел партию 1000 бутылок воды 25 сентября 2023 года;

  • в системе маркировки он отражает только сведения о партии и о количестве бутылок, но не вносит сведения о каждой конкретной единице товара;

  • розничные продавцы уже вносят данные о каждой единице товара.

С 2024 года вводится постепенный переход на поэкземплярный учет, то есть на учет каждой конкретной единицы товара. Поэкземплярную маркировку будут осуществлять уже розничные продавцы — те, кто закупают не всю партию, а какую-то ее часть.

Узнать, нужно ли маркировать ваши товары, можно на сайте системы «Честный знак».

Маркировка товара для разного вида бизнеса

Для большинства видов бизнеса маркировка товаров выглядит как Data Matrix код, который необходимо нанести на этикетку. Этот код заводят в системе «Честный знак» и наносят на каждую единицу товара.

Важные условия:

  • код наносится на часть упаковки, которую невозможно снять или заменить до покупки товара;

  • код наносится таким образом, чтобы его можно было отсканировать в любой момент;

  • если код невозможно отсканировать, например, из-за того, что при транспортировке товар запаковали в непрозрачный целлофан, — это считается за отсутствие маркировки и продавцу грозит штраф;

  • если код поврежден — продавец должен получить новый код на этот товар в системе «Честный знак».

Data Matrix код — это не QR-код. Он не читается обычным сканером на смартфоне. Чтобы избежать претензий от покупателей, лучше предупредить их заранее о том, что код маркировки можно прочитать только через приложение «Честный знак».

Для меховых изделий процесс маркировки более сложный. Шубы и другие изделия из натурального меха маркируют с помощью специальных чипов — КИЗ (контрольный идентификационный знак). Для получения КИЗ необходимо заключить договор с Гознаком и запрашивать чипы для маркировки в Гознаке через «Честный знак».

Подготовка к продажам. Маркировка товаров для маркетплейсов

Для подготовки к маркировке товаров при продаже через маркетплейс вам потребуется:

  • УКЭП — усиленная квалификационная электронная подпись. Можно получить в любом удостоверяющем центре. Если уже есть — повторно получать не нужно.

  • Регистрация в системе «Честный знак».

  • Data Matrix коды на каждую единицу товара, если эти товары подлежат маркировке.

Электронный документооборот для обмена данными по маркированным товарам уже встроен в личные кабинеты продавцов на всех крупных маркетплейсах.

Маркетплейсы работают с селлерами двумя способами:

  • FBO — Fulfillment by Operator. Продажи со склада оператора. Эта схема еще может называться FBY, FBW — продажи со склада Яндекса или Вайлдберриза. Селлер отгружает товар на склад маркетплейса, за дальнейшую логистику и продажу отвечает маркетплейс.

  • FBS (Fulfillment by Seller) — продажи со склада селлера. Продавец хранит товар на своем складе и передает его на доставку в маркетплейс только после заказа конечным покупателем.

Вне зависимости от способа хранения, продавец должен правильно заполнить данные по каждому товару на маркетплейсе. Обратите внимание на ТН ВЭД — товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности. Это международный классификационный код на товарные группы. Именно по ним маркетплейс определяет, подлежит или нет продукция маркировке.

Проверьте, чтобы на каждый товар был нанесен Data Matrix код, чтобы его легко было прочитать, а упаковка товара была в целости. При неверном заполнении сведений о товаре,отсутствии или невозможности прочтения Data Matrix кода штраф получит маркетплейс, а селлер обязан будет возместить ему убытки.

Разберемся, кто отвечает за передачу данных по маркировке товаров при разных способах хранения товаров.

Поставка и продажа по модели FBO (FBY, FBW)

Маркетплейс, который принимает товары от селлера на свой склад, становится звеном в цепочке оборота этого товара. То есть, продавец ставит в системе «Честный знак» отметку о том, что товар поступил на маркетплейс, и за дальнейшие шаги в системе этот продавец уже не отвечает.

Перед отправкой товаров на маркетплейс продавец должен самостоятельно обеспечить весь процесс по маркировке: нанести коды и отметить в личном кабинете, какие товары промаркированы.

Площадка проверяет, что все коды работают, товары промаркированы верно, и принимает их к себе на баланс через подписание с селлером универсального передаточного документа (УПД). После продажи маркетплейс самостоятельно делает отметку в системе «Честный знак» о том, что товар вышел из оборота.

Поставка и продажа по модели FBS

Если продавец хранит товары на своем складе, а после заказа передает их на доставку маркетплейсу — за весь путь в системе маркировки отвечает продавец. Перед отправкой в системе честный знак необходимо поставить отметку о выводе товара из оборота по причине дистанционной продажи. Маркетплейс пришлет подтверждение о продажах в специальном отчете по промаркированным товарам в личном кабинете.

Важно понимать, что маркетплейс в любом случае будет проверять, правильно ли оформлены коды, и если найдет ошибку — селлеру грозит штраф и изъятие товара из оборота. Поэтому всегда проверяйте корректность работы кода и данных в системе «Честный знак».

Частые ошибки при маркировке и как их избежать

Ошибка: невнимательность
При добавлении информации о товаре в систему «Честный знак» очень много данных вносится вручную. В случае ошибки процесс маркировки необходимо проходить заново.

Как избежать: проверка
При получении товаров от производителя проверяйте, чтобы вам передали товары с верной маркировкой. А при отправке на маркетплейс или потребителю перепроверяйте данные еще раз.

Ошибка: поврежденные коды
Если код маркировки поврежден и его невозможно прочитать сканером — значит кода нет, а товар не промаркирован.

Как избежать: менять поврежденные коды
При приемке и перед отправкой проверять, чтобы все коды читались сканером.

Ошибка: оставлять товар в обороте
Обычно товары из оборота автоматически выводит маркетплейс, но лучше проверить.

Как избежать: проверять
После соответствующей отметки с маркетплейса проверьте, что в системе «Честный знак» отображены все товары, которые вышли из оборота.

Штрафные санкции

При допущении ошибок при маркировке товаров существуют штрафные санкции по закону. Дополнительно на всех крупных маркетплейсах есть собственные системы штрафов за нарушение их требований.

Важно понимать,что когда маркетплейс получает товар по любой системе: FBS или FBO, при нарушениях маркировки отвечать перед законом будет именно площадка. А уже потом, по договору, вся ответственность переходит на селлера. Сотрудничать с селлерами, которые периодически допускают ошибки, площадкам невыгодно, поэтому маркетплейсы могут сообщать в Минпромторг список продавцов, периодически допускающих ошибки.

Штрафы за нарушение маркировки:

  • 5000 – 10 000 руб. для физлиц;

  • 25000 – 150 000 руб. для малых юридических лиц;

  • 50 000 – 300 000 руб. для среднего и крупного бизнеса.

Товары, нарушающие закон, подлежат конфискации.

Вывод: как работать с маркировкой на маркетплейсах

  • Если вы торгуете товарами, которые необходимо маркировать, то ваша задача перед отправкой на маркетплейс — пройти все необходимые этапы и передать площадке правильно промаркированный товар.

  • Перед отправкой обязательно проверьте: верность ТН ВЭД в карточке товара, Data Matrix код, целостность упаковки и правильное заполнение данных в системе «Честный знак».

  • Маркетплейс всегда проверяет, работают ли коды, и верность заполнения остальных данных.

  • После продажи товара не забудьте проверить, чтобы в «Честном знаке» появилась отметка, что этот товар выведен из оборота.

01

Регистрация «Дешевле не бывает»

Подадим заявку в Роспатент

от 18 900 ₽

заказать

02

Регистрация
«Стандарт»

Зарегистрируем знак под ключ

от 69 000 ₽

заказать

03

«Люкс» с гарантией

Ускорим регистрацию в 2 раза

от 99 000 ₽

заказать
MDN

Дарья Полякова

юрист по интеллектуальным правам «Гардиума»

Задать вопрос эксперту
18 лет на рынке

Проверка товарного знака онлайн

1 июня 2021

Как запатентовать название и логотип

2 июня 2021

Как зарегистрировать бренд в России — этапы, процедура, документы

3 июня 2021

Регистрация софта в Роспатенте

4 июня 2021

Домен как товарный знак

5 июня 2021

Регистрация товарного знака

6 июня 2021

Защита товарного знака от незаконного использования

2 августа 2021

Защита бренда за границей - варианты и нюансы регистрации

3 августа 2021

Внесение товарного знака в таможенный реестр – пошаговая инструкция

5 августа 2021

Патентование – защита разработки от конкурентов

10 августа 2021

Как выбрать патентное бюро

10 декабря 2021

Юристы по интеллектуальному праву

10 декабря 2021

Патентные поверенные

10 декабря 2021

Гайд по патентным исследованиям и выбору патентоведа

3 марта 2022

Суд по интеллектуальным правам

30 мая 2022

Патентование промышленных образцов

30 мая 2022

Главное про патентование идей

30 мая 2022

Товарные знаки для маркетплейсов: Wildberries, Ozon, Lamoda, Яндекс Маркет

5 июня 2022

Внесение отечественного ПО в реестр Минцифры

8 июня 2022

Патентование IT-решений в России и мире

10 июня 2022

Что такое товарный знак?

11 июля 2022

Патентование изобртения в Роспатенте

12 июля 2022

Передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности

15 июля 2022

Как запатентовать полезную модель в Роспатенте

8 августа 2022

Пошаговая инструкция по патентованию рецепта

11 августа 2022

Вывеска на иностранном языке

15 августа 2022

Передача интеллектуальных прав

6 сентября 2022

Торговая марка и товарный знак: сходства и отличия

15 сентября 2022

Патентная экспертиза

27 сентября 2022

Обзор основных трендов в LegalTech

10 октября 2022

Как составляется описание к патенту

15 октября 2022

Вопрос доменных споров на примере нашумевшего кейса

21 октября 2022

Роспатент и ФИПС: функции и возможности

11 ноября 2022

Роспатент: задачи, структура, как подать заявку

14 ноября 2022

Реестр отечественного ПО

18 ноября 2022

Как работать с поисковой системой на сайте ФИПС

22 ноября 2022

Управление интеллектуальной собственностью в новой реальности

22 декабря 2022

Как выбрать фирменное наименование: статус по ГК РФ, примеры

25 декабря 2022

Антимонопольная практика в ФАС по патентным спорам

28 декабря 2022

Как подобрать название бренда на маркетплейсе

5 февраля 2023

Особенности зарубежного патентования

11 февраля 2023

Сервисы для легкого и быстрого нейминга

18 февраля 2023

Ускоренная регистрация товарного знака

15 марта 2023

Сходство товарных знаков до степени смешения: как это проверить

21 марта 2023

Регистрация своего бренда самозанятым в 2023 году

26 марта 2023

Коммерческое обозначение: регистрация и особенности защиты

1 мая 2023

Патент на сайт: регистрация прав

5 мая 2023

Как оспорить решение ППС: пошаговая инструкция

8 мая 2023

Регистрации товарного знака через Госуслуги

1 августа 2023

Лицензионный договор: виды, особенности регистрации

7 августа 2023

Подборка лучших сервисов и нейросетей для создания логотипа

11 октября 2023

Как придумать название компании: способы с примерами

20 октября 2023

Как придумать бренд: гайд по неймингу с примерами

21 октября 2023

Цифровой арбитраж на Wildberries: что делать, если получена жалоба

30 ноября 2023

Инфографика для карточки товара на маркетплейсе: ТОП 7 конструкторов

10 декабря 2023

Патентные тролли и защита товарных знаков на маркетплейсах

12 декабря 2023

Маркировка на маркетплейсах — как избежать штрафов

15 декабря 2023

Защита интеллектуальной собственности на маркетплейсах

20 декабря 2023

Как продавать на Wildberries: пошаговый гайд

12 января 2024

Сертификация для маркетплейсов: оформление, цена и сроки проведения

13 января 2024

Реклама | https://legal-support.ru

Заказ звонка

Кликая на кнопку, вы соглашаетесь на
обработку персональных данных