Новости и аналитика Аналитические статьи Так ли доступна "Доступная среда"?

Так ли доступна "Доступная среда"?

Так ли доступна "Доступная среда"?24 сентября 2008 года от имени Российской Федерации была подписана Конвенция о правах инвалидов1, а 3 мая 2012 года наша страна ее ратифицировала. 

В ст. 9 Конвенции указано, что государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа к информации, объектам социальной инфраструктуры, получению медицинской помощи, материального обеспечения, образования, решения проблемы занятости инвалидов и т.д.

Еще 7 апреля 2009 года, выступая в Кремле на заседании Совета по делам инвалидов, председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев (на тот момент Президент РФ) так отозвался о данной проблеме: "Когда инвалид не может попасть в магазин, нормально сесть в самолет, на поезд, посетить музей, кинотеатр, получить нормальное образование, это следует рассматривать не просто как равнодушие или невнимательность, это с юридической точки зрения прямое нарушение Конституции нашей страны".

 

Проблемы инвалидов

Несмотря на ратификацию Конвенции о правах инвалидов многие проблемы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, так и остаются нерешенными. У таких людей трудности возникают в совершенно разных сферах жизни. Среди них:

  • медицинская помощь;
  • доступ к информации и объектам социальной инфраструктуры;
  • обеспечение жилой площадью;
  • образование;
  • занятость;
  • материальное обеспечение;
  • социально-бытовое обслуживание;
  • меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

По данным опроса, проведенного порталом Superjob.ru специально для нас, 67% работающих граждан считают, что в России ущемляются права инвалидов. Среди причин они называют неразвитость инфраструктуры ("нет приспособлений на улицах для их перемещения", "в метро инвалиду не попасть"), слабое материальное обеспечение ("нищенские пособия и пенсии"), проблемы с трудоустройством ("не хотят брать на работу, боясь, вероятно, что их трудно уволить и то, что они имеют некоторые льготы"; "Я инвалид III группы. На работу брать не хотят. Мотивируют тем, что работодателю нужен человек, который будет работать, а не болеть. Стою на учете в Центре занятости больше трех лет. По карте реабилитации инвалида очень сложно найти работу"), излишнюю бюрократию ("человека без ноги могут на следующий год отправить на медкомиссию для подтверждения инвалидности").

26% респондентов затруднились ответить, ущемляются ли в России права инвалидов или нет. "В России ущемляются права большей части её жителей", "они (права) не ущемляются, про них просто не думают", – отметили опрашиваемые.

И лишь 7% пользователей считают, что в России права инвалидов не нарушаются.

Из результатов опроса мы видим: абсолютное большинство граждан убеждены, что в нашей стране недостаточно обеспечиваются права лиц с инвалидностью. Рассмотрим ключевые сферы жизни, в которых у инвалидов чаще всего возникают проблемы, и как они решаются на законодательном уровне сегодня.

 

Доступ к объектам социальной инфраструктуры

Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее – закон о социальной защите инвалидов).

Полную и достоверную статистику по обеспеченности доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры найти не так уж просто. Это связано с тем, что зачастую оборудование здания пандусом не свидетельствует о его доступности для инвалида (например, при отсутствии лифта в самом здании). 

Для получения информации об объектах, адаптированных для лиц с инвалидностью, рекомендуем посетить сайт www.barierov.net (на котором содержится информация о более 9 000 объектах в 132 городах России и стран бывшего СНГ) либо www.pandus.molparlam.ru (более 4 000 объектов в Москве). Все места, отмеченные на картах, предоставлены пользователями и проверены администрацией сайтов.

Многие регионы страны (например, Москва) для реализации положений закона о социальной защите инвалидов издали свои нормативно-правовые акты2, которыми предусмотрели необходимость оснащения городских объектов специальной визуальной и звуковой информацией (например, звуковой сигнализацией у светофоров), указателями маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов и рекреационных зон, средствами связи, доступными для инвалидов и т.д. А в 2012 году Минздравсоцразвития России разработало методические рекомендации3, нацеленные на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов при посещении административных зданий и служебных помещений. Речь идет о соблюдении определенного уклона съезда с тротуара, выделении контрастным цветом (желтым или белым) нижней и верхней ступени, окраска желтой краской пониженного бордюра и т.д. Для слабовидящих людей желтый цвет – последний цвет спектра, который они могут видеть.

Что касается развития транспортной инфраструктуры, по данным пресс-службы ГУП "Мосгортранс" 70% автобусов Москвы уже оснащены пандусами для инвалидов. В Подмосковье прогноз менее оптимистичный: только 16% от всего пассажирского транспорта планируется оборудовать к 2018 году. Также в столице функционирует служба "Социальное такси", в рамках которой организована специализированная автоколонна. Машины данного такси оборудованы средствами для посадки, высадки и комфортного передвижения маломобильной категории граждан. Для лица, зарегистрированного во Всероссийском обществе инвалидов, при наличии талона стоимость поездки обойдется в два раза дешевле, чем на обычном такси. 

 

Образование инвалидов 

Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения (ст. 19 закона "О социальной защите инвалидов").

Так, законодательством установлена возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья (п. 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Такой вид образования предполагает, что дети-инвалиды могут учиться не в специализированном, а в обычном учебном заведении. Это позволит ребенку влиться в общую среду, преодолеть изолированность от общества. "Если у меня, в моем возрасте нет реального опыта общения с инвалидом, если у моего ребенка в школе нет ни одного ребенка-инвалида, если я ни разу не видела инвалида в московском троллейбусе, который может легко сделать инвалидом и меня в час пик, естественно, я просто не имею практики. Когда у людей будет опыт взаимоотношения, взаимодействия с инвалидами в разных ситуациях: в бизнесе, на работе, в школе, в больнице, на транспорте, мы поменяем отношение к ним", – говорит д. с. н., директор проектов Фонда общественного мнения Лариса Паутова. К сожалению, для реализации такой формы образования необходима серьезная подготовка руководителей инклюзивных образовательных учреждений, педагогов и иных специалистов.

Для примера, в столице по программам инклюзивного образования работают более 90 детских садов, 800 школ и 40 колледжей. Помимо этого, некоторые инвалиды получают образование дистанционно. В настоящее время в такой форме можно получить как среднее, так и высшее образование.

РИА Новости составлен "Топ вузов России по доступности зданий для маломобильных групп населения". Первое место рейтинга поделили Московский государственный институт музыки имени А. Шнитке (Москва) и Международный независимый Эколого-политологический Университет (Москва), далее идут Нефтекамский филиал Башкирского государственного университета (Нефтекамск), Московский государственный институт индустрии туризма (Москва), Московский социально-гуманитарный институт (Москва). Всего в рейтинге представлено 91 учебное заведение. По городам, в которых расположены данные вузы, с большим отрывом лидирует Москва, за ней Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Краснодар и другие. 

Цитата

Цитата

Наталья Голованова, руководитель Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru:

 "Люди с ограниченными физическими возможностями (в первую очередь инвалиды детства) редко в полной мере овладевают профессиями, нужными сегодня бизнесу. К сожалению, в России слабо налажена система социализации инвалидов: путь к серьезным профессиям для них в большинстве случаев очень сложен и тернист, профессиональное образование почти недоступно. Как и чему их учат и учат ли вообще? Вопрос, увы, риторический, и отдельные исключения лишь подтверждают общее правило".

Очевидно, что помимо стремления к получению знаний у каждого человека еще имеется и стремление к их реализации на практике. И вот тут проблема образования лиц с инвалидностью тесно связана с проблемой их трудоустройства.

 

Занятость и трудоустройство

В ст. 20 закона о социальной защите инвалидов установлено, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

  • установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  • резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
  • создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации;
  • создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  • организация обучения инвалидов новым профессиям.

На практике же данные способы поддержки лиц с инвалидностью не всегда используются. Уровень квоты в России гораздо ниже, чем в других странах. В нашей стране у работодателя, численность работников которого превышает 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере от 2% до 4%. Для примера, в Германии каждый работодатель, у которого численность работников составляет 10 человек, должен предоставить 6% рабочих мест инвалидам.

"Все это усугубляется еще и изменениями, внесенными в НК РФ: в его новой редакции уже не предусмотрены прежние налоговые льготы для предприятий, где работают инвалиды. Между тем в западных странах, имеющих положительный опыт трудоустройства людей с инвалидностью, эти льготы весьма существенны", – рассказывает руководитель Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru Наталья Голованова.

Постановлением Минтруда России от 8 сентября 1993 г. № 150 утвержден перечень приоритетных профессий для инвалидов. Однако если посмотреть на профессии, указанные там (банщик, дозиметрист, обувщик, учитель, бухгалтер и т.д.), станет очевидно, что текст данного перечня давно устарел. С развитием рынка труда появились новые специальности и профессии, в нем не указанные: IT-специалист, логист, веб-дизайнер, верстальщик и т.д. Очевидно, что инвалиды должны иметь доступ к инклюзивному рынку труда, где они смогут реализовать свой потенциал в любой сфере и по любой специальности. Работа совместно с инвалидом положительно скажется и на других сотрудниках, у которых возникнет понимание, что если с ними что-нибудь случится, компания их не уволит. Для тех, кто не может ежедневно ходить на работу, необходимо предусмотреть возможность заключения договора аренды на оборудование и дальнейшей работы на нем на дому.

Некоторые инвалиды предпочитают не дожидаться, когда их пригласят на работу, и открывают собственный бизнес. Они без тени сомнения приглашают на работу в свои компании лиц с инвалидностью, что благоприятно влияет на проблему трудоустройства.

Так, например, поступили предприниматели из Москвы, семейная пара Кирилл Васильев и Надежда Шарапова, оба инвалиды по слуху. Они открыли свой салон красоты "Надин", в котором работают только слабослышащие мастера. "Свое дело начинать, безусловно, очень тяжело, – сетуют Кирилл и Надежда, – особенно с нуля, когда нет ни опыта, ни знаний. А в бизнесе очень много "подводных камней", напоровшись на которые можно понести существенные потери, в первую очередь денежные".

По словам Кирилла и Надежды, серьезной проблемой при открытии салона красоты была как раз их инвалидность. "Я как инвалид по слуху столкнулся с трудностями при общении с огромным количеством людей во время оформления документов, ремонта помещения, организации рекламы. Глухим, которые вообще не слышат, тяжелее во много раз. В нашей стране при таком низком уровне развития и общества, и экономики шансы практически нулевые. Слабослышащим еще можно побороться", – говорит Кирилл. При этом на вопрос, планирует ли он в дальнейшем приглашать на работу наряду с инвалидами лиц без инвалидности, отвечает: "Пока не планирую. И в будущем, если мы устоим на ногах, окрепнем и сумеем раскрутиться, то я по возможности буду приглашать именно инвалидов. А слышащих – при отсутствии других альтернатив".

В помощь людям, открывающим собственный бизнес, существуют различные организации и фонды. Ирина Павлова, заместитель руководителя Департамента социальных и благотворительных проектов по разработке программ Фонда региональных социальных программ "Наше будущее", рассказывает: "В основном к нам приходят те, кто уже ведет свою деятельность, стартапов немного. Действующий предприниматель хочет расширить производство, наладить выпуск новой продукции, начать оказывать новые услуги. Оформляет все это в проект и именно в такой форме "заходит" к нам на конкурс "Социальный предприниматель".

На счету фонда – огромное количество проектов, в том числе и с участием инвалидов. Например, один из них – мастерская по ремонту инвалидных колясок и центр дистрибьюции запчастей Observer Романа Аранина. "Роман – человек уникальных личных качеств, устремленный и весельчак, несмотря на полную прикованность к коляске. Вот если бы Вы с ним лично познакомились!" – восклицает Ирина Павлова. Мастерская по обслуживанию технических средств реабилитации обеспечивает г. Калининград. 

Для решения этих и многих других проблем, с которыми сталкиваются инвалиды в повседневной жизни, а также в целях реализации закона о социальной защите инвалидов и Конвенции о правах инвалидов Правительство РФ 17 марта 2011 года утвердило постановление № 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы". В данное постановление неоднократно вносились изменения4, а затем оно было признано утратившим силу5 в связи с вступлением в силу распоряжения Правительства от 26 ноября 2012 г. № 2181-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы" (далее – программа "Доступная среда").

 

Цели и задачи программы

Целью программы "Доступная среда" является формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы. В соответствии с целями выделены две подпрограммы:

  • обеспечение доступности важнейших объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Среди задач программы выделены:

  • оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

Программа "Доступная среда" подразумевает, что все сферы жизни – образование, здравоохранение, культура, социальная защита, спорт – должны стать доступны для людей с инвалидностью.

"Цель программы "Доступная среда" – переломить негативное отношение к инвалидам. Я как социолог, как человек, который имеет много данных, могу сказать, что отчасти эта задача выполнена, потому что некий слом, судя по данным социологических центров за несколько лет, произошел. Мы можем сказать, что за счет информационной кампании, за счет общих экономических стабилизаций произошло снижение напряжения общества в целом", – поясняет Лариса Паутова.

 

Ожидаемые результаты реализации программы

В распоряжении Правительства от 26 ноября 2012 г. № 2181-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы" указано, что формирование доступной среды в нашей стране не ограничивается ни мероприятиями программы, ни сроками ее реализации. Тем не менее авторами распоряжения определены конкретные ожидаемые результаты:

  • увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры с 12% в 2010 году до 45% к 2016 году;
  • увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов с 30% в 2010 году до 55% к 2016 году;
  • увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов с 30% в 2010 году до 49,6% к 2016 году;
  • увеличение доли главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам федерации с 10% в 2010 году до 86% к 2016 году;
  • повышение доли инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые/дети) с 6,5/6,3% в 2010 году до 14,5/12% к 2016 году.

 

Информационная кампания

В рамках федеральной программы "Доступная среда" была организована информационная кампания, которая продлится вплоть до 2015 года. Ее распространение будет происходить через телевидение, радио, интернет-баннеры, наружную рекламу. Темы рекламных кампаний определяются с учетом мнения инвалидов, входящих в состав координационного совета по контролю за ходом реализации государственной программы "Доступная среда". Это представители Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества слепых, региональных общественных организаций и специалистов PR-службы Минтруда России.

"Была разработана концепция всей информационной кампании, – рассказывает Григорий Лекарев, директор Департамента по делам инвалидов Минтруда России. – Она заключается в том, что все люди разные, в то же время все имеют и что-то общее, но их нельзя делить по одному классификационному признаку: инвалиды и не инвалиды. Мы попытались таким образом донести до людей, что это не первоочередное, что следует видеть в человеке, когда вы имеете дело с инвалидом".

Общественно-просветительская кампания 2011 года была посвящена формированию толерантного отношения при решении вопросов занятости. "Мы показали инвалида в офисе, – комментирует Григорий Лекарев. – Инвалиды занимались обычной работой. Наша задача была заставить человека задуматься. Не вызвать какую-то жалость, не предъявить людям укор этим роликом, а именно заставить задуматься, после того, как они отвлекутся, что оказывается инвалид может быть на рабочем месте и трудиться так же, как все остальные".

Информационная кампания 2012 года была нацелена на детей и носила условное название "Манная каша". В ней была воплощена идея того, что есть дети, которые любят манную кашу, есть те, которые ее терпеть не могут, но делить их на детей и детей-инвалидов нельзя.

Текущий 2013 год предваряет Олимпийские и Паралимпийские зимние игры. Для реализации общественно-просветительской кампании Минтруд России привлек паралимпийских чемпионов Николая Полухина, Олесю Владыкину, Олега Крецул и других. Смысл данной кампании немного отличный от остальных. "Мы показываем наших героев, которые переступили через инвалидность, переступили через себя и добились успеха", – рассказывает Григорий Лекарев.

Программа 2014 года посвящена семье, имеющей инвалида в своем составе. "Это может быть ребенок-инвалид, родители-инвалиды, бабушка-инвалид. Задача кампании состоит в том, чтобы показать: несмотря на проблемы, связанные с инвалидностью, семья с инвалидом – это полноценная семья. У инвалида она может быть и должна быть. У них также есть семейные ценности. Бабушка-инвалид так же дорога своим внукам, как любая другая бабушка. Надеемся, что исполнителям удастся реализовать эту идею", – говорит Григорий Лекарев.

 

Документы по теме:

Новости по теме:

_______________________________

1 Конвенция о правах инвалидов принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106.
2 Распоряжение Мэра города Москвы от 27 августа 1997 г. № 684-РМ "О дополнительных мерах по обеспечению беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры"; закон города Москвы от 17 января 2001 г. № 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы"; закон города Москвы от 17 января 2001 г. № 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы"; постановление Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. № 852-ПП "О совершенствовании работы по приспособлению инфраструктуры города Москвы для нужд инвалидов и других категорий маломобильных граждан".
3 Письмо Минздравсоцразвития России от 11 апреля 2012 г. № 30-7/10/2-3602 "О методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений".
4 Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. № 1002 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы"; постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1154 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы"; постановление Правительства РФ от 11 сентября 2012 г. № 919 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-015 годы".
5 Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 1225 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации" признало утратившим силу постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы".