Новости и аналитика Аналитические статьи Прием на работу в недалеком будущем: чего ждать юристам, бухгалтерам и кадровикам

Прием на работу в недалеком будущем: чего ждать юристам, бухгалтерам и кадровикам

Прием на работу в недалеком будущем: чего ждать юристам, бухгалтерам и кадровикам
AndreyPopov / Depositphotos.com

Вместе с экспертами мы уже не раз обсуждали особенности цифровизации консервативной профессии: выясняли, к чему готовиться студенту-юристу, каким станет юрист будущего, а также разбирались, чем является само право в эпоху высоких технологий – поддержкой или препятствием. Теперь прогнозируем, как изменится сам процесс трудоустройства, причем не только для юристов, но также и для бухгалтеров и кадровиков, тем более что 19 сентября в России отмечается день HR-менеджера, а 20 сентября – день рекрутера.
 

Последствия цифровизации: HR-боты и новые требования к соискателям

Как рассказали эксперты, традиционные способы подбора персонала, например, поиск соискателей на работных порталах с последующим обзвоном базы кандидатов уходят в прошлое, а роботы активно помогают рекрутерам. Так, некоторые платформы на основе технологии искусственного интеллекта способны находить нужные резюме с точностью до 90%, общаться одновременно с сотнями кандидатов, проводить и оценивать видеоинтервью. Что интересно, как пояснил генеральный директор Севергрупп TalentTech Артём Кумпель, искусственный интеллект способен оценивать эмоции, например, изменения выражения лица кандидата во время интервью. Он также не исключил, что благодаря развитию возможностей больших данных, при помощи технологий можно будет предсказывать поведение сотрудников и даже фиксировать изменения в эмоциональном состоянии. Более того, дополняет консультант Русской Школы Управления по подбору персонала Наталья Сторожева, крупные ритейлеры уже автоматизировали процесс обработки резюме. Специальная программа анализирует ключевые параметры анкеты, сортирует резюме, а также совершает "звонки первого уровня". Эксперт порекомендовала соискателям начинать готовиться к первичному собеседованию с роботом.

Однако в то же время, по мнению штатного HR-эксперта La Prensa, психолога-полиграфолога и профайлера Марии Семерок, вероятность того, что боты, программы и роботы смогут полностью заменить живого специалиста, мала. Во-первых, из-за высокой стоимости такие технологии доступны далеко не всем работодателям, а во-вторых, машина все равно не сможет увидеть нюансы, доступные при личном общении людей. К тому же, и сегодня боты выполняют лишь вспомогательную функцию. Как рассказала Наталья Сторожева, если кандидат соответствует основным формальным критериям, программа "передает" его для дальнейшего общения рекрутеру-человеку.

Какие исключения, предпочтения и ограничения при трудоустройстве дискриминацией не являются? Узнайте из материала "Гарантии и ограничения при приеме на работу" в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

С одной стороны, цифровизация упрощает работу, а с другой, предъявляет новые требования к работникам. Карьерный консультант Ольга Гуляева уверена, что в будущем станут более важными soft skills (гибкие навыки), поскольку всему остальному можно обучить компьютер. "Умение договариваться, системность мышления, навыки организации и способность находить лучшие нестандартные решения – вот над чем стоит работать", – отметила она. Эксперт также обратила внимание на тенденцию – все больше бухгалтеров могут не знать бухучет, так как программы все сделают за них. Основной задачей человека становится оптимизация рабочего процесса и минимизация издержек.

Кроме того, добавил Артём Кумпель, робот пока не может разрешить ситуации, где для принятия решения имеет значение взаимосвязь факторов и условий. Так, для юристов это могут быть вопросы, связанные с профессиональной этикой, а для бухгалтеров – принятие правильного решения в ситуации одновременной работы с разными контрагентами и в валюте нескольких государств.

Следовательно, крайне важно, чтобы соискатели умели пользоваться самыми современными технологиями – так они смогут уйти от рутинной работы к решению нестандартных задач. Например, как рассказала руководитель направления по развитию бизнеса аутсорсинговой компании Интеркомп Оксана Олексюк, сегодня применяются корпоративные сервисы самообслуживания сотрудников (ESS) по кадровым вопросам для решения рутинных задач. Они позволяют сотрудникам самостоятельно направить запрос на то или иное действие, в частности, предоставление отпуска, получение справки с места работы и т. д. Руководители согласовывают такие запросы, а HR-специалисты контролируют процесс. Общение происходит полностью в электронной форме, а это существенно экономит время. Кроме того, для сопровождения полного жизненного цикла работника, включая адаптацию, развитие и оценку, используются HRM-системы. А значит, кадровому специалисту, который желает быть востребованным на рынке труда, стоит освоить наиболее распространенные сервисы, а в дальнейшем поддерживать свои знания на должном уровне. Бухгалтерам необходимо работать, как минимум, с расчетными и тикетными системами, а также с программным обеспечением для сдачи отчетности через электронные каналы связи. Для юристов очевидная необходимость – умение пользоваться справочно-правовыми системами и электронными картотеками судебных дел.

Кроме того, основатель проекта "Антирабство" Алёна Владимирская считает, что при изучении технологий стоит захватывать смежные направления. "Например, уже сейчас далеко не редкость бухгалтер, который, в том числе, ведет кадры. Или кадровик, который на базовом уровне выполняет работу юриста по составлению договоров. Средний и малый бизнес только на этом и выживает, собирая в одном человеке несколько компетенций", – привела примеры эксперт.

 

Трансформация общения между рекрутером и соискателем

Взаимодействие через мессенджеры

В связи с развитием технологий меняется и взаимодействие рекрутера с соискателем. По словам Натальи Сторожевой и Марии Cемерок, заполнение личной анкеты перед собеседованием уходит в прошлое. Правда, это может практиковаться в определенных целях – для проверки кандидата на лояльность к "странным" заданиям или для графологического анализа почерка. Кроме того, по оценкам экспертов, работодатели все реже проводят психологические тестирования (такие, где требуется, к примеру, нарисовать дом, несуществующее животное или свой сон). Предпочтение отдают тестам и заданиям по оценке профессиональных компетенций.

Поскольку в основном обе стороны процесса трудоустройства стараются быть гибкими, трансформируется и само взаимодействие между ними – популярным становится общение в мессенджерах. Основатель рекрутингового агентства DigitalHR Екатерина Гаврилова обратила внимание, что хотя рекрутеры и стараются высылать основную официальную информацию на почту, детали часто обсуждают именно в мессенджере. "В нем же можно получить фидбэк после интервью, перенести встречу, поделиться какими-то переживаниями или задать дополнительные вопросы. Такой формат взаимодействия помогает обеим сторонам оставаться на связи, но подходит не для всех компаний", – отметила она. Так, крупным или государственным организациям важно оценить, как кандидат составляет официальные письма, поэтому полный переход в мессенджеры для них вряд ли возможен.

Менее консервативные компании идут дальше. "Сейчас даже существует такой экзотический курс обучения, который учит рекрутеров отыскивать разработчиков среди пользователей приложения для знакомства", – рассказала Алёна Владимирская.

В ближайшем будущем, по мнению экспертов, в сфере трудоустройства может появиться больше видеоинтервью. Речь идет об использовании не только привычных приложений для бесплатных звонков, но и о специальных сервисах, предназначенных непосредственно для видеоотбора кандидатов. Так, например, один из сервисов видеоинтервью предполагает, что работодатель может задать системе вопросы, установить время на ответ и отправить кандидату запрос. Соискатель должен будет записать видеоответ, а работодатель выберет нескольких кандидатов и пригласит на собеседование.

 

"Оригинальные" резюме

Отметим, что обычное резюме как традиционная форма взаимодействия между рекрутером и соискателем пока в прошлое не уходит и даже, по мнению некоторых специалистов, существенно не меняется. Эксперты советуют не описывать в нем рабочие процессы, а фиксировать результаты, делать упор на содержание, а не форму.

Однако попытка со стороны соискателя соригинальничать и сделать, например, резюме в форме видео или инфографики может обернуться как успехом, так и полным провалом. С одной стороны, по словам Натальи Сторожевой, инфографика позволяет сделать резюме более структурным и легко воспринимаемым, а видео – представить себя в выгодном свете, избежать волнения и неловкости, часто возникающих на первой очной встрече. На видео также можно ответить на вопросы, уже присланные потенциальным работодателем.

В то же время экспериментировать с форматом резюме стоит в тех случаях, когда работодатель сам просит об этом, или отсутствуют сомнения в том, что он лояльно отнесется к видео или инфографике. "Резюме в виде инфографики могли придумать дизайнеры для популяризации своих услуг, но рекрутеры страшно раздражаются, когда получают такое излишне креативное резюме. Оно веселит глаз, но, как правило, его всегда откладывают на потом, чтобы в спокойной обстановке разгадать ребус. Однако спокойное "потом" почти никогда не наступает", – обратила внимание Алёна Владимирская.

Екатерина Гаврилова советует направлять резюме-инфографику или резюме-лендинг (одностраничный сайт) вместе с классической версией – так работодателю будет проще воспринимать информацию. При этом стоит оценить свои силы и учесть, что на создание оригинального резюме потребуется немало времени. "Его, как и сопроводительное письмо, нужно делать под каждую вакансию, то есть от универсального видео-резюме так же мало проку, как и от желания попасть в "известную команду ведущих профессионалов", что часто пишут в универсальных сопроводительных письмах", – подчеркнула эксперт.

Важно также сделать резюме иного формата максимально коротким и емким. "Длительная презентация, подкрепленная видеоклипом, может утомить рекрутера и потенциального работодателя, отнять время у делового человека и в итоге не увенчаться успехом", – объяснила Мария Cемерок.

 

Использование соцсетей

Большинство экспертов сходится в том, что соискателям стоит искать работу несколькими способами сразу: и через работные сайты, и направляя резюме непосредственно понравившемуся работодателю, а также при помощи соцсетей. Ольга Гуляева рассказала, что почти все ищут работу через специальные сайты, и совсем небольшое количество – по знакомству и через соцсети. Поэтому она рекомендовала развивать навык поиска работы последним способом – это работающий и набирающий популярность инструмент. Екатерина Гаврилова при этом указала, что юристы и бухгалтеры редко используют социальные сети для профессионального продвижения.

Следует учесть, что даже если соискатель не использует соцсеть для поиска работы, личная страничка может оказать существенное влияния на его трудоустройство. Рекрутер, который нашел профиль соискателя (в том числе по номеру телефона или почты, указанным в резюме), способен, по словам Екатерины Гавриловой:

  • оценить онлайн-активность потенциального работника (обилие постов в рабочее время вряд ли воспримут положительно);
  • обратить внимание на общих друзей (если среди них есть специалисты из общей рабочей сферы, то можно запросить дополнительные рекомендации);
  • сделать вывод о соответствии корпоративной культуре (например, если в компании ценят ЗОЖ, соискателю добавят бонусов регулярно выкладываемые фотографии с пробежек);
  • проверить адекватность кандидата.

"Это может показаться смешным, но это частый запрос от компаний, вне зависимости от профиля работы сотрудника: если у вас есть посты про похищения инопланетянами, то это может оказаться стоп-сигналом для связи рекрутера компании с вами", – дала пояснения эксперт по последнему пункту.

Некоторые кандидаты могут принять решение вообще не заводить страницу – на всякий случай. Особенно с учетом того, что отсутствие активности в соцсети для юриста, бухгалтера или сотрудника кадровой службы, по оценке Екатерины Гавриловой, некритично, так как их прямые обязанности не связаны с позиционированием на внешнюю аудиторию (в отличие от, например, PR-менеджера, SMM-менеджера или маркетолога). "Но мы рекомендуем все-таки заводить страничку (предпочтительнее, в Facebook, его в России чаще используют в профессиональных целях) и позиционировать себя как специалиста – это дает вам дополнительные бонусы при поиске работы – вы остаетесь на виду у широкого круга специалистов схожего с вами профиля. Делитесь полезной информацией, обсуждайте сервисы, которые помогают вам в работе, статьи, ассоциируйтесь у коллег с профессионалом", – советует эксперт.

Более того, как рассказала Алёна Владимирская, продвинутые рекрутеры сегодня изучают технологии Bolean Searh (поиск с использованием символов, например, кавычек) и X-Ray (составление поискового запроса при помощи специальных команд, например, в нем можно указать название платформы, на которой зарегистрирован кандидат, статус пользователя, название его должности). Так можно осуществлять точечный поиск в соцсетях – это эффективно и бесплатно. Однако возможности рекрутеров не безграничны и, по заверениям экспертов, они не могут изучить закрытую страничку в социальной сети. Правда, получить информацию из скрытого профиля можно и другим способом, например, добавившись в друзья.

 

Право на ошибку в цифровую эпоху

Общеизвестно, что информация в Интернете распространяется быстро, а удалить ее оттуда практически невозможно. Тем сложнее может быть соискателям, которые в прошлом допустили ошибку, например, бухгалтеру, привлеченному к ответственности, или юристу, проигравшему немало дел. Однако эксперты настроены оптимистично, утверждая, что неудачи случаются у каждого, а идеальных людей не бывает.

"У меня не получилось представлять интересы клиента в суде, я понял, что выступления на аудиторию – это моя слабая сторона. При этом я отлично разбираюсь в законодательстве и могу быть полезен в другой сфере юриспруденции", – привела пример удачного ответа юриста Ольга Гуляева. Правда, она допустила, что юристу, проигравшему значительное количество дел, возможно, стоит сменить специализацию.

Также эксперт порекомендовала в любых ситуациях расставаться с работодателем максимально корректно, "даже если Вы сильно напортачили". Ведь если за ошибкой потянется еще и масса негативных отзывов о соискателе как о человеке ("специально подставил", "скандалил", "требовал"), получить второй шанс гораздо сложнее.

Большинство опрошенных порталом ГАРАНТ.РУ специалистов рекомендуют также обтекаемо отвечать на каверзные вопросы работодателей, которые касаются нарушений закона и недобросовестного поведения. Например, о ведении двойной бухгалтерии и уходе от налогов для бухгалтеров, о нарушениях трудового законодательства и некорректном ведении делопроизводства для кадровиков, а также о регистрации фирм-однодневок и взятках представителям госорганов для юристов.

Так, Алёна Владимирская считает, что отвечать на подобные вопросы стоит спокойно и с достоинством: "Я умею это делать, но не хотел(а) бы". Она добавила, что люди со схожими моральными принципами, как правило, находят друг друга. По мнению Ольги Гуляевой, соискатель никогда не узнает, какой ответ хочет услышать работодатель, поэтому она порекомендовала отвечать честно.

В то же время некоторые эксперты считают, что подобные вопросы – повод насторожиться. "На мой взгляд, такие вопросы – уже сами по себе "звоночек". Я бы порекомендовала человеку решить для себя, готов ли он заниматься подобными вещами, и исходить уже из этого. Но в любом случае можно задать в ответ наводящие вопросы: "А почему вы об этом спрашиваете? Есть ли в вашей компании такая практика?", – указала руководитель HR-проектов компании "Леруа Мерлен" Светлана Сидоренко. А начальник отдела кадров ООО "Байкал-Сервис ТК" Галина Бучнева сказала, что настоящие профессионалы такие вопросы не задают.

 

Перспективы после трудоустройства: отказ от офисов и электронный документооборот

"Офисы уходят в прошлое, это факт", – сказала Алёна Владимирская и добавила, что многие компании, в том числе представители крупного бизнеса, сегодня переходят на удаленную работу. По ее оценке, юристы, кадровики и бухгалтеры способны выполнять серьезные объемы работы удаленно. Ольга Гуляева обратила внимание, что сейчас огромное количество бухгалтеров работает из дома, а к ним подтягиваются кадровики. "Думаю, через десяток-полтора лет в офисе останутся только люди, принимающие клиентов. Собрания и планерки можно прекрасно проводить по скайпу, что многие и делают", – предположила эксперт.

Однако у специалистов нет уверенности, что офисы исчезнут полностью во всех сферах, в конце концов, все зависит от конкретной компании. Личное общение по-прежнему важно, к примеру, для обучения или принятия финального решения о приеме на работу. Также многим сотрудникам, возможно, будет непросто самоорганизоваться – Мария Cемерок допустила, что свободный график и удаленность руководства могут расхолаживать и стирать границы ответственности у сотрудников.

Нужна электронная подпись? Удостоверяющий центр ГАРАНТ поможет подобрать и приобрести сертификат электронной подписи и для юридического, и для физического лица. Подробнее

Эксперты сходятся во мнении, что электронное кадровое делопроизводство – вопрос недалекого будущего. Они отмечают, что этого ждут и кадровики, и соискатели, к переходу на цифровые формы практически готовы создатели программного обеспечения, и дело лишь за государством. Во-первых, необходимо внести соответствующие изменения в законодательство, как мы писали ранее, предположительно, это произойдет с 2020 года. А во-вторых, главное, чтобы изменения реализовались на практике – ведь пока бумажный документооборот дублирует электронный, говорить о цифровизации не приходится. "С некоторыми документами нужно знакомить работников под роспись, а значит, их следует распечатать и подписать. Например, личные карточки работников, приказы по личному составу, трудовые книжки и журнал их учета, трудовые договоры и допсоглашения к ним, а также большая часть кадровых журналов пока должны вестись на бумаге", – привела примеры менеджер по персоналу VIGTrans Анна Вильданова. Напрашивается вывод, что сотрудников придется полностью перевести на электронные подписи.

 

***

Изменения в сфере трудоустройства, о которых говорили эксперты, можно считать существенными, но вряд ли радикальными. Безусловно, процесс взаимодействия соискателя с работодателем за счет применений технологий упростится и ускорится. Но даже с учетом масштабной цифровизации, от соискателя все равно будет требоваться в основном то же, что и сейчас: адекватность, способность решать нестандартные задачи, гибкое мышление и быстрая обучаемость. Правда, к этому добавляется важное требование – умение разбираться в новых технологиях и активно применять их.

Документы по теме:

Трудовой кодекс Российской Федерации