Новости и аналитика Аналитические статьи Бизнес по франшизе: зачем, как, сколько?

Бизнес по франшизе: зачем, как, сколько?

Бизнес по франшизе: зачем, как, сколько?
one photo / Shutterstock.com

Бизнес по франшизе – удачная инвестиция, поскольку по статистике около 86% предприятий, работающих по этой схеме, "выживает", то есть продолжает существовать и через пять лет после открытия. Такие данные привели эксперты в ходе практической конференции, посвященной франшизам в предпринимательстве, которую организовал Департамент города Москвы по конкурентной политике совместно с ГБУ "Малый бизнес Москвы" и Российской Ассоциацией Франчайзинга.

Сегодня работать по франшизе можно во многих сферах деятельности: продажи товаров определенной марки, например, одежды или обуви, оказания услуг, в частности, косметологических, общественного питания (где он, кстати, наиболее распространен). Однако, разумеется, как и в любом бизнесе, здесь можно выявить не только преимущества, но и риски, причем значительные. О них, а также об особенностях работы по франшизе, стоит знать как начинающим, так и опытным предпринимателям, желающим вложить средства в новое для себя дело.

Правовые аспекты и практика

Прежде всего необходимо отметить, что в российском законодательстве нет таких привычных в бизнес-среде терминов, как "франшиза", "паушальный платеж" и "роялти". Понятие франшизы, правда, используется в страховом законодательстве, но в другом значении – под ней понимается часть убытков, которая не подлежит возмещению застрахованному лицу (п. 9 ст. 10 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации").

Отношения между компаниями или предпринимателями в рамках франчайзинга охватываются положениями Гражданского кодекса о коммерческой концессии (гл. 54 ГК РФ), причем акцент в соответствующих статьях сделан на особенностях использования исключительных прав. Так, по договору коммерческой концессии правообладатель обязуется предоставить пользователю за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности комплекс принадлежащих первому исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также на другие объекты (п. 1 ст. 1027 ГК РФ).

Но на практике отношения франчайзера (правообладателя) и франчайзи (пользователя) раскрываются несколько иначе. Скорее всего, именно по этой причине эксперты, специализирующиеся в этой области, указывают на отсутствие законодательства, регулирующего отношения по франшизе.

Чем уплата вознаграждения в виде паушального платежа отличается от роялти? Ответ – в "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно! 
Получить доступ

В предпринимательском сообществе под франшизой понимается готовая модель ведения бизнеса, при которой франчайзи получает все необходимые документы и рекомендации от франчайзера. Выгода для последнего заключается в развитии сети и получении вознаграждения: разового – в виде паушального платежа и периодического – роялти. Для франчайзи такая схема является возможностью заниматься предпринимательством по уже готовому плану, причем на основе советов и инструкций опытной компании или предпринимателя.

В чем преимущества бизнеса по франшизе?

Предприниматели уверяют, что франшиза – надежная, успешная и безопасная модель ведения деятельности, подходящая в первую очередь представителям малого и среднего бизнеса. Так, старший вице-президент по развитию "Росинтер Ресторантс Холдинг" Эрнесто Гонзалес отметил, что и сейчас выбрал бы франшизу как способ ведения бизнеса, несмотря на большой опыт в иных формах предпринимательства, причем в качестве франчайзи.

Основное преимущество, по мнению экспертов, заключается в том, что надежный франчайзер предоставит франчайзи полный комплект документов и обеспечит сопровождение бизнеса и до, и после открытия. Как подчеркнул вице-президент, руководящий развитием сети на территории России Subway Russia Franchising Company Геннадий Кочетков, в тексте документов, как правило, содержится только половина информации, а в действительности нужно, чтобы один человек учил другого.

По словам Эрнесто Гонзалеса, франчайзер должен сопровождать своего партнера на различных этапах открытия и развития бизнеса. В частности, если рассматривать пример организации общепита, должна быть в первую очередь рассчитана финансовая модель: себестоимость, затраты, срок окупаемости. Еще на стадии выбора помещения нужно дать профессиональную оценку локации: проверить договор аренды, технические параметры помещения, видимость локации, конкурентное окружение, развитость инфраструктуры, соответствие концепции бренда. На стадии строительства франчайзер должен предоставить архитектурный брендбук, а также обеспечить получение консультаций от дизайнера, технолога и менеджера проекта. Он также обеспечивает работу с проверенными подрядчиками и поставщиками оборудования.

Далее, на него же ложится ответственность за так называемые операционные стандарты: сайт заведения, стандарты работы для персонала, расчет себестоимости, меню и технологические карты. Сюда входит в том числе и обучение персонала. Эрнесто Гонзалес порекомендовал также практиковать МОК-сервис, когда в течение нескольких дней проводится тренировочное обслуживание для поставщиков и коллег, но не для клиентов, поскольку в первые дни обслуживания повара и официанты могут нервничать и много ошибаться. Такой подход, предположительно, снизит подобные риски.

И после открытия ресторана франчайзер должен участвовать в деятельности своего партнера, в частности, продолжать работу с персоналом, направлять маркетологов для корректировки меню. Также франчайзи, желающий оценить успешность своего бизнеса, вправе сопоставлять свою отчетность с документацией других заведений франшизы и определять, какие показатели можно улучшить.

Стоит отметить, что именно таким образом выстроены не все франшизы, поскольку в зависимости от вида деятельности могут возникать различные нюансы и особенности. Но данную модель можно взять за основу для понимания специфики подобного бизнеса.

На какие затраты рассчитывать?

Учитывая разнообразие на рынке франшиз, можно, конечно, найти любые инвестиционные предложения, в том числе в пределах 100-200 тыс. руб. Однако эксперты не рекомендуют принимать их во внимание, утверждая, что можно столкнуться даже с мошенническими схемами. На примере франшиз в сфере общепита можно убедиться, что суммы инвестиций значительно выше. Минимально возможные вложения, по оценке, в частности, директора по франчайзингу Domino`s Pizza Олега Юдина – около 2 млн руб. А для работы с крупными брендами потребуется, предположительно, от 3 млн до 15 млн руб.

Просчитать все возможные расходы заранее вряд ли возможно, так как всегда могут возникнуть непредвиденные ситуации, но как минимум, необходимо заложить в бюджет достаточно крупные траты на:

  1. Разовый паушальный взнос. По данным сайтов крупных заведений общественного питания, он начинается от $10 тыс.
  2. Роялти на регулярной основе – около 6-7% от оборота, как правило, это обязательное условие франшизы.
  3. Аренду помещения. Найти помещения можно самостоятельно, по частным объявлениям, также есть возможность арендовать помещение у городских властей. Например, начальник отдела привлечения и сопровождения инвестиций Департамента города Москвы по конкурентной политике Василий Калинкин рассказал, что столица предлагает для субъектов малого предпринимательства аренду помещений на 10 лет. Начальная ставка арендной платы для них в этом году составляет 4,5 тыс. руб. за кв. м в год (п. 2 постановления Правительства Москвы от 15 декабря 2017 г. № 1018-ПП, п. 2 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года № 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы"). Средняя ставка по итогам торгов, как сообщил Калинкин, равна 9,6 тыс. руб. за квадратный метр в год. А начальная ставка на торгах для иных предпринимателей, не относящихся к малому бизнесу, составляет 12,7 тыс. руб. за кв. м в год.
  4. Оборудование. Расходы на него зависят от вида деятельности, как и в следующих пунктах.
  5. Оплату труда и обучение персонала.
  6. Закупки продукции.
  7. Оформление и рекламу.

Необходимо также учесть важный момент – в действительности нужно располагать таким объемом средств, которого хватило бы минимум на 2-3 месяца работы без учета доходов, то есть суммой инвестиций затраты инвестора не исчерпываются. Иными словами, как обратил внимание директор по развитию ООО "Донатс Проджект" Виталий Дмитриев, открытия "под ноль" быть не должно.

Какие риски могут возникнуть?

Несмотря на перечисленные преимущества, бизнес по франшизе вполне может оказаться невыгодным, так как в действительности несет в себе массу рисков, впрочем, как и любая предпринимательская деятельность. Особенность заключается в том, что большая часть рисков в данной области связана с неудачным выбором франчайзера. Олег Юдин констатировал – к сожалению, пока в России в данной сфере много ненадежных компаний, и даже мошенников. Эксперт привел пять признаков, свидетельствующих, что франшиза, скорее всего, некачественная.

1

Стоит насторожиться, если сеть вдруг перестала открывать собственные заведения и занялась франчайзингом. Не исключено, что таким образом она пытается просто заработать на франчайзи, но не обеспечить им условия для успешной деятельности. Олег Юдин порекомендовал в таком случае лично побеседовать с директорами заведений и найти контакты действующих франчайзи, причем не через головную компанию, а напрямую.

2

Подозрения должен вызывать франчайзер, который не сопровождает работу и не прописывает все ее детали – от месторасположения до персонала. По оценке эксперта, такая стратегия является неправильной, и в действительности профессионалы детально анализируют будущую деятельность, обеспечивая поддержку и консалтинг все время, в том числе после и запуска бизнеса.

3

Ненадежным является "франчайзер-мечтатель", который обещает немедленную окупаемость и значительную прибыль в первый же месяц работы. "Когда вам обещают в кризис, что у вас рентабельность бизнеса после открытия будет 40%, когда вам говорят, что срок возврата инвестиций в 15 млн руб. составит 1,5-2 года, в подавляющем большинстве случаев это, скажем корректно, лукавство", – обратил внимание Олег Юдин. На практике, по его словам, в кризис рентабельность составляет от 10% до 20% в зависимости от сегмента рынка, причем можно работать и при 7%.

4

Показателями непрофессионализма являются отсутствие обучения, тренингов и выверенной концепции заведения. По опыту экспертов, у заслуживающих доверия франчайзеров обучение длится около двух месяцев, в то время как на рынке есть предложения по обучению всего за 5-7 дней, причем без серьезных экзаменов.

5

Наконец, не стоит доверять новичкам – тем, кто только запустил сеть и уже продает франшизы. Специалисты рекомендуют обращаться к опытным компаниям, работающим на рынке более 10 лет.

Все перечисленные признаки Олег Юдин советует выявлять заранее, поскольку, по его мнению, исправить ситуацию, когда в партнеры достался ненадежный франчайзер, практически невозможно. Он добавил, что исходя из практики, вряд ли можно чего-либо добиться и в судебном порядке. Этому мнению действительно можно найти подтверждение в судебных решениях.

Так, в одном из случаев стороны заключили договор коммерческой концессии, по условиям которого предполагалось предоставление франчайзи полного пакета юридической документации для работы, инструкции по подбору подходящего офиса, бухгалтерской помощи в регистрации фирмы и выборе способа налогообложения, клиентской базы, скриптов холодных звонков и т. п. Также франчайзер взял на себя обязанность по постоянному контролю качества и стандартов оказываемых услуг. В действительности, по мнению истца-франчайзи, ответчик-франчайзер обязательств по договору не исполнил, поскольку обучение стандартам сертификации, ведению переговоров, заключению договоров выразилось только лишь в отправке электронных писем, которые не обеспечили надлежащее качество обучения в соответствии с условиями договора.

Однако суд первой инстанции отказал ему, так как пришел к выводу о действительности договора и отсутствии оснований для его расторжения (решение Арбитражного суда Калининградской области от 12 июля 2017 г. по делу № А21-2432/2017). А на стадии апелляции судьи не нашли оснований для отмены этого решения, указав, что из материалов дела усматривается – договор сторонами исполнялся (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2017 г. № 13АП-20906/17).

В другом случае франчайзи попытался взыскать средства, уплаченные по договору коммерческой концессии. Он доказывал, что на момент заключения договора у франчайзера не было зарегистрированного в установленном порядке товарного знака, который и не мог быть передан истцу. Более того, никакие объекты прав или доступ к ним предоставлены не были, в связи с чем, по мнению истца, у ответчика образовалась сумма неосновательного обогащения. С этим выводом суд не согласился, указав, что права требования истца основаны на договоре, который исполнялся с обеих сторон, а перечисленные в рамках договора денежные средства не являются неосновательным обогащением. Не нашел оснований для отмены предыдущих судебных актов также и суд кассационной инстанции (постановление Суда по интеллектуальным правам от 31 августа 2017 г. № С01-587/2017 по делу № А56-69163/2016). Кроме того, суды могут просто отказать в принятии иска, сославшись на несоблюдение досудебного порядка (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 марта 2017 г. № 20АП-931/17).

Однако помешать успешному бизнесу по франшизе может и целый ряд других факторов, даже если франчайзер оказался надежным. Виталий Дмитриев разделил "подводные камни" бизнеса на внешние и внутренние.

К внешним "камням" можно отнести локацию, не обеспечивающую прибыль. Причем возможна даже такая ситуация, когда на месте расположения заведения действительно выявлен большой трафик, но то, что мимо заведения проходит много людей, никак не влияет на продажи. Есть также риск не успеть уложиться в сроки и регламенты при открытии, например, если опоздает поставщик. Бизнесмену может не повезти с сезоном или погодой, когда его товары или услуги не востребованы, и с персоналом.

Кроме того, успешному предпринимательству может препятствовать сам бизнесмен – и это относится к внутренним "подводным камням". Например, франшиза в большинстве случаев не предполагает пассивный доход: она обеспечивает более быстрый старт, но не дает возможности сразу отстраниться от необходимости работать. По словам Виталия Дмитриева, франчайзи придется работать без выходных и отпусков, пока не заработают хотя бы 2-3 точки, то есть нужно продержаться первые несколько лет. При этом также необходимо определить приоритеты, в каких именно направлениях будет развиваться дело, хотя при этом следовать всем рекомендациям опытного франчайзера. Но в таких случаях может оказаться, что ни сам бизнес, ни сегмент рынка, ни бренд просто не подходят предпринимателю.

***

Несмотря на значительное число рисков и минусов работы по франшизе, не исключено, что она станет оптимальной формой предпринимательства для многих бизнесменов. Вероятно при этом, что в нашей стране франчайзинг получит развитие и поддержку в том числе на государственном уровне. Так, президент Российской Ассоциации Франчайзинга Агнесса Осипова рассказала, что в настоящее время Минпромторг России и Минэкономразвития России рассматривают возможность введения налоговых льгот для бизнеса, и в том числе для франчайзинга. Она допустила, что какие-либо субсидии или налоговые каникулы могут распространить на паушальные взносы или роялти.

Документы по теме: