Чем грозит ненаправление в СФР уведомления о прекращении права на пособие
![]() |
| © adiruch / Фотобанк 123RF.com |
Законом об обязательном социальном страховании на страхователя возложена обязанность в срок не позднее 3 рабочих дней со дня, когда ему стало известно о возникновении обстоятельств, влекущих прекращение права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, направить в СФР уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение пособия (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 июня 2025 г. № Ф04-1527/2025), (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 июня 2025 г. № Ф03-1368/25). Форма такого уведомления утверждена приказом СФР от 22 апреля 2024 г. № 643, и в качестве одного из оснований для направления уведомления в ней прямо указано прекращение с работником трудовых отношений.
Однако в правоприменительной практике нет единого мнения по вопросу о последствиях неисполнения данного требования, что наглядно демонстрируют два недавних постановления арбитражных судов.
Так, суд Дальневосточного округа отказал Социальному фонду во взыскании с работодателя суммы излишне понесенных Фондом расходов на выплату работнику пособия после увольнения. Судьи учли, что, хотя обязанность по направлению в СФР уведомления о прекращении работником права на получение пособия действительно исполнена не была, но тем не менее работодатель своевременно предоставил Фонду сведения по форме ЕФС-1. Как следствие, Фонд обладал информацией об увольнении работника, и сам не предпринял необходимых действий по проверке обоснованности выплаты уволенному работнику пособия.
При этом судьи отвергли довод СФР о том, что единственным основанием прекращения выплаты пособия по уходу за ребенком является соответствующее уведомление, а прекращение выплаты такого пособия на основании сведений, представленных страхователем по форме ЕФС-1, и других документов законодательством не предусмотрено, а также о том, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется в ином программном комплексе - ФГИС Единая интегрированная информационная система "Соцстрах". Судьи заключили, что индивидуальный (персонифицированный) учет в сфере пенсионного законодательства РФ и в сфере законодательства о соответствующих видах социального страхования ведется в одной информационной базе, в составе единой формы сведений. Кроме того, с 1 января 2023 года функции Пенсионного и Социального фонда выполняет единая структура, в том числе в части получения от страхователей сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, а также иных сведений, необходимых для начисления и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, в том числе на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Таким образом, решение о ежемесячной выплате пособия его получателю должно осуществляться Фондом после проверки наличия оснований для этого, для чего следовало использовать все имеющиеся в его распоряжении информационные системы.
Ровно противоположную позицию в аналогичной ситуации занял суд Западно-Сибирского округа. Судьи заключили, что информационные системы, необходимые для нормального осуществления возложенных на Фонд обязанностей в сфере пенсионного и социального страхования, функционируют независимо друг от друга ввиду недавней реорганизации деятельности органов пенсионного и социального страхования. Форма ЕФС-1 и уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком направляются в разные информационные системы, и специалисты Фонда, в чьи должностные обязанности входит назначение и прекращение выплат пособий по социальному страхованию, в целях защиты персональных данных застрахованных лиц не имеют права доступа в информационные системы по персонифицированному учету.
