Новости и аналитика Новости ФНС России должна самостоятельно исключать из учета ошибочно принятые декларации

ФНС России должна самостоятельно исключать из учета ошибочно принятые декларации

ФНС России должна самостоятельно исключать из учета ошибочно принятые декларации
© bnenin / Фотобанк Фотодженика

Причиной спора стало принятие налоговым органом в апреле 2020 года в электронном виде уточненных деклараций организации по НДС за III – IV кварталы 2018 года, II – IV кварталы 2019 года по доверенности, которую организация не выдавала. То есть "уточненки" были поданы неуполномоченным лицом. Организация просила исключить из обработки уточненные декларации и восстановить информацию по ранее поданным, а также предоставить документы, на основании которых налоговый орган принял информацию от третьего лица. Инспекция и УФНС оставили жалобы без удовлетворения. Компания обратилась в суд.

Суды трех инстанций признали незаконными действия налогового органа по принятию уточненных налоговых деклараций по НДС за указанные налоговые периоды 2018 – 2019 годов при отсутствии доверенности от имени налогоплательщика, обязав инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Подробнее о санкциях за применение ПСН при торговле маркируемыми товарами узнайте в Энциклопедии решений системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

В остальной части заявленные обществом требования (о признании незаконным бездействия налогового органа по непринятию мер на сообщение заявителя о подаче в инспекцию неуполномоченным и не имеющим отношения к обществу лицом уточненных налоговых деклараций, обязании налоговых органов устранить допущенные нарушения путем исключения из обработки спорных уточненных налоговых деклараций и восстановлении результатов первичных налоговых деклараций, представленных заявителем), оставлены без удовлетворения, поскольку, по мнению судов, действующими в рассматриваемые периоды положениями НК РФ и Административным регламентом налоговым органам не было предоставлено право аннулировать принятые налоговые декларации. Устранение последствий нарушенного права в такой ситуации возможно, как отметили суды, только путем подачи налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций с целью сообщения о своих действительных налоговых обязательствах. Налоговый орган, в свою очередь, путем осуществления мероприятий налогового контроля вправе проверить правильность исчисления и уплаты налогов.

СКЭС ВС РФ считает несостоятельной ссылку налогового органа и судов на п. 4.1 ст. 80 Налогового кодекса, в котором установлены основания признания декларации непредставленной, в их числе – подписание декларации или расчета неуполномоченным лицом, и вступление в силу указанных изменений. Рассматриваемая редакция ст. 80 НК РФ направлена на законодательное установление в административном порядке оснований и механизма признания декларации, поданной налогоплательщиком, непредставленной, и соответствующие правовые последствия совершения указанных действий для такого лица.

В настоящем споре налоговые декларации поданы не самим налогоплательщиком, а иным лицом, что установлено судами трех инстанций и по существу признано налоговым органом. Следовательно, ссылки на отсутствие у налогового органа технической возможности, равно как и установленного регламента по удалению из системы недостоверных сведений, не могли служить основанием для отказа обществу в восстановлении его нарушенных прав в сфере публичных налоговых правоотношений.

Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия ВС РФ считает, что оспариваемые судебные акты арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене в части отказа в удовлетворении заявленного обществом требования, как принятые при существенном нарушении норм материального и процессуального права. Дело в отмененной части подлежит направлению на новое рассмотрение. Суду при новом рассмотрении дела необходимо рассмотреть по существу заявленные обществом требования, в удовлетворении которых было отказано, и принять решение, обеспечив реальное восстановление нарушенных прав налогоплательщика. Соответственно, с учетом результата рассмотрения требований суду следует решить вопрос о возмещении заявителю расходов по уплате государственной пошлины (Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 19 августа 2022 г. № 306-ЭС22-7274).

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Налоговый кодекс Российской Федерации

Читайте также:

Указаны новые коды для отражения освобождаемых от НДС операций, а также облагаемых по нулевой ставке

Указаны новые коды для отражения освобождаемых от НДС операций, а также облагаемых по нулевой ставке

Некоторые операции включены в льготные перечни с 14 июля 2022 года, поправки по остальным вступят в силу с 1 октября 2022 года.

Минфин России рассказал о налоговых последствиях заключения договора безвозмездного пользования

Минфин России рассказал о налоговых последствиях заключения договора безвозмездного пользования

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей, в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются

Разъяснены особенности освобождения от НДС услуг по обращению с ТКО

Разъяснены особенности освобождения от НДС услуг по обращению с ТКО

Норма распространяется на операции по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемые региональными операторами по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.

Разъяснены особенности применения освобождения от НДС при реализации товаров собственного производства через объекты общепита

Разъяснены особенности применения освобождения от НДС при реализации товаров собственного производства через объекты общепита

Для применения освобождения совокупный доход налогоплательщика за прошлый год не должен превышать 2 млрд руб. и профильные доходы должны составлять не менее 70% от общего объема.