Новости и аналитика Новости Cуд: правило о возможности посещения музея с детской коляской в конкретный день недели само по себе права потребителей не ущемляет

Cуд: правило о возможности посещения музея с детской коляской в конкретный день недели само по себе права потребителей не ущемляет

Cуд: правило о возможности посещения музея с детской коляской в конкретный день недели само по себе права потребителей не ущемляет
© bakharev / Фотобанк Фотодженика

Суд отменил штраф музею современного искусства, который не пропускал посетителей с билетом в музей и детской коляской в любые дни недели, кроме понедельника (Постановление Тринадцатого ААС от 15 июля 2022 г. № 13АП-12123/22).

Жалобу на такое "некультурное" обращение в культурной столице России подала молодая мамочка: билет ей продали, а пустить внутрь с детской коляской и малышом категорически отказались: либо сажайте ребенка в слинг, либо приходите в понедельник.

Обязательно ли направлять досудебную претензию в соответствии с законом о защите прав потребителей? Ответ на этот и другие практические вопросы – в "Базе знаний службы Правового консалтинга" в системе ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

В управлении Роспотребнадзора мамочку с сочувствием выслушали и нашли, что это идеальный повод для проведения контрольной закупки. В назначенный день для ознакомления с текущей ситуацией в искусстве в музей явилась "подставная" мамочка с коляской, приобрела билет и была остановлена служителем музея.

Роспотребнадзор расценил это в качестве правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП (включение в договор условий, ущемляющих права потребителя):

  • после заключения публичного договора гражданину с детской коляской, в которой находился малолетний ребенок, было отказано в посещении музея, при этом информация о невозможности посещения музея с детской коляской не была доведена до заключения договора, кассир сообщила о данном обстоятельстве после покупки билета; сотрудником музея было предложено посетить музей в другой день (понедельник) либо оставить коляску на входе и использовать слинг,
  • а главное, установление понедельника как единственного дня, когда граждане с колясками могут реализовать свое право на посещение музея, носит дискриминационный характер по отношению к лицам с колясками, приравненным к маломобильной группе населения. И тем самым нарушает требования п. 1 ст. 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей", п. 1 Требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, утв. приказом Минкультуры России от 9 сентября 2015 г. № 2400, пункта 3.13 СП СП 59.13330.2016 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001".

Ведомство оштрафовало музей на 12 тыс. руб. и вдобавок вынесло представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

Однако позиция Роспотребнадзора не нашла поддержки у судей арбитражного суда:

  • частью 2 ст. 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя;
  • между тем, в Правилах предоставления возможности посещения музея, размещенных на его официальном сайте и являющихся публичным договором, отсутствуют условия о запрете на посещение музея маломобильными гражданами;
  • в оспариваемом постановлении Управлением также не указано, какое конкретно условие устного (письменного) договора между потребителем и Обществом ущемляет права потребителя, поскольку сам факт неоказания услуги, на который ссылается Управление, не свидетельствует о включении в публичный договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя;
  • отказ в обслуживании посетителя, отказ в доступе посетителям с детскими колясками в помещения музея в его рабочие часы не образует объективную сторону состава административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ (включение в договор условий, ущемляющих права потребителя);
  • материалами дела (в том числе видеозаписью контрольного мероприятия) не подтверждается, что имел место отказ в посещении музея посетителям с детьми в колясках, напротив таким посетителям предложено посетить музей в другой день (понедельник) либо оставить коляску на входе и использовать слинг;
  • само по себе установление конкретного дня для посещения помещений музея с детьми в колясках не свидетельствует об ущемлении прав потребителей, учитывая возможность в любой другой день оставить коляску на входе и использовать слинг;
  • при этом на официальном сайте музея размещена в свободном доступе информация о посещении музея с коляской: "Самое удобное время для визита с маленьким ребенком – понедельник. Специально для гостей с детским "транспортом" в этот день организован удобный выход из здания через турникет на 1 этаже. В остальные дни детские коляски можно оставлять на специальной "парковке" в здании музея. На время прогулки по музею мы рекомендуем посетителям с маленькими детьми иметь при себе собственный слинг";
  • соответственно, потребитель, собираясь посетить музей, имеет возможность ознакомиться с правилами его посещения, размещенными на сайте музея;
  • билеты в музей приобретаются не на конкретную дату, а действуют в течение 365 дней, на что указано в Правилах предоставления возможности посещения музея, что дает возможность посещения музея в том числе по понедельникам, когда создаются специальные условия для гостей с детскими колясками;
  • следовательно, никакого состава правонарушения в действиях музея не имеется.
Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

Защита прав потребителей в текущей ситуации

Защита прав потребителей в текущей ситуации

Какая государственная политика проводится в сфере защиты прав потребителей? С какими рисками может столкнуться потребитель при реализации параллельного импорта? Ответ – в нашем материале.

Как правильно организовать поход с участием детей: рекомендации Роспотребнадзора

Как правильно организовать поход с участием детей: рекомендации Роспотребнадзора

В частности важно ознакомиться с информацией о санитарно-эпидемиологическом благополучии региона в отношении инфекционных заболеваний, состояния источников водоснабжения, качества питьевой воды, мест для купания и др.

Летняя оздоровительная кампания – 2022: особенности организации, обновленные санитарно-эпидемиологические требования и кешбэк за путевки в детские лагеря

Летняя оздоровительная кампания – 2022: особенности организации, обновленные санитарно-эпидемиологические требования и кешбэк за путевки в детские лагеря

Об общих требованиях к организациям отдыха и оздоровления детей, об отмененных и сохраненных ограничениях из-за COVID-19 и возможности вернуть 50% стоимости путевки в лагерь – в нашем материале.

Продавец не может ограничить право владельца подарочной карты на возврат ее стоимости

Продавец не может ограничить право владельца подарочной карты на возврат ее стоимости

ВС РФ рассмотрел спор владельца крупной торговой сети парфюмерии и косметики с региональным управлением Роспотребнадзора, возникший в связи с привлечением продавца к административной ответственности за нарушение прав потребителей.