Новости и аналитика Новости В Жилищный кодекс РФ внесены "заградительные" поправки, касающиеся проведения общего собрания собственников

В Жилищный кодекс РФ внесены "заградительные" поправки, касающиеся проведения общего собрания собственников

В Жилищный кодекс РФ внесены "заградительные" поправки, касающиеся проведения общего собрания собственников 
© nuclear_lily / Фотобанк Фотодженика

Они вступают в силу 9 июля 2022 года (Федеральный закон от 28 июня 2022 г. № 217-ФЗ). Главная интрига в том, что сами они появились в законопроекте внезапно, во втором чтении, а первоначально проект касался малозначительного вопроса о лицензиях на управление МКД (отменяется норма, которую все равно запретил применять Верховный Суд РФ, о лишении лицензий тех УК, у которых за полгода не было ни одного дома в управлении). Поэтому поправки в части ОСС не были описаны авторами в пояснительной записке к проекту, не проходили обычные стадии обсуждения (первое чтение, заключение Правительства РФ и т.п.) и, предсказуемо, вызывают вопросы как технико-юридического характера, так и более общие:

  • введен запрет на созыв внеочередного ОСС МКД по тем же вопросам, которые уже голосовались на прежнем ОСС МКД (например, выбор УК, ставка тарифа на СОИ МКД, выбор совета дома и председателя, да вообще любые). Запрет не бессрочный – новое ОСС по тем же вопросам можно созывать через 10 дней после окончания предыдущего ОСС. За эти 10 дней инициатор предыдущего ОСС обязан разместить в ГИС ЖКХ протокол "своего" ОСС – а он включает в себя, том числе, сканы всех отголосовавших бюллетней. Такая обязанность была и раньше, но срока ее исполнения в ЖК РФ не было.

    Будет ли исполняться эта норма и какой в ней смысл? Напомним, что никакого наказания за неисполнение этой обязанности у инициатора-собственника помещения нет (УК, теоретически, можно наказать, но самые "проблемные" ОСС организуются обычно руками собственников. Причем инициаторы таких липовых ОСС часто узнают о своем инициаторстве лишь в суде, и не понимают, признавать ли им требования истцов и нести судебные издержки, или пытаться отстаивать навязанный протокол). Этот протокол публикуется в закрытой части ГИС ЖКХ (в разделе "Реестр договоров", доступном для ознакомления УК и органу государственного жилнадзора), посмотреть его не так просто (Верховный Суд РФ не находит в этой практике ничего предосудительного, мы писали об этом буквально вчера). А кроме того, созыв и даже проведение ОСС ранее указанного срока не влечет автоматическую ничтожность решения такого ОСС, – этот вопрос все равно будет решать только суд. Наконец, отпугнет ли "рейдеров" отсрочка в 10 дней? Любопытно, что текст этой поправки во втором чтении был вообще драконовским: запрещался созыв ОСС по "прежним" вопросам до тех пор, пока протокол предыдущего ОСС не появлялся в ГИС ЖКХ. В таком случае простой непубликацией "своего" протокола можно было блокировать все новые ОСС в доме;
  • протокол ОСС можно публиковать прямо в ГИС ЖКХ (как и всегда, см. третье предложение ч. 1 ст. 46 ЖК РФ в редакции до изменений), а можно заливать в региональный ЖКХ-госпортал, но только при условии, что этот портал "умеет" (и будет) сам перезаливать эти документы в ГИС ЖКХ;
  • сообщение о созыве ОСС можно, как и ранее, рассылать каждому собственнику заказными письмами, вручать им же под роспись или вывешивать объявление об ОСС в подъездах и на инфодосках, если такое решение уже принималось на каком-то из предыдущих ОСС. В дополнение этому поправки вводят еще один способ информирования о будущем собрании - через размещение в ГИС ЖКХ (или региональной ИС ЖКХ, если она автоматически передаст это сообщение в ГИС ЖКХ). С одной стороны, это удобный способ информирования (хотя ничто не мешало и ранее "отголосовать" его на ОСС и пользоваться), с другой стороны, это может "оставить за бортом" огромную часть собственников, в особенности почтенного возраста, которые либо не пользуются Интернетом уверенно, либо просто ни разу не открывали ГИС ЖКХ и понятия не имеют, что это такое и как отыскать в нем уведомление об ОСС. Вопрос об удобстве и дружелюбности ГИС ЖКХ - один из острейших из всех "цифровых" в отрасли);
  • наконец, действительно, отменено такое основание для аннулирования лицензии УК, как отсутствие в течение 6 месяцев в реестре лицензий субъекта РФ сведений о МКД, которыми управляет лицензиат.

 

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

КС РФ отказался рассматривать жалобу по поводу "коллективного председателя Совета МКД"

КС РФ отказался рассматривать жалобу по поводу "коллективного председателя Совета МКД"

Изначально заявительница пыталась взыскать с УК, ранее управлявшей домом, неосновательное обогащение, а также требовала передать техдокументацию на дом новой управляющей компании.

КС РФ разъяснил, вправе ли наймодатель расторгнуть краткосрочный договор коммерческого найма жилья во внесудебном порядке

КС РФ разъяснил, вправе ли наймодатель расторгнуть краткосрочный договор коммерческого найма жилья во внесудебном порядке

Предметом рассмотрения КС РФ стал вопрос о конституционности абз. 2 п. 2 ст. 687 ГК РФ.

Пени за коммунальные долги: ни взыскать, ни начислить

Пени за коммунальные долги: ни взыскать, ни начислить

Минстрой России разъяснил принятое ранее Постановление Правительства РФ об особенностях предоставления коммунальных услуг в МКД в период пандемии.