5 июня 2022
Проверено на актуальность 1.07.2023
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7

Как зарегистрировать товарный знак для маркетплейсов

Как зарегистрировать товарный знак для маркетплейсов
Кристина Гучмазова
Автор Кристина Гучмазова

Ведущий юрист по интеллектуальному праву, патентный поверенный №2412

Маркетплейсы — это онлайн-площадки для торговли, на которых собраны товары любых категорий: от еды и одежды до подшипников и гвоздодеров. Людям удобно находить все необходимое на одной витрине, а за счет того, что продавцам не нужно оплачивать аренду торгового зала, часто на маркетплейсах цены ниже, чем в оффлайн-магазинах — поэтому они стали так популярны.

Регистрация товарного знака для маркетплейсов

В России самыми посещаемыми онлайн-площадками для торговли стали Wildberries, Ozon, Lamoda, AliExpress, Яндекс.Маркет и СберМегаМаркет. У всех этих сайтов есть условие: если маркетплейс несет издержки из-за продавца, например, если ему пришлось выплачивать компенсацию за нарушение прав на чужую интеллектуальную собственность, продавец будет обязан возместить эти издержки.

Большинство маркетплейсов строго следят за тем, какие бренды попадают к ним на витрину, просят заранее показать, что продавец не нарушает чужие права. В этой статье мы рассказали, какие требования предъявляют маркетплейсы к продавцам по регистрации товарных знаков и как зарегистрировать свой бренд, чтобы спокойно торговать на всех онлайн-площадках.

Посмотрите видео и узнайте за 20 минут о требованиях маркетплейсов от юриста по интеллектуальным правам

Почему маркетплейсы строго следят за вопросами прав на интеллектуальную собственность

Чем меньше нареканий к продукции, которую люди покупают на каждой из онлайн-площадок, тем больше к маркетплейсу доверия. Если покупатели будут уверены, что приобретая одежду, технику и другие товары определенного бренда они получат именно их, а также гарантийное обслуживание и все, что полагается при покупке в обычном магазине, люди будут покупать.

За использование чужих брендов иск от правообладателя может получить и нарушитель, и маркетплейс, на витрине которого размещен контрафакт. И хотя в договорах прописано, что штрафы и другие издержки восполнит продавец, репутационные риски и участие в судах никому не нужны. Поэтому маркетплейсы проверяют, легально ли продавцы используют свои названия.

В итоге от того, что площадки следят за оригинальностью брендов, выигрывают все: и сами маркетплейсы, и покупатели, и добросовестные продавцы.

Требования к товарным знакам маркетплейсов:

Площадка

Требования по товарным знакам

Другие условия, если возникнут споры по ИС

Внутренние правила площадки

Wildberries

Заявка на регистрацию

Полное возмещение убытков

Оферта

Ozon

Свидетельство

Полное возмещение убытков

Соглашение для правообладателя

LaModa

Свидетельство

Полное возмещение убытков

Заявка

AliExpress

Свидетельство

Полное возмещение убытков и штраф 100 000 руб.

Договор для продавцов

Яндекс.Маркет

Свидетельство

Полное возмещение убытков

Договор

СберМегаМаркет

Не требуется

Полное возмещение убытков

Соглашение

Товарные знаки на OZON

Маркетплейс OZON требует, чтобы к моменту, когда продавец приступает к работе, у него уже было свидетельство о регистрации бренда. Если занимаетесь перепродажей — должны быть документы, подтверждающие, что правообладатель разрешил пользоваться товарным знаком. Такими документами могут быть лицензионное соглашение, франшиза или письмо-согласие. За нарушения прав на товарные знаки OZON блокирует продавцов без возможности восстановления или открытия нового кабинета.

Бывают случаи, когда продавцы регистрируют свои бренды, проходят проверку и начинают работу, но на витрину выкладывают не свои товары. Так, например, ИП Харипова Земфира Флюровна заплатила больше 50 000 руб. ООО «Кондитерской фабрике "К-АРТЕЛЬ"». Она пыталась продавать на OZON жевательную резинку «Turbo», но права на этот бренд в РФ принадлежат кондитерам, поэтому пришлось выплачивать компенсацию.

ООО «Мисс Монро» создали и продавали домики для кукол с изображением героев из мультфильма «Три кота». ООО «Сеть телевизиоонных станций» — правообладатель товарных знаков героев-котиков и исключительных прав на изображения, увидели нарушение и потребовали компенсацию. Исковые требования в размере больше 50 000 руб. суд удовлетворил полностью, «Мисс Монро» обязали заплатить.

Товарные знаки на Wildberries

Вайлдберриз — самый крупный маркетплейс в России. При регистрации продавца площадка требует показать товарный знак или заявку на регистрацию товарного знака. Это условие рассчитано на начинающих предпринимателей, которые планируют вести бизнес добросовестно: можно придумать бизнес-идею и быстро начать реализацию товаров, а не ждать год, пока бренд зарегистрируют.

В остальном требования по товарным знакам Wildberries ничем не отличаются от других маркетплейсов. За любое нарушение чужих прав кабинет сразу заблокируют, а если площадка получит иск — платить компенсации будет продавец.

Преподаватели на многих плохих курсах по Вайлдберриз учат тому, что в Роспатент можно направить абсолютно любое название без оплаты госпошлины. Продавец прикрепляет подтверждение, что какую-то заявку он направил в Роспатент, и начинает торговлю. Благодаря такому «обучению» начинающие предприниматели получают миллионные штрафы.

Например, ИП Тизларишвили Семен Васильевич выставил на Вайлдберриз 246 товаров на общую сумму 1 195 501 руб. под брендом «UNIHIT». Товарный знак «UNIHIT» принадлежит ИП Дубских Дмитрию Андреевичу, и когда он увидел, что кто-то другой использует название, обратился в суд с требованием получить компенсацию 2,3 миллиона руб. Суд удовлетворил иск частично: Тизларишвили обязали выплатить 1,2 миллиона руб.

ИП Симонов Андрей Сергеевич начал продавать косметику на Вайлдберриз под брендом «7DAYS». Такое название уже зарегистрировала как товарный знак для косметики Кузнецова Людмила Александровна, и хотя Симонов не пытался скопировать бренд полностью, а отрисовал свой логотип — названия были признаны схожими до степени смешения. Суд взыскал в пользу Кузнецовой больше 100 тысяч руб.

Товарные знаки на Яндекс.Маркет

Яндекс.Маркет внимательно следит за регистрацией брендов: требует свидетельство на товарный знак при регистрации кабинета продавца, а еще контролирует, чтобы товары с другими названиями, отличными от того, что указано в свидетельстве на товарный знак, не попали на прилавок. Если на продавца поступит жалоба за нарушение прав на товарный знак — Яндекс.Маркет моментально отключают кабинет.

Товарные знаки на LaModa

Товарный знак LaModa требует предъявить при регистрации продавца. Уже на этапе, когда вы только хотите подать заявку, маркетплейс спрашивает документ, подтверждающий право на бренд.

Заявка на регистрацию продавца
Перед тем, как начать сотрудничество с ЛаМодой, продавец оставляет заявку. Один из вопросов в заявке — есть ли документ, подтверждающий право на товарный знак

Каждый товар отдельно маркетплейс не проверяет, и, конечно, не следит за нарушениями авторских прав на лекала одежды. Вся ответственность за нарушения лежит на продавцах. Если выяснится, что продавец нарушает чужие права, кабинет блокируют без возможности восстановления.

ООО «Ультима Туле Дистрибуция» продавало расчески бренда Rebel на ЛаМоде, Вайлдберриз и других площадках. Товарный знак Rebel принадлежит Кузнецову Илье Сергеевичу, который провел контрольные закупки и обратился в суд за компенсацией в размере 2 000 000 руб. и возмещением судебных издержек больше 100 000 руб. Суд снизил размер компенсации до 200 000 руб., в итоге ООО «Ультима Туле Дистрибуция» должны заплатить больше 300 тысяч руб.

ООО «ОЛКИДС» торговали детскими комбинезонами на ЛаМоде, Вайлдберриз, Озоне и на своем сайте. Прав на товарные знаки общество не нарушало, а сами модели одежды скопировали у ООО «АрктиЛайн». Правообладатель доказал, что ответчик украл дизайн, а не создал его самостоятельно, и «ОЛКИДС» обязали выплатить 1 235 466 руб. компенсации и больше 100 000 руб. судебных издержек.

Товарные знаки на СберМегаМаркет

СберМегаМаркет не требует свидетельства о регистрации товарного знака при открытии кабинета продавца. Вместо этого он полностью перекладывает ответственность за любые нарушения на продавцов. В договоре прописано, что площадка является просто витриной и никакой ответственности не несет.

Если работать без товарного знака на СберМегаМаркете, как и на любой другой площадке, можно получить иск с требованием компенсации до 5 000 000 руб. В случае, если правообладатель напишет в поддержку, площадка сразу заблокирует кабинет продавца, который нарушает чужие права.

Товарные знаки на AliExpress

Работать с АлиЭкспресс сложнее, чем с другими маркетплейсами: площадка стала международной, поэтому нужно смотреть за соблюдением чужих прав не только на территории РФ, но и при отправке в любое другое государство. Если вы планируете отправлять продукцию за границу — нужно регистрировать международный товарный знак в тех странах, куда будете делать поставки.

Если отправить бренд, зарегистрированный на территории РФ, в другое государство, и окажется, что торговой маркой там кто-то владеет, партию остановят на таможне, конфискуют и утилизируют. Возможно, попросят заплатить компенсацию за нарушение — стоимость будет рассчитываться исходя из законодательства конкретной страны.

Товарный знак AliExpress спрашивают при регистрации кабинета продавца. Можно предъявить и другие документы, которые подтверждают, что вы имеете право использовать этот бренд. За нарушение прав на чужую интеллектуальную собственность рекламный кабинет заблокируют и потребуют штраф 100 000 руб. — это условие договора.

Как зарегистрировать товарный знак

Товарные знаки в России регистрирует государственный орган Роспатент. Чтобы зарегистрировать товарный знак, нужно правильно составить заявку по гособразцу, оплатить госпошлину и подождать около года, пока специалисты проверяют ваш бренд на уникальность и соответствие закону.

В качестве товарного знака для работы на маркетплейсах можно зарегистрировать:

  • название — словесное обозначение;

  • название + логотип — комбинированное обозначение;

  • логотип — изобразительное обозначение.

Товарные знаки регистрируют в определенных классах МКТУ — международного классификатора товаров и услуг. Это значит, что тот же бренд «7DAYS» могут зарегистрировать на себя одновременно две неконкурирующие компании, например, продавцы еды и косметики. Но конкурентам получить одинаковые или очень похожие названия не дадут.

Этапы регистрации товарного знака

Проверка

Узнайте, можно ли зарегистрировать название, товарный знак

Перед тем, как оплачивать госпошлину и отправлять заявку, нужно убедиться, что бренд уникален и соответствует требованиям закона. По закону нельзя регистрировать в качестве товарного знака:

  • слова, которые напрямую указывают на сферу деятельности в определенном классе, например, обувная компания не может зарегистрировать слово «обувь»: оно может быть частью названия, но правовой охраны не будет;

  • общепринятые наименования товаров, услуг и их аббревиатуры, которые вошли в обиход потребителей в определенном классе МКТУ, например, благодаря экспертам «Гардиума» общепринятым признали слово «дихлофос» — его нельзя зарегистрировать как название для отравы от насекомых;

  • бранные, жаргонные слова и всё, что противоречит морально-этическим нормам;

  • качественные прилагательные: удобная, прочная, качественная и подобные;

  • официальную государственную символику: название городов, стран, флаги, гербы;

  • сочетания букв и цифр, которые не имеют различительной способности: «ФРМмрвж», «12385» и подобные зарегистрировать не получится.

Уникальность обозначения можно быстро проверить с помощью онлайн-сервиса. Если похожих обозначений нет — можно приступать к регистрации товарного знака. Если нашлись похожие названия в нужных вам классах МКТУ — нужно изменить название или доработать уникальность логотипа.

Как подобрать МКТУ онлайн

Составление заявки

Заявка на регистрацию товарного знака в Роспатент оформляется по государственному образцу. При заполнении роль будет играть шрифт, отступы, порядок написания слов. Бюрократические тонкости важно соблюсти полностью, иначе заявку отклонят, а госпошлину не вернут.

При подаче заявки нужно заранее определить, в каких классах МКТУ вы планируете вести деятельность. Чем больше классов, тем выше стоимость госпошлины, но если не зарегистрировать все нужные классы за раз, потом процедуру нужно будет проходить заново. После того, как заявка отправлена в Роспатент, расширить количество классов МКТУ нельзя.

К заявке прикладывают квитанцию об оплате первой части госпошлины:

  • 3500 руб. до 5 классов МКТУ + 1000 руб. за каждый дополнительный класс — за регистрацию заявки и формальную экспертизу;

  • 11 500 руб. за 1 класс МКТУ + 2500 руб. за каждый дополнительный класс МКТУ — за экспертизу товарного знака.

Пакет документов для регистрации товарного знака:

  • заявка — заполняется по форме Роспатента;

  • квитанция об оплате госпошлины;

  • изображение товарного знака;

  • перечень классов МКТУ;

  • доверенность на представителя, если пользуетесь услугами патентного поверенного.

Заявку можно отправить заказным письмом или в электронном виде: через портал «Госуслуги» или через сайт ФИПС. При подаче заявки в электронном виде будет скидка 30% на госпошлину.

Формальная экспертиза

Формальная экспертиза — первый этап проверки. Здесь специалисты Роспатента смотрят только на правильность оформления документов, оплату госпошлины и другие бюрократические детали. Если все хорошо — приступают к проверке самого обозначения.

Экспертиза по существу

На этом этапе Роспатент проверяет сам товарный знак на уникальность и соответствие закону. Специалисты будут смотреть не только по открытым базам, но и среди заявок, которые подали на регистрацию раньше вашей, а свидетельства еще не выдали.

Если в Роспатенте возникнут вопросы или найдут совпадения — пришлют предварительный отказ в регистрации или письмо с просьбой уточнить информацию. Ответить на письмо нужно в течение 6 месяцев, иначе будет отказ в регистрации.

Как защитить товарный знак от отказа

Регистрация товарного знака

После прохождения проверок заявитель получает письмо о возможности регистрации из Роспатента и оплачивает вторую часть госпошлины:

  • 16 000 руб. за регистрацию в пяти классах МКТУ + 1000 руб. за каждый дополнительный класс — в эту стоимость входит и электронное свидетельство о регистрации товарного знака;

  • 2000 руб. за выдачу бумажного свидетельства, если оно вам нужно.

После оплаты госпошлины Роспатент завершит процесс регистрации и пришлет вам свидетельство в электронном или бумажном виде. У вас появится товарный знак.

Как упростить процесс получения товарного знака

Ежегодно в Роспатент поступает более 90 000 заявок на регистрацию товарного знака. Только треть из них получают защиту, остальным в регистрации отказывают: кто-то недостаточно хорошо проверил знак и во время экспертизы нашли похожий, другие неправильно составили документы. Чтобы избежать подобных проблем и не разбираться самостоятельно в бюрократических тонкостях, компании обращаются к патентным поверенным.

Патентные поверенные — специалисты по регистрации интеллектуальной собственности с опытом более 4 лет. Они сдают сложный экзамен в Роспатенте, подтверждают свою квалификацию и попадают в реестр Роспатента. Если специалист есть в реестре, значит он точно сможет помочь в регистрации.

В «Гардиуме» работают патентные поверенные с опытом от 15 лет в регистрации товарных знаков. Они проведут все необходимые проверки, если нужно — доработают ваш товарный знак, чтобы он точно прошел регистрацию в Роспатенте, правильно составят документы.

Патентные поверенные «Гардиума» сделают всё, чтобы вы как можно быстрее получили свидетельство о регистрации товарного знака и смогли продавать свои товары на любых маркетплейсах.

01

Регистрация «Дешевле не бывает»

Подадим заявку в Роспатент

от 18 900 ₽

заказать

02

Регистрация
«Стандарт»

Зарегистрируем знак под ключ

от 69 000 ₽

заказать

03

«Люкс» с гарантией

Ускорим регистрацию в 2 раза

от 99 000 ₽

заказать
MDN

Кристина Гучмазова

Ведущий юрист по интеллектуальному праву, патентный поверенный №2412

Задать вопрос эксперту
18 лет на рынке

Мнение редакции

С регистрацией товарных знаков предприниматели получают ряд преимуществ: возможность продавать франшизы, эффективно защищать свой бренд от конкурентов, продавать товары через маркетплейсы. При этом, они могут зарегистрировать в качестве товарного знака различные индивидуализирующие элементы - как традиционные (словесные и изобразительные обозначения), так и «нетрадиционные» - запахи, звуки, цвета. С регистрацией последних на практике сопряжены существенные сложности. Заявителям необходимо доказать различительную способность таких обозначений. Рекомендуем обращаться к квалифицированным патентным поверенным.

Проверка товарного знака онлайн

1 июня 2021

Как запатентовать название и логотип

2 июня 2021

Как зарегистрировать бренд в России — этапы, процедура, документы

3 июня 2021

Регистрация софта в Роспатенте

4 июня 2021

Домен как товарный знак

5 июня 2021

Регистрация товарного знака

6 июня 2021

Защита товарного знака от незаконного использования

2 августа 2021

Защита бренда за границей - варианты и нюансы регистрации

3 августа 2021

Внесение товарного знака в таможенный реестр – пошаговая инструкция

5 августа 2021

Патентование – защита разработки от конкурентов

10 августа 2021

Как выбрать патентное бюро

10 декабря 2021

Юристы по интеллектуальному праву

10 декабря 2021

Патентные поверенные

10 декабря 2021

Гайд по патентным исследованиям и выбору патентоведа

3 марта 2022

Суд по интеллектуальным правам

30 мая 2022

Патентование промышленных образцов

30 мая 2022

Главное про патентование идей

30 мая 2022

Товарные знаки для маркетплейсов: Wildberries, Ozon, Lamoda, Яндекс Маркет

5 июня 2022

Внесение отечественного ПО в реестр Минцифры

8 июня 2022

Патентование IT-решений в России и мире

10 июня 2022

Что такое товарный знак?

11 июля 2022

Патентование изобртения в Роспатенте

12 июля 2022

Передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности

15 июля 2022

Как запатентовать полезную модель в Роспатенте

8 августа 2022

Пошаговая инструкция по патентованию рецепта

11 августа 2022

Вывеска на иностранном языке

15 августа 2022

Передача интеллектуальных прав

6 сентября 2022

Торговая марка и товарный знак: сходства и отличия

15 сентября 2022

Патентная экспертиза

27 сентября 2022

Обзор основных трендов в LegalTech

10 октября 2022

Как составляется описание к патенту

15 октября 2022

Вопрос доменных споров на примере нашумевшего кейса

21 октября 2022

Роспатент и ФИПС: функции и возможности

11 ноября 2022

Роспатент: задачи, структура, как подать заявку

14 ноября 2022

Реестр отечественного ПО

18 ноября 2022

Как работать с поисковой системой на сайте ФИПС

22 ноября 2022

Управление интеллектуальной собственностью в новой реальности

22 декабря 2022

Как выбрать фирменное наименование: статус по ГК РФ, примеры

25 декабря 2022

Антимонопольная практика в ФАС по патентным спорам

28 декабря 2022

Как подобрать название бренда на маркетплейсе

5 февраля 2023

Особенности зарубежного патентования

11 февраля 2023

Сервисы для легкого и быстрого нейминга

18 февраля 2023

Ускоренная регистрация товарного знака

15 марта 2023

Сходство товарных знаков до степени смешения: как это проверить

21 марта 2023

Регистрация своего бренда самозанятым в 2023 году

26 марта 2023

Коммерческое обозначение: регистрация и особенности защиты

1 мая 2023

Патент на сайт: регистрация прав

5 мая 2023

Как оспорить решение ППС: пошаговая инструкция

8 мая 2023

Регистрации товарного знака через Госуслуги

1 августа 2023

Лицензионный договор: виды, особенности регистрации

7 августа 2023

Подборка лучших сервисов и нейросетей для создания логотипа

11 октября 2023

Как придумать название компании: способы с примерами

20 октября 2023

Как придумать бренд: гайд по неймингу с примерами

21 октября 2023

Цифровой арбитраж на Wildberries: что делать, если получена жалоба

30 ноября 2023

Инфографика для карточки товара на маркетплейсе: ТОП 7 конструкторов

10 декабря 2023

Патентные тролли и защита товарных знаков на маркетплейсах

12 декабря 2023

Маркировка на маркетплейсах — как избежать штрафов

15 декабря 2023

Защита интеллектуальной собственности на маркетплейсах

20 декабря 2023

Как продавать на Wildberries: пошаговый гайд

12 января 2024

Сертификация для маркетплейсов: оформление, цена и сроки проведения

13 января 2024

Реклама | https://legal-support.ru

Заказ звонка

Кликая на кнопку, вы соглашаетесь на
обработку персональных данных