Коммерческое обозначение как объект интеллектуальной собственности

1 мая 2023
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7
Коммерческое обозначение как объект интеллектуальной собственности
Автор Маргарита Булычева

юрист по интеллектуальным правам «Гардиума»

1 мая 2023
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7

Коммерческое обозначение — это одно из средств индивидуализации бизнеса. Основное отличие коммерческого обозначения от других способов, например, от товарного знака — его не нужно регистрировать или вносить в какие-либо реестры, оно все равно охраняется законом. В статье мы рассмотрим подробнее нюансы использования этого средства индивидуализации.

Регистрация товарного знака под ключ →

Как можно использовать коммерческое обозначение

Коммерческое обозначение иногда по-простому называют незарегистрированным товарным знаком. Одно такое обозначение можно использовать, чтобы назвать отдельную компанию или группу предприятий.

В этом ключевое отличие коммерческого обозначения от фирменного наименования. Последнее закрепляется за одним конкретным юрлицом и официально вносится в ЕГРЮЛ. Товарный знак, в свою очередь, может использовать несколько компаний, но его нужно регистрировать в Роспатенте.

С одной стороны, отсутствие необходимости регистрировать коммерческое обозначение в качестве товарного облегчает жизнь предпринимателю в начале работы. Однако, со временем, наработав клиентскую базу и репутацию своего бренда, вы рискуете столкнуться с тем, что кто-то зарегистрирует ваше имя на себя. Тогда вы окажетесь в ситуации, где именно вы нарушитель чужих законных прав на наименование, вам могут запретить им пользоваться и взыскать компенсацию. Отстоять название в этом случае сложно, хотя такие случаи в практике есть.

Например, юридическая компания «Гардиум» помогла владельцу сети строительных магазинов «Трудяга Муравей» Ивану Романькову победить в суде известного патентного тролля Азамата Ибатуллина.

Патентный тролль — это человек, который массово регистрирует на себя названия уже известных брендов, чтобы получать от предпринимателей отступные под угрозой суда. Сам тролль при этом деятельность под зарегистрированными товарными знаками не ведет.

Иван Романьков даже зарегистрировал свой товарный знак, но слишком поздно — Азамат Ибатуллин опередил его, получив права на схожий до степени смешения знак раньше. На этом основании Роспатент прекратил правовую охрану знака, принадлежащего Романькову.

Продолжать бизнес дальше для клиента «Гардиума» было рискованно, ведь иск за это от Ибатуллина мог прилететь в любой момент. Юристы, разобравшись в ситуации, установили, что владелец товарного знака не использует его. Специалисты «Гардиума» обратились в Суд по интеллектуальным правам с иском и выиграли суд. Ибатуллина лишили статуса правообладателя знака, а Романьков снова его получил.

Исключительное право на коммерческое обозначение

По закону, коммерческое обозначение может принадлежать юрлицу, ведущему реальную деятельность, или ИП.

Чтобы права возникли, требуется одновременное соблюдение трех условий:

  • у обозначения есть достаточное количество признаков, выделяющих его среди других;

  • обозначение индивидуализирует предприятие;

  • название известно на конкретной территории.

Поскольку регистрация коммерческого обозначения не предусмотрена, а эти признаки не очень конкретны, свои права на него в случае необходимости придется еще суметь доказать. Например, известность обычно подтверждают социологическими опросами.

Срок действия коммерческого обозначения тоже не определен по закону. Однако если бизнес не использует название год, право на обозначение исчезает.

Пользоваться своим коммерческим обозначением можно по-разному: указывать на товарах, вывесках, сайте, в соцсетях, рекламе, счетах и документах. Но есть два момента: нельзя с помощью обозначения вводить в заблуждение, кому на самом деле принадлежит предприятие. И если коммерческое обозначение на иностранном языке, то его нельзя использовать в наружной рекламе и рекламных материалах. Размещать баннеры и вывески на латинице можно, только если есть зарегистрированный товарный знак.

Если предприниматель считает, что кто-то нарушил его права на коммерческое обозначение, он может требовать прекратить использовать название и претендовать на компенсацию недополученной прибыли. Но без товарного знака сделать это сложнее, потому что надо доказать, что именно вы начали использовать коммерческое обозначение раньше конкурента.

Коммерческое обозначение и другие отличительные знаки

У каждого из средств индивидуализации есть свои особенности. Например, без фирменного наименования не получится зарегистрировать юрлицо в России, а вот коммерческое обозначение и товарный знак — факультативны и схожи между собой. Основные различия этих трех понятий приведены в таблице ниже.

Признак сравнения

Коммерческое обозначение

Фирменное наименование

Товарный знак

Суть

Обозначение для идентификации компании или группы предприятий

Название юрлица вместе с организационно-правовой формой (ООО, АО и т.п.)

Обозначение, отличающее продукцию и услуги в ряду других

Какие виды обозначения могут входить

Словесное, изобразительное или комбинированное

Исключительно словесное

Словесное, изобразительное, комбинированное, меняющееся, цветовое, звуковое, объемное, обонятельное, осязательное и другие

Нужна ли регистрация

Нет

Да, в ЕГРЮЛ

Да, в Роспатенте

Нужно ли вписывать в учредительные документы

Нет

Да

Нет

Срок действия

Бессрочно, но права прекращаются, если не пользоваться год

Бессрочно, но права прекращаются при исключении из ЕГРЮЛ

10 лет, но можно продлевать сколько угодно раз. Права можно оспорить, если знак не использовали 3 года подряд

География действия

По всей России

ООО регистрируется в конкретном регионе, но защищается по всей России

По всей России

По сути, если у вас уже есть коммерческое обозначение, гораздо безопаснее зарегистрировать его официально в качестве товарного знака. Причем пройти эту процедуру лучше как можно раньше. Это доказывает и общая правоприменительная практика, и опыт юридической компании «Гардиум» в частности.

Разберем пример основательницы типографии, которая обратилась к нам за юридической помощью.

Предпринимательница ведет бизнес в Кемерово с 2016 года, ее типография известна в городе под названием, которое не прошло регистрацию в Роспатенте.

Когда она обратилась в «Гардиум», у нее на руках уже было заочное решение суда о штрафе в 50 тысяч рублей за использование чужого товарного знака. Узнала она о суде только тогда, когда приставы объявили ей о грядущей конфискации имущества на указанную сумму.

Оказалось, что в 2022 году ее конкурент зарегистрировал коммерческое обозначение типографии на себя как товарный знак. Сейчас продолжаются судебные разбирательства. «Гардиум» подал встречный иск, чтобы доказать, что обозначение предпринимательница начала использовать раньше. Это поможет оспорить регистрацию товарного знака на конкурента и прекратить его претензии.

Защитить название от конкурентов →

У другого нашего клиента тяжбы заняли два года и отняли 2 млн рублей, но в итоге он выиграл дело. Мужчина и его друг открыли магазин кальянов в 2015 году, но коммерческое обозначение официально регистрировать не стали.

Бизнес успешно развивался 5 лет, пока один из партнеров не решил выйти из бизнеса. Наш клиент продолжил вести дело сам, но через полтора года узнал, что ушедший партнер зарегистрировал на себя название общего бизнеса и открыл под ним магазин. Дело удалось выиграть благодаря известности и активности бренда до регистрации конкурентом.

Практика по защите брендов →

В третьем примере разбирательство закончилось мировым соглашением. Владелец автосервиса в 2018 году договорился с фрилансером, что тот на аутсорсе настроит ему рекламу. Позже бизнесмен узнал, что подрядчик сливает номера телефонов потенциальных клиентов его конкуренту. Стороны прекратили сотрудничество.

Через несколько месяцев предприниматель выяснил, что фрилансер зарегистрировал название автосервиса на себя в качестве товарного знака и направил претензию с требованием выплатить 150 тысяч рублей компенсации. Юристы «Гардиума» объяснили оппоненту своего клиента, что его шансы выиграть дело малы, а судебные расходы придется понести именно ему. Фрилансер пошел навстречу и заключил мировое соглашение с собственником автосервиса.

Резюме

Бренд — один из важнейших активов бизнеса. Представьте: предприниматель начал дело, вложил в него миллионы рублей и тысячи часов, инвестировал в рекламу, набрал аудиторию в социальных сетях, создал большую базу клиентов…

А потом какой-нибудь предприимчивый человек регистрирует товарный знак на себя и подает иск, чтобы запретить использовать название. В итоге предприниматель проходит бесконечные суды и тратит крупные суммы из-за того, что вовремя не защитил бизнес с юридической стороны.

При регистрации юрлица и на старте бизнеса коммерческое обозначение получить легко – отдельная регистрация обозначения не нужна. Но мало кто задумывается о том, что название важно защитить. Как только у компании появляются первые лояльные клиенты, отзывы, формируется репутация, вложены деньги в продвижение, могут найтись те, кто захочет на этом заработать без особых усилий.

Коммерческое обозначение формально хоть и охраняется законом, но механизм его защиты в России несовершенен. Гораздо более эффективной защитой бренда становится регистрация его в качестве товарного знака.

01

Регистрация «Дешевле не бывает»

Подадим заявку в Роспатент

от 18 900 ₽

заказать

02

Регистрация
«Стандарт»

Зарегистрируем знак под ключ

от 69 000 ₽

заказать

03

«Люкс» с гарантией

Регистрация с гарантией

от 89 000 ₽

заказать
MDN

Маргарита Булычева

юрист по интеллектуальным правам «Гардиума»

Задать вопрос эксперту
более 20 лет на рынке

Проверка товарного знака онлайн

1 октября 2025

Как запатентовать название и логотип

2 октября 2025

Как зарегистрировать бренд в России — этапы, процедура, документы

3 октября 2025

Регистрация софта в Роспатенте

1 июля 2023

Домен как товарный знак

21 октября 2025

Регистрация товарного знака

6 октября 2025

Защита товарного знака от незаконного использования

1 июля 2023

Защита бренда за границей - варианты и нюансы регистрации

1 июля 2023

Внесение товарного знака в таможенный реестр – пошаговая инструкция

1 июля 2023

Патентование – защита разработки от конкурентов

01 июля 2023

Как выбрать патентное бюро

10 октября 2025

Юристы по интеллектуальному праву

10 октября 2025

Патентные поверенные

10 октября 2025

Гайд по патентным исследованиям и выбору патентоведа

3 марта 2022

Суд по интеллектуальным правам

30 октября 2025

Патентование промышленных образцов

30 октября 2025

Главное про патентование идей

30 октября 2025

Товарные знаки для маркетплейсов: Wildberries, Ozon, Lamoda, Яндекс Маркет

21 октября 2025

Внесение отечественного ПО в реестр Минцифры

1 июля 2023

Патентование IT-решений в России и мире

1 июля 2023

Что такое товарный знак?

21 октября 2025

Патентование изобртения в Роспатенте

1 июля 2023

Передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности

15 октября 2025

Как запатентовать полезную модель в Роспатенте

1 июля 2023

Пошаговая инструкция по патентованию рецепта

1 июля 2023

Вывеска на иностранном языке

1 июля 2023

Передача интеллектуальных прав

1 июля 2023

Торговая марка и товарный знак: сходства и отличия

1 июля 2023

Патентная экспертиза

1 июля 2023

Обзор основных трендов в LegalTech

1 июля 2023

Как составляется описание к патенту

1 июля 2023

Вопрос доменных споров на примере нашумевшего кейса

1 июля 2023

Роспатент и ФИПС: функции и возможности

1 июля 2023

Роспатент: задачи, структура, как подать заявку

1 июля 2023

Реестр отечественного ПО

1 июля 2023

Как работать с поисковой системой на сайте ФИПС

22 ноября 2022

Управление интеллектуальной собственностью в новой реальности

1 июля 2023

Как выбрать фирменное наименование: статус по ГК РФ, примеры

1 июля 2023

Антимонопольная практика в ФАС по патентным спорам

1 июля 2023

Как подобрать название бренда на маркетплейсе

5 февраля 2023

Особенности зарубежного патентования

11 февраля 2023

Сервисы для легкого и быстрого нейминга

18 февраля 2023

Ускоренная регистрация товарного знака

15 марта 2023

Сходство товарных знаков до степени смешения: как это проверить

1 июля 2023

Регистрация своего бренда самозанятым в 2023 году

26 марта 2023

Коммерческое обозначение: регистрация и особенности защиты

1 мая 2023

Патент на сайт: регистрация прав

5 мая 2023

Как оспорить решение ППС: пошаговая инструкция

8 мая 2023

Регистрации товарного знака через Госуслуги

1 октября 2025

Лицензионный договор: виды, особенности регистрации

7 августа 2023

Подборка лучших сервисов и нейросетей для создания логотипа

1 июля 2023

Как придумать название компании: способы с примерами

20 октября 2023

Как придумать бренд: гайд по неймингу с примерами

21 октября 2023

Цифровой арбитраж на Wildberries: что делать, если получена жалоба

30 ноября 2023

Инфографика для карточки товара на маркетплейсе: ТОП 7 конструкторов

10 декабря 2023

Патентные тролли и защита товарных знаков на маркетплейсах

12 декабря 2023

Маркировка на маркетплейсах — как избежать штрафов

15 декабря 2023

Защита интеллектуальной собственности на маркетплейсах

20 декабря 2023

Как продавать на Wildberries: пошаговый гайд

12 октября 2025

Сертификация для маркетплейсов: оформление, цена и сроки проведения

13 января 2024

Как продавать на Ozon: пошаговый гайд

20 апреля 2024

Декларация соответствия: регистрация, стоимость и срок действия

21 апреля 2024

Сертификат соответствия на товары: порядок и нюансы получения

2 мая 2024

Как запатентовать ПАК: преимущества патентования, документы

30 сентября 2024

Внесение ПАК в реестр Минцифры: требования к ПО, документы и пошлины

25 сентября 2024

Евразийский патент: срок действия, преимущества, порядок получения

30 октября 2024

Реклама | https://legal-support.ru

Заказ звонка

Кликая на кнопку, вы соглашаетесь на
обработку персональных данных