Международная классификация товаров и услуг

МКТУ, редакция №12 2023 г.

Регистрация каждого товарного знака применяется к определенным товарам и услугам, которые систематизированы по классам. На данный момент существует 45 таких классов: 34 класса для товаров и 11 классов для услуг, которые определены Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ).

Товары

Класс 1

Химические продукты

Класс 2

Краски, олифы, лаки

Класс 3

Препараты для чистки, парфюмерия и косметика

Класс 4

Технические масла, смазки, топлива

Класс 5

Фармацевтические препараты

Класс 6

Обычные металлы и сплавы

Класс 7

Машины, станки и двигатели

Класс 8

Ручные инструменты

Класс 9

Приборы, инструменты, оборудование

Класс 10

Медтехника и протезирование

Класс 11

Устройства для получения тепла

Класс 12

Транспортные средства

Класс 13

Оружие и пиротехника

Класс 14

Часы и ювелирные изделия

Класс 15

Музыкальные инструменты

Класс 16

Бумага и картон

Класс 17

Резина, асбест, пластмассы

Класс 18

Кожа и кожаные изделия

Класс 19

Строительные материалы (не металлические)

Класс 20

Мебель и аксессуары

Класс 21

Товары для дома

Класс 22

Веревочно-канатные изделия

Класс 23

Нити текстильные и пряжа

Класс 24

Текстиль

Класс 25

Одежда и обувь

Класс 26

Галантерейные и басонные изделия

Класс 27

Ковры и напольные покрытия

Класс 28

Игрушки и спортивные товары

Класс 29

Продукты животного происхождения

Класс 30

Растительные пищевые продукты

Класс 31

Продукты земледелия и лесного хозяйства

Класс 32

Безалкогольные напитки и пиво

Класс 33

Алкогольные напитки

Класс 34

Табак и курительные принадлежности

Услуги

Видеогайд: как подобрать классы МКТУ самостоятельно

Руководство по применению МКТУ

  1. Заголовки классов указывают в общем виде только области, к которым товары и услуги в принципе могут относиться, и не содержат названия конкретных товаров или услуг.

  2. Для правильной классификации каждого конкретного товара или услуги необходимо пользоваться перечнями товаров и услуг и пояснениями к каждому классу соответственно, которые размещены в разделе «Перечень классов товаров и услуг с пояснениями». Если не удается осуществить классификацию товара или услуги с помощью Перечня классов товаров и услуг с пояснениями, а также Перечня товаров и услуг, объединенных в классы, следует пользоваться разделом «Общие замечания».

  3. Отнесение общего термина в перечне товаров и услуг к какому–либо определенному классу товаров и услуг не исключает возможность использования этого термина в словосочетаниях в этом или в других классах. В таких случаях общий термин отмечается звездочкой (*).

  4. Текст в квадратных скобках в наименовании товара/услуги поясняет предшествующий до скобок текст в наименовании или является его синонимом.

  5. Для достижения однозначной оценки объема прав регистрируемых товарных знаков при описании товаров/услуг рекомендуется избегать употребления неопределенных или общих выражений и руководствоваться терминологией действующей редакции МКТУ.

  6. Каждое наименование товара/услуги представлено статьей, содержащей номер класса, базовый номер и соответствующие данному базовому номеру наименование товара/услуги в переводе (интерпретации) на русский язык. В трехъязычном варианте наименования товаров/услуг на русском языке дополнительно сопровождаются наименованиями на английском и французском языках по официальным текстам изданий МБ ВОИС одиннадцатой редакции МКТУ (2022). (Базовый номер - это номер, под которым соответствующий товар/услуга зарегистрирован и внесeн в официальные редакции МКТУ, издаваемые МБ ВОИС. Базовые номера остаются неизменными в отношении старых и новых редакций, не зависят от национальных изданий и дают возможность пользователю находить соответствующие наименования товаров/услуг в перечнях любых языковых версий МКТУ, публикуемых с указанием базовых номеров товаров/услуг).

Общие замечания

Существуют методические рекомендации Роспатента по составлению перечня товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация товарного знака, где указаны критерии, облегчающие поиск класса МКТУ. Приведем несколько пояснений.

Для товаров

  • Готовые изделия классифицируются, в основном, в соответствии с их функцией или назначением. В случае если таковые не упомянуты в разделе «Перечень классов товаров и услуг с пояснениями», готовые изделия следует классифицировать по аналогии с другими подобными изделиями, содержащимися в «Перечне товаров и услуг, объединенных в классы». Если функции или назначения не найдены, необходимо руководствоваться вспомогательными критериями, например материалом, из которого изготовлено изделие, или его принципом действия.
  • Готовые изделия многоцелевого назначения (например, радиобудильник) могут быть отнесены к определенным классам в соответствии с выполняемыми функциями или назначением, а в случае, если эти функции или назначение не упомянуты ни в одном из заголовков классов, следует руководствоваться критериями, сформулированными в пункте a).
  • Необработанное или частично обработанное сырье следует классифицировать, в основном, по материалу, из которого оно состоит.
  • Товары, предназначенные для использования в другом изделии, классифицируются, в основном, в том же классе, что и последний только в случае, если он не используется для иных целей. Во всех остальных случаях для классификации таких товаров следует руководствоваться критериями, сформулированными в пункте a).
  • Если готовые изделия или полуфабрикаты классифицируются по материалу, из которого они изготовлены, то в случае изготовления изделия из различных материалов его следует классифицировать по преобладающему в составе материалу.
  • Емкости, предназначенные для упаковки и хранения товаров, классифицируются в том же классе, что и сам товар.

Для услуг

  • Услуги классифицируются, в соответствии с направлением деятельности, охватываемым заголовком класса и соответствующими пояснениями, или по аналогии со сходными услугами «Перечня товаров и услуг, объединенных в классы».
  • Все услуги по прокату классифицируются в тех классах, к которым относятся услуги, осуществляемые с помощью объектов проката (например, прокат телефонов – 38 класс), вместе с тем услуги, связанные с финансовым лизингом, классифицируются по 36 классу как услуги финансовые.
  • Услуги, связанные с консультацией, советом или информацией, относятся, в основном, к тем же классам, что и услуги, являющиеся объектом консультации, совета или информации, например по вопросам: транспортировки – 39 класс; управления коммерческими делами – 35 класс; финансовых дел – 36 класс; косметики – 44 класс. Консультация, совет или информация, предоставляемые с помощью электронных средств (например, телефона, компьютера), не связаны со средствами, обеспечивающими выполнение данных услуг.
  • Услуги, оказываемые в рамках франчайзинга, классифицируются, как правило, в том же классе, что и услуги, предоставляемые франшизодателем, например услуги консультационные по вопросам франчайзинга (кл. 35), услуги финансовые, связанные с франчайзингом (кл. 36), услуги юридические, связанные с франчайзингом (кл. 45).

Вопрос-ответ

Что такое МКТУ?

МКТУ – это аббревиатура полного названия Международной классификации товаров и услуг. Это близкий к ОКВЭД классификатор, который используется во всем мире при регистрации товарных знаков и знаков обслуживания. Первый классификатор был принят в 50-е годы 20 века в рамках Ниццкого соглашения. Классы не меняются, а вот товары и услуги пополняются в каждой редакции с 1 января. Сейчас действует 12 редакция классификатора.

Что такое классы МКТУ?

Аналогично ОКВЭДУ, класс МКТУ объединяет все товары и услуги в мире в зависимости от их назначения в 45 классов. В каждом классе есть список товаров с учетом их особенностей. Класс МКТУ определяет, в каком виде деятельности правообладатель работает, то есть какие товары или услуги будет защищать товарный знак. Можно зарегистрировать 10 одинаковых названий для разных владельцев, если они относятся к разным классам МКТУ.

Класс определяет, являются ли товары однородными, то есть можно ли зарегистрировать похожий товарный знак.

Например, в Роспатент пришло 2 заявки на название «Мягкое место»:

  • одна – для 20 класса мебели (производство диванов);

  • вторая – для 10 класса медицинского оборудования (кушетки для массажа).

Классы неоднородные, поэтому оба товарных знака зарегистрируют.

Подбор классов МКТУ обязателен при регистрации товарного знака,
зачем нужна классификация?

Класс МКТУ обязательно нужно выбрать, иначе Роспатент не примет заявку. Классы нужны Роспатенту, чтобы понимать, будут ли товарные знаки пересекаться в восприятии потребителя, то есть не будут ли путать покупатели диваны с массажными кушетками. Товарный знак нужен, чтобы индивидуализировать товары или услуги, то есть для ассоциации бренда с конкретным производителем. Товарный знак необходим, чтобы покупатели не были введены в заблуждение.

Обычно возникает вопрос, какие именно классы выбирать и сколько их нужно. Можно зарегистрировать бренд во всех классах, а можно указать в заявке только один товар из одного класса. Чем больше классов, тем больше пошлина. Чем меньше товаров и классов указано в заявке, тем проще проходит регистрация. Пошлина платится за время работы эксперта Роспатента, который проверяет сходные товарные знаки в указанных классах. Чем меньше классов, тем быстрее эксперт проведет экспертизу, а значит, правообладатель получит свидетельство быстрее.

Как выбрать класс МКТУ?

Для подбора класса товаров и услуг для ФИПС можно выбрать 2 способа:

  • Использовать онлайн-сервис, где вы просто можете ввести ИНН. Сервис подберет все классы, которые соответствуют вашим ОКВЭД. Из этих классов вы можете выбрать именно те товары и услуги, которые вы реализуете. Остальные можно убрать или добавить в товарный знак позже;

  • Ввести название товара или услуги в наш онлайн-сервис и посмотреть, в каких классах есть похожие товары. Также можно изучить классификацию товаров и услуг на нашем сайте и выбрать подходящие.

Важно: если смотрите варианты МКТУ на разных сайтах, то обращайте внимание, какая редакция сейчас вступила в силу. Редакции МКТУ обновляются почти ежегодно, поэтому вы можете использовать устаревший документ. На нашем сайте доступна последняя, 12-я редакция МКТУ, которая вступила в силу с 1 января 2023 года.

Что еще нужно знать при выборе класса МКТУ:

Классов МКТУ может быть несколько, также, как и ОКВЭД, лучше использовать основные виды деятельности, например, производство и продажа – это разные классы МКТУ.

  1. Бывают корреспондирующие классы МКТУ, то есть классы, включающие однородные товары и услуги, например, в 29 классе есть томатная паста, а в 30 классе есть томатный соус. Это однородные товары, а значит эксперт Роспатента будет проверять и 29, и 30 класс. Для правообладателя это значит, что даже если он выбрал 29 класс, то эксперт Роспатента проверит и однородные товары в 30 классе, и если там есть похожие названия, то в регистрации откажут.

  2. Если вы указываете в заявке конкретные товары и услуги, а не просто все в классе, то регистрация упрощается, потому что эксперт не будет проверять вашу заявку по всем товарам в классе, а проверит только те, что вы выбрали. Это отнимет меньше времени и снизит риск отказа.

Влияет ли количество классов МКТУ на стоимость
регистрации товарных знаков?

Да, цена регистрации товарного знака напрямую зависит от выбранного количества классов МКТУ. Например, если знак регистрируется только в одном классе МКТУ, то сумма пошлин составит 21 700 рублей с учетом скидки 30% при подаче электронной заявки. Если классов МКТУ 10, то уплатить придется уже 44 450 рублей пошлины (с учетом скидки).

Рассчитать сумму пошлин можно в нашем онлайн-калькуляторе патентных пошлин.

Могу ли я зарегистрировать свой товарный знак в одном классе,
а в дальнейшем в другом?

Да, вы можете зарегистрировать свой знак в одном классе, а в будущем в другом, но для этого вам придется заново пройти процесс регистрации. Давайте рассмотрим риски и возможности на примере.

Предприниматель зарегистрировал товарный знак в 10 классах МКТУ, а по факту основными классами были производство и продажа одежды. Пришел конкурент, который захотел продавать кожаные аксессуары, которые относятся к одному из неиспользуемых классов. У конкурента есть 2 варианта: получить письмо-согласие у предпринимателя или обратиться в суд с требованием аннулировать охрану товарного знака в отношении неиспользуемых классов. В последнем варианте бизнес потерял 20 000 рублей госпошлин, которые он переплатил за ненужные классы и понес расходы на юриста и участие в судебном процессе.

Могу ли я зарегистрировать товарный знак во всех классах?

Это не противоречит ГК РФ, но лучше так не поступать. На это есть 2 важные причины:

  1. Большие вложения, так как сумма пошлин за регистрацию в 45 классах составит более 150 000 рублей с сопутствующими рисками.

  2. Аннулирование неиспользуемых классов. Право на товарный знак может быть отозвано после жалобы конкурента, если вы не будете использовать знак в одном из классов более 3-х лет. На практике суды идут навстречу заинтересованному лицу, то есть тому, кто подал ходатайство на аннулирование знака в нужном ему классе, потому что эта компания планирует продавать товары и услуги, а значит вносить вклад в экономику.

MDN

Ирина Резникова

Старший партнер патентно-адвокатского бюро «Гардиум», патентный поверенный № 1947. В практике более 20 лет.

Задать вопрос эксперту
18 лет на рынке

Проверка товарного знака онлайн

1 июня 2021

Как запатентовать название и логотип

2 июня 2021

Как зарегистрировать бренд в России — этапы, процедура, документы

3 июня 2021

Регистрация софта в Роспатенте

4 июня 2021

Домен как товарный знак

5 июня 2021

Регистрация товарного знака

6 июня 2021

Защита товарного знака от незаконного использования

2 августа 2021

Защита бренда за границей - варианты и нюансы регистрации

3 августа 2021

Внесение товарного знака в таможенный реестр – пошаговая инструкция

5 августа 2021

Патентование – защита разработки от конкурентов

10 августа 2021

Как выбрать патентное бюро

10 декабря 2021

Юристы по интеллектуальному праву

10 декабря 2021

Патентные поверенные

10 декабря 2021

Гайд по патентным исследованиям и выбору патентоведа

3 марта 2022

Суд по интеллектуальным правам

30 мая 2022

Патентование промышленных образцов

30 мая 2022

Главное про патентование идей

30 мая 2022

Товарные знаки для маркетплейсов: Wildberries, Ozon, Lamoda, Яндекс Маркет

5 июня 2022

Внесение отечественного ПО в реестр Минцифры

8 июня 2022

Патентование IT-решений в России и мире

10 июня 2022

Что такое товарный знак?

11 июля 2022

Патентование изобртения в Роспатенте

12 июля 2022

Передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности

15 июля 2022

Как запатентовать полезную модель в Роспатенте

8 августа 2022

Пошаговая инструкция по патентованию рецепта

11 августа 2022

Вывеска на иностранном языке

15 августа 2022

Передача интеллектуальных прав

6 сентября 2022

Торговая марка и товарный знак: сходства и отличия

15 сентября 2022

Патентная экспертиза

27 сентября 2022

Обзор основных трендов в LegalTech

10 октября 2022

Как составляется описание к патенту

15 октября 2022

Вопрос доменных споров на примере нашумевшего кейса

21 октября 2022

Роспатент и ФИПС: функции и возможности

11 ноября 2022

Роспатент: задачи, структура, как подать заявку

14 ноября 2022

Реестр отечественного ПО

18 ноября 2022

Как работать с поисковой системой на сайте ФИПС

22 ноября 2022

Управление интеллектуальной собственностью в новой реальности

22 декабря 2022

Как выбрать фирменное наименование: статус по ГК РФ, примеры

25 декабря 2022

Антимонопольная практика в ФАС по патентным спорам

28 декабря 2022

Как подобрать название бренда на маркетплейсе

5 февраля 2023

Особенности зарубежного патентования

11 февраля 2023

Сервисы для легкого и быстрого нейминга

18 февраля 2023

Ускоренная регистрация товарного знака

15 марта 2023

Сходство товарных знаков до степени смешения: как это проверить

21 марта 2023

Регистрация своего бренда самозанятым в 2023 году

26 марта 2023

Коммерческое обозначение: регистрация и особенности защиты

1 мая 2023

Патент на сайт: регистрация прав

5 мая 2023

Как оспорить решение ППС: пошаговая инструкция

8 мая 2023

Заказ звонка

Кликая на кнопку, вы соглашаетесь на
обработку персональных данных