Как придумать название для компании легко и эффективно

20 октября 2023
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7
Как придумать название для компании легко и эффективно
Автор Маргарита Булычева

юрист по интеллектуальным правам «Гардиума»

20 октября 2023
erid 4CQwVszH9pSXM7rFCp7

Какое оно – идеальное название? Поиск самого лучшего варианта может быть настоящим вызовом для предпринимателя, ведь какого-то универсального рецепта нет. Название компании должно быть запоминающимся, благозвучным, ярким, по нему компанию узнают на рынке потребители и партнеры. Хорошее название выделяет компанию на рынке, а это особенно важно – это необходимое условие для регистрации бренда в качестве товарного знака. А регистрация необходима для защиты бренда, своих инвестиций и масштабирования бизнеса.

Каким должно быть название, чтобы его зарегистрировали

Подготовка к неймингу

Чтобы подготовиться к выбору названия, нужно:

1. Подумать об аудитории

У бренда и его аудитории должны совпадать ценности, способы коммуникации. Важно все: от пола и возраста до уровня дохода и различных паттернов поведения. Понять, каков портрет потребителя, можно с помощью социологического исследования или изучив аудиторию конкурентов. Если к открытию готовится салон маникюра премиум-класса, клиентами которого будут серьезные, обеспеченные женщины, бизнес-леди, не стоит выбирать разговорное, «панибратское» название в духе «Твой маник».

2. Изучить конкурентов

Всегда есть риск, что вариант, который покажется самым подходящим, уже занят и даже зарегистрирован в Роспатенте как товарный знак. В этом случае при запуске бизнеса возможно получить иск, увязнуть в судебных спорах и проиграть, получив запрет на ведение бизнеса с этим названием или требование выплатить компенсацию за нарушение интеллектуальных прав.

Проверить свободно ли название можно здесь

3. Организовать процесс

Важно привлечь к неймингу стоит всех заинтересованных – будущих партнеров по бизнесу, сотрудников, если они уже известны. Главное – не пытаться никого ограничить, все варианты имеют право на существование. После сбора идей их нужно изучить и оценить, необходимо проверить, нет ли такого или похожего названия среди зарегистрированных Роспатентом товарных знаков. На финальном этапе отбора название можно протестировать на потенциальных потребителях, например, провести фокус-группу.

Подробнее, с чего начинать разработку названия рассказали на вебинаре

Помощь в нейминге

Поиск названия, безусловно, процесс творческий, но это не значит, что нет способов сделать его проще и легче. Есть несколько довольно популярных вариантов.

Аббревиатура или акроним

Название можно составить: из частей слов, заглавных букв в каком-то словосочетании. Формально зарегистрировать аббревиатуру нельзя, но если она будет читаться как самостоятельная единица, иметь смысл – это неплохой вариант. Пример такого брендинга – «МТС», ЦИАН («Центральное агентство недвижимости», SPAR, «Газпромбанк». Возможно даже «схлопнуть» фразу, как сделал, например, бренд спортивной обуви и одежды Asics (образовано от латинского Anima sana in corpore sano, «Здоровая душа в здоровом теле»).

Осторожно: аббревиатуры сложно зарегистрировать как товарный знак, для этого потребуется превратить их в логотип. Подробнее о требованиях в чек-листе.

Перевод

Иногда самый лучший вариант – перевести какое-то слово или словосочетание на другой язык, например, английский или французский, немецкий и так далее. Плюс такого способа генерации имени в том, что можно сразу обозначить суть компании. Примеры – La Rose, Extreme Fitness, For Nails.

Рифма или ритм

Зарифмовать слова может быть отличным вариантом. Маркетологи отмечают, что так легко получить запоминающееся название. Пример такого нейминга – «Крошка-картошка», Chupa-Chups, «Пицца Синица».

Имя или топоним

Можно дать компании имя владельца или название населенного пункта, даже вымышленного (настоящие населенные пункты подходят только в некоторых случаях, если продукция компании обладает характеристиками, непосредственно связанными с местностью). Это довольно простой способ, но важно помнить: название должно быть благозвучным и подходить компании и ее аудитории. Примеры – Disneyland, McDonald’s, Kaspersky Lab, «ВкусВилл», «У Петра» и так далее.

Осторожно: географические названия сложно зарегистрировать как товарный знак.

Юмор, языковая игра и неологизмы

Можно проявить фантазию, поиграть с ассоциациями, комбинациями слов и даже шутками. Безусловно, при выборе такого способа главное – не перестараться. Примеры таких названий – «Ешкин пес”, Krispy Dreame, «Яндекс».

Цифры, символы и знаки

Иногда достаточно добавить цифру или символ, чтобы получить яркое запоминающееся название. Например, B2You, M&M’s, 5,75.

Яркие образы и отсылки

Если название представляет собой яркий визуальный образ или отсылает к известному произведению, персоне и так далее, оно точно запомнится. Например, «Пират Мармелад», Red Bull, «Грибоедов».

Намеки

Название компании может намекать на товары или услуги, на нишу, в которой работает бизнес, какие-то особенности. Например, сеть супермаркетов 7-Eleven, сеть магазинов изделий из меха «Снежная королева», салон оптики «Очкарик».

Нейросети и генераторы названий

Если процесс поиска названия идет медленно даже с этими советами, возможно прибегнуть к помощи искусственного интеллекта и рандомайзеров. Например, попросить ChatGPT сформулировать название для бизнеса. Воспользоваться нейросетью можно несколькими способами, даже с помощью ботов в Telegram. При описании задачи укажите какие-то особые параметры: например, язык будущего названия, длину, область, в которой работает бизнес. Можно даже указать способ, каким нейросети стоит сформировать название. Чем лучше и подробнее будет описан бизнес и его аудитория, тем разнообразнее и интереснее будут предложенные ChatGPT варианты. Специалисты советуют пользоваться актуальной версией нейросети.

Подойдет для генерации названия и другая нейросеть – Airuco. Для работы с этой нейросетью описывать запрос подробно не обязательно: она предлагает готовые варианты запросов, в том числе – различные генераторы названий. Для уточнения запроса можно добавить ключевые слова и описание товара или услуги.

Генераторы названий работают похожим образом: при работе с ними нужно указать ключевые слова, некоторые сервисы также дают возможность добавить описания. Таких сервисов много, например, Namegen, Namelix, BrandBucket, «Конверсология». Иностранные генераторы лучше понимают английский, русский язык поддерживают не все. Некоторые, например, Namelix, могут предложить и варианты логотипов – разные варианты шрифтов и визуальных образов.

Специалисты по неймингу

Поручить работу над поиском названия можно специалистам. Услуги по подбору названия предлагают маркетинговые и креативные агентства, а также некоторые патентные компании. Специалисты не только подбирают название по запросу клиента под его целевую аудиторию, но и проверяют его на возможность использования и регистрации. Если обращаться за помощью в юридические компании, то возможно убить двух зайцев – получить подходящее название и обезопасить его, зарегистрировав.

Кейс Niti Travinok

Индивидуальный предприниматель (далее - ИП) решил открыть магазин товаров для садовых работ, творчества, рукоделия и шитья. Он обратился в «Гардиум», поскольку сразу планировал зарегистрировать свой бренд. Вместе с юристами определил нужные для регистрации классы МКТУ – Международной классификации товаров и услуг. Сделать это важно, потому что товарный знак регистрируется для определенных групп товаров. Специалисты «Гардиума» получили от ИП все необходимые вводные: пожелания по форме названия (русскоязычное на латинице), нужные ассоциации, знания о целевой аудитории и так далее. Итогом работы стали семь вариантов названий, которые можно было бы зарегистрировать. ИП выбрал название Niti Travinok, после чего дизайнеры разработали для него фирменный стиль и логотип. Утвержденное название и логотип проверили на возможность регистрации еще раз – по всем нужным базам товарных знаков и заявок на их регистрацию. После этого заявку на регистрацию обозначения подали в Роспатент, товарный знак был зарегистрирован через полгода – это довольно быстро, учитывая, что стандарт рассмотрения заявки составляет 8-10 месяцев.

Какие названия не пройдут регистрацию

Когда заявка на регистрацию названия поступает в Роспатент, она проходит несколько проверок – формальную и экспертную. На этапе формальной экспертизы заявку могут отклонить из-за проблем с документами, например, может быть не так оформлена сама заявка, может не хватать необходимых сведений об организации, могут не совпасть классы МКТУ. Вторая проверка – экспертиза по существу. Специалисты Роспатента проверяют названия на соответствие требованиям к товарным знакам. Все критерии описаны в ст. 1483 ГК РФ,

Чек-лист проверки названи на требования Роспатента →

Главные препятствия к регистрации такие:

  1. Неуникальность названия. Нельзя сделать товарным знаком название, которое совпадает или похоже до степени смешения на другое название, зарегистрированное для того же класса МКТУ.

  2. Наличие официальной символики. Нельзя регистрировать обозначения, например, с триколором, знаком валюты и так далее.

  3. Абстрактность названия. Не подлежат регистрации простые аббревиатуры или абстракции.

  4. Общеупотребительность. Название должно быть особенным, выделять бренд, поэтому если оно представляет собой просто общее слово или словосочетание, в регистрации откажут.

  5. Описательность. Если название просто описывает характеристики товара или услуги, Роспатент тоже откажет в регистрации, посчитав его недостаточно охраноспособным.

Регистрация товарного знака пошагово →

Проверка названия

Снизить юридические риски, связанные как с судебными спорами из-за использования чужого названия, так и с трудностями регистрации в Роспатенте, можно, если тщательно проверить свое обозначение. Провести такую проверку можно самостоятельно, например, с помощью открытого реестра Роспатента. Это база данных, в которой можно посмотреть все зарегистрированные товарные знаки. Для проверки нужно ввести название в строку поиска и сравнить обозначение с полученными результатами.

Есть и другие ресурсы – некоторые осуществляют поиск по нескольким базам данных, дают доступ к знакам, которые еще не зарегистрированы. Более глубокую оценку делает, например, онлайн - сервис проверки товарного знака, который позволяет проверить также реестры доменных имен.

Проверка названия на уникальность нужна еще и потому, что если окажется, что оно уже занято или есть некоторые препятствия к его регистрации или использованию, его можно доработать. Доработку бренда лучше проводить до его вывода на рынок – траты на изменения фирменного стиля, логотипа и прочего могут быть колоссальны.

Юристы советуют не отказываться от регистрации названия в качестве товарного знака. Это самый надежный способ защитить себя и свой бренд от намеренного копирования или «сюрпризов» в виде исков от правообладателей похожих обозначений.

Чек-лист хорошего нейминга

  1. Проанализировать целевую аудиторию, составить портрет своего потребителя.

  2. Оценить решения конкурентов.

  3. Организовать мозговой штурм по подбору названия или заказать разработку специалистам.

  4. Выбрать наиболее подходящий вариант, который будет ярким, запоминающимся и подойдет для бизнеса.

  5. Изучить возможность регистрации названия в качестве товарного знака или заказать такую проверку специалистам по интеллектуальной собственности – именно к этому правовому институту относят товарные знаки.

  6. Утвердить итоговый вариант, при необходимости – разработать фирменный стиль и логотип.

  7. Подать заявку на регистрацию товарного знака в Роспатент.

  8. Дождаться положительного решения.

  9. Начать активное продвижение бренда.

  10. Продлить срок действия товарного знака при необходимости (это может потребоваться через десять лет после регистрации).

Главное помнить: если есть сомнения, лучше обратиться за помощью к специалистам. Они помогут не только разработать подходящее название, но и защитить его юридически. Запросить поддержку экспертов возможно на любом этапе работы над неймингом, но иногда чем раньше, тем лучше. Своевременное обращение в специализированную компанию может сэкономить как время, так и деньги.

01

Регистрация «Дешевле не бывает»

Подадим заявку в Роспатент

от 18 900 ₽

заказать

02

Регистрация
«Стандарт»

Зарегистрируем знак под ключ

от 69 000 ₽

заказать

03

«Люкс» с гарантией

Ускорим регистрацию в 2 раза

от 99 000 ₽

заказать
MDN

Маргарита Булычева

юрист по интеллектуальным правам «Гардиума»

Задать вопрос эксперту
18 лет на рынке

Проверка товарного знака онлайн

1 июня 2021

Как запатентовать название и логотип

2 июня 2021

Как зарегистрировать бренд в России — этапы, процедура, документы

3 июня 2021

Регистрация софта в Роспатенте

4 июня 2021

Домен как товарный знак

5 июня 2021

Регистрация товарного знака

6 июня 2021

Защита товарного знака от незаконного использования

2 августа 2021

Защита бренда за границей - варианты и нюансы регистрации

3 августа 2021

Внесение товарного знака в таможенный реестр – пошаговая инструкция

5 августа 2021

Патентование – защита разработки от конкурентов

10 августа 2021

Как выбрать патентное бюро

10 декабря 2021

Юристы по интеллектуальному праву

10 декабря 2021

Патентные поверенные

10 декабря 2021

Гайд по патентным исследованиям и выбору патентоведа

3 марта 2022

Суд по интеллектуальным правам

30 мая 2022

Патентование промышленных образцов

30 мая 2022

Главное про патентование идей

30 мая 2022

Товарные знаки для маркетплейсов: Wildberries, Ozon, Lamoda, Яндекс Маркет

5 июня 2022

Внесение отечественного ПО в реестр Минцифры

8 июня 2022

Патентование IT-решений в России и мире

10 июня 2022

Что такое товарный знак?

11 июля 2022

Патентование изобртения в Роспатенте

12 июля 2022

Передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности

15 июля 2022

Как запатентовать полезную модель в Роспатенте

8 августа 2022

Пошаговая инструкция по патентованию рецепта

11 августа 2022

Вывеска на иностранном языке

15 августа 2022

Передача интеллектуальных прав

6 сентября 2022

Торговая марка и товарный знак: сходства и отличия

15 сентября 2022

Патентная экспертиза

27 сентября 2022

Обзор основных трендов в LegalTech

10 октября 2022

Как составляется описание к патенту

15 октября 2022

Вопрос доменных споров на примере нашумевшего кейса

21 октября 2022

Роспатент и ФИПС: функции и возможности

11 ноября 2022

Роспатент: задачи, структура, как подать заявку

14 ноября 2022

Реестр отечественного ПО

18 ноября 2022

Как работать с поисковой системой на сайте ФИПС

22 ноября 2022

Управление интеллектуальной собственностью в новой реальности

22 декабря 2022

Как выбрать фирменное наименование: статус по ГК РФ, примеры

25 декабря 2022

Антимонопольная практика в ФАС по патентным спорам

28 декабря 2022

Как подобрать название бренда на маркетплейсе

5 февраля 2023

Особенности зарубежного патентования

11 февраля 2023

Сервисы для легкого и быстрого нейминга

18 февраля 2023

Ускоренная регистрация товарного знака

15 марта 2023

Сходство товарных знаков до степени смешения: как это проверить

21 марта 2023

Регистрация своего бренда самозанятым в 2023 году

26 марта 2023

Коммерческое обозначение: регистрация и особенности защиты

1 мая 2023

Патент на сайт: регистрация прав

5 мая 2023

Как оспорить решение ППС: пошаговая инструкция

8 мая 2023

Регистрации товарного знака через Госуслуги

1 августа 2023

Лицензионный договор: виды, особенности регистрации

7 августа 2023

Подборка лучших сервисов и нейросетей для создания логотипа

11 октября 2023

Как придумать название компании: способы с примерами

20 октября 2023

Как придумать бренд: гайд по неймингу с примерами

21 октября 2023

Цифровой арбитраж на Wildberries: что делать, если получена жалоба

30 ноября 2023

Инфографика для карточки товара на маркетплейсе: ТОП 7 конструкторов

10 декабря 2023

Патентные тролли и защита товарных знаков на маркетплейсах

12 декабря 2023

Маркировка на маркетплейсах — как избежать штрафов

15 декабря 2023

Защита интеллектуальной собственности на маркетплейсах

20 декабря 2023

Как продавать на Wildberries: пошаговый гайд

12 января 2024

Сертификация для маркетплейсов: оформление, цена и сроки проведения

13 января 2024

Реклама | https://legal-support.ru

Заказ звонка

Кликая на кнопку, вы соглашаетесь на
обработку персональных данных