Учет безвозмездной передачи автомобиля в воинскую часть для нужд СВО
Организация приобрела для своих нужд два автомобиля УАЗ 01.12.2022 по 1 900 000 рублей каждый, в том числе НДС 20%. НДС был принят к вычету в 4 квартале 2022 года. Амортизация начислялась в бухгалтерском и налоговом учете. Автомобили фактически не эксплуатировались. В июле 2025 года организация передала автомобили по договору пожертвования представителю войсковой части, участвующему в СВО, по доверенности.
Как оформить факт пожертвования в бухгалтерском учете? Нужно ли выставлять УПД и по какой цене?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы могут быть учтены в целях налогообложения прибыли на основании положений пп. 19.12-1 п. 1 ст. 265 НК РФ.
При передаче машины в воинскую часть объекта обложения НДС не возникает (пп. 29 п. 2 ст. 146 НК РФ). НДС, ранее принятый к вычету по этому основному средству, восстановлению не подлежит (абзац первый пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Передачу следует оформить соответствующим договором. Факт получения воинской частью автомобилей и цели их использования подтверждаются документом, подписанным командиром (руководителем) указанных воинской части или организации либо уполномоченным им лицом.
При отражении в первичном учетном документе величины натурального измерения факта хозяйственной жизни допускается неотражение величины его денежного измерения.
Порядок бухгалтерского учета изложен по тексту ответа.
Обоснование вывода:
Бухгалтерский учет
Порядок учета на балансе организаций объектов основных средств регулируется ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденным приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н (далее - ФСБУ 6/2020).
Объект основных средств списывается с бухгалтерского учета в случае, если он выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем (п. 40 ФСБУ 6/2020).
Выбытие объекта основных средств имеет место, в частности, в случае его безвозмездной передачи другому лицу, в том числе по договору дарения (подп. "б" п. 40 ФСБУ 6/2020).
Основное средство подлежит списанию в том отчетном периоде, в котором оно выбывает (п. 41 ФСБУ 6/2020).
ФСБУ 6/2020 устанавливает, что при списании объекта основных средств суммы накопленной амортизации и накопленного обесценения по данному объекту относятся в уменьшение его первоначальной стоимости (переоцененной стоимости) (п. 42 ФСБУ 6/2020). Другими словами, в случае выбытия объект основных средств списывается по балансовой стоимости.
При передаче основного средства другому лицу начисление амортизационных отчислений по нему прекращается.
Обратите внимание, ФСБУ 6/2020 устанавливает новый порядок определения даты окончания амортизации выбывающих объектов основных средств. Так, в соответствии с подп. "б" п. 33 ФСБУ 6/2020 начисление амортизации прекращается с момента списания объекта с бухгалтерского учета. При этом в стандарте не уточняется, что следует понимать под "моментом" списания имущества. Предполагаем, что в данном случае под моментом списания объекта можно понимать дату его фактического списания.
В то же время ФСБУ 6/2020 предусматривает, что по решению организации допускается прекращать начисление амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем списания объекта с учета (п. 33 ФСБУ 6/2020).
Соответствующие положения о применяемом в организации порядке прекращения начисления амортизации по выбывающим объектам необходимо закрепить в учетной политике.
Для учета выбытия объектов основных средств согласно Плану счетов и Инструкции по его применению к счету 01 "Основные средства" может открываться субсчет "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета переносится первоначальная стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации.
Налог на прибыль
Реализацией товаров, работ или услуг организацией или ИП признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).
Поскольку в связи с безвозмездной передачей у организации не возникает какой-либо экономической выгоды (п. 1 ст. 41 НК РФ), организация не должна признавать в налоговом учете и внереализационный доход.
В п. 16 ст. 270 НК РФ установлен прямой запрет на признание при расчете налоговой базы по налогу на прибыль расходов в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, за исключением случаев, предусмотренных главой 25 НК РФ (смотрите, например, письма Минфина России от 03.08.2022 N 03-07-11/74909, от 17.12.2021 N 03-03-06/1/103267, от 12.02.2020 N 03-03-06/1/9419, от 27.12.2019 N 03-03-07/102491, от 04.04.2018 N 03-03-06/1/21862).
Расходы на приобретение и безвозмездную передачу имущества передающая организация не вправе учесть при расчете налогооблагаемой прибыли (если только оно не передано в целях пп. 19.4 п. 1 ст. 265 НК РФ, пп. 19.5 п. 1 ст. 265 НК РФ, пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ, пп. 19.7 п. 1 ст. 265 НК РФ (смотрите письма Минфина России от 21.09.2020 N 03-07-07/82568, от 27.08.2020 N 03-03-07/75251). Также, в соответствии с пп. 19.12 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, включаются расходы в виде безвозмездно переданных денежных средств и (или) иного имущества, указанных в п. 93 ст. 217 НК РФ (письмо Минфина России от 20.02.2024 N 03-00-05/14806). В п. 93 ст. 217 НК РФ речь идет о физических лицах, расходы, связанные безвозмездной передачей указанным в этой норме лицам имущества, учитываются в расходах по налогу на прибыль (письма Минфина России от 20.12.2022 N 03-03-06/1/124858, от 07.12.2022 N 03-15-05/119760).
Вместе с тем п. 1 ст. 265 НК РФ дополнен подпунктом 19.12-1 с 23 июля 2025 г. (Федеральный закон от 23.07.2025 N 227-ФЗ). Действие положений пп. 19.12-1 п. 1 ст. 265 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2025 г.
Так, согласно пп. 19.12-1 п. 1 ст. 265 НК РФ, к внереализационным расходам относятся расходы в виде стоимости имущества (за исключением денежных средств), работ, услуг, безвозмездно переданных являющимся казенными учреждениями воинским частям и организациям Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, при условии, что данные имущество, работы, услуги переданы в целях их использования указанными воинскими частями и организациями в ходе специальной военной операции. Факт получения указанными воинской частью или организацией данного имущества (результатов выполненных работ, оказанных услуг) и цели его (их) использования подтверждаются документом, подписанным командиром (руководителем) указанных воинской части или организации либо уполномоченным им лицом.
Таким образом, с 1 июля действует норма, предусматривающая признание в расходах для целей налогообложения передачу имущества воинским частям, НК РФ (см. также Энциклопедию решений. Расходы, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли).
Следовательно, расходы в сумме остаточной стоимости машины могут быть учтены в целях налогообложения прибыли на основании положений пп. 19.12-1 п. 1 ст. 265 НК РФ.
НДС
В целях исчисления НДС передача права собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе признается реализацией и является объектом налогообложения НДС (п. 1 ст. 39 НК РФ, подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговая база при безвозмездной передаче товаров определяется исходя из рыночных цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ (п. 2 ст. 154 НК РФ).
При этом суммы НДС, принятые к вычету при приобретении товаров, которые впоследствии передаются безвозмездно, восстановлению не подлежат.
Так как при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) факт оплаты (частичной оплаты) отсутствует, то в таких случаях налоговая база по НДС всегда определяется в день отгрузки (передачи) товаров (п. 1 ст. 167 НК РФ).
Однако согласно пп. 3 п. 3 ст. 39, пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения НДС операции по передаче имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
Согласно Положению о Министерстве обороны РФ, утвержденному указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Минобороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны. Одновременно оно выступает органом управления Вооруженными Силами РФ. В структуру Минобороны входят центральные органы военного управления и иные подразделения. Согласно п. 1 ст. 11.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" воинская часть Вооруженных Сил РФ как юридическое лицо создается в форме федерального казенного учреждения.
Из п. 2 ст. 13, п. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пп. 1, 2 ст. 123.21, п. 1 ст. 123.22 ГК РФ следует, что казенные учреждения являются некоммерческими организациями.
Соответственно, в случае, если автомобиль будет передаваться в воинскую часть на осуществление ее основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, данные операции не будут признаваться объектом налогообложения НДС и, соответственно, облагаться данным налогом. При этом нужно учитывать, что передача некоммерческой организации имущества для использования одновременно при осуществлении как основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, так и предпринимательской деятельности, подлежит налогообложению НДС (письмо Минфина России от 20.04.2016 N 03-11-06/2/25405). Вывод о том, что пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ распространяется на операции по передаче имущества в воинскую часть, косвенно подтверждается письмом Минфина от 13.03.2023 N 03-13-07/20681.
Вместе с тем 23.07.2025 вступил в силу пп. 29 п. 2 ст. 146 НК РФ, согласно которому не признается объектом налогообложения НДС передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) на безвозмездной основе являющимся казенными учреждениями воинским частям и организациям ВС РФ, войск национальной гвардии РФ, органов федеральной службы безопасности при условии, что данные товары (работы, услуги) передаются (выполняются, оказываются) в целях их использования указанными воинскими частями и организациями в ходе специальной военной операции. Факт получения воинской частью или организацией товаров (работ, услуг) и цели их использования подтверждаются документом, подписанным командиром (руководителем) указанных воинской части или организации либо уполномоченным им лицом.
При этом установлено, что суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, для осуществления операций, указанных в пп. 29 п. 2 ст. 146 НК РФ, подлежат вычету (п. 2.5 ст. 171 НК РФ в редакции, действующей с 01.07.2025).
Кроме того, при дальнейшем использовании товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в пп. 29 п. 2 ст. 146 НК РФ, восстанавливать ранее правомерно принятый к вычету НДС по таким приобретениям, не нужно (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ в редакции, действующей с 01.07.2025).
Действие данных норм распространяется на правоотношения, возникшие с 01.07.2025.
Таким образом, при передаче машин в воинскую часть объекта обложения НДС не возникает (пп. 29 п. 2 ст. 146 НК РФ). НДС, ранее принятый к вычету по этим основным средствам, восстановлению не подлежит (абзац первый пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Документальное оформление
Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Документами, являющимися основанием для отражения операции по выбытию объектов основных средств при их безвозмездной передаче, служат:
- договор (контракт) о безвозмездной передаче объектов основных средств;
- акт о приеме-передаче объекта основных средств. Для разработки собственных первичных документов можно использовать унифицированные формы. В нем целесообразно делать пометку "Безвозмездная передача".
На основании акта о приеме-передаче производится соответствующая запись в инвентарной карточке передаваемого объекта основных средств.
ФНС России выступила с инициативой о замене накладных и актов универсальным передаточным документом (УПД), составляемым на основе формы счета-фактуры, дополненной необходимыми реквизитами (смотрите письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96 (далее - Письмо)). Такой документ, поступивший от поставщика, может служить как подтверждением выставленной суммы НДС, так и подтверждением факта поставки. УПД может быть использован одновременно как для оформления операций по передаче материальных ценностей в целях бухгалтерского учета, так и для подтверждения права на налоговый вычет по НДС и подтверждения затрат в целях исчисления других налогов. Перечень операций, для оформления которых может быть использована форма, УПД установлен в таблице Приложения 2 к Письму.
Нормативными документами не предусмотрено, по какой цене нужно отражать безвозмездную передачу имущества (рыночная, остаточная, нулевая и т.д.). Исходя из п. 5 ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, обязательным реквизитом первичного учетного документа является величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения. Как следует из буквального прочтения приведенной нормы, при отражении в первичном учетном документе величины натурального измерения факта хозяйственной жизни допускается неотражение величины его денежного измерения.
При этом, как определено положениями пп. 19.12-1 п. 1 ст. 265 НК РФ, пп. 29 п. 2 ст. 146 НК РФ, факт получения указанными воинской частью или организацией данных товаров (работ, услуг) и цели их использования подтверждаются документом, подписанным командиром (руководителем) указанных воинской части или организации либо уполномоченным им лицом.
В заключение напомним о возможности обратиться за разъяснениями в Минфин России или налоговый орган (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 1 ст. 34.2 НК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/. Кроме того, для получения консультации можно позвонить по единому номеру: 8 (800) 222-2222 (письмо ФНС России от 09.09.2021 N КВ-3-14/6138@).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена
Ответ прошел контроль качества
21 августа 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
