Новости и аналитика Новости Целевые средства ОМС одного региона "списал" налоговый орган в другом регионе: нецелевое расходование?

Целевые средства ОМС одного региона "списал" налоговый орган в другом регионе: нецелевое расходование?

Целевые средства ОМС одного региона "списал" налоговый орган в другом регионе: нецелевое расходование? 
AllaSerebrina / Depositphotos.com

Верховный Суд РФ поставил точку в споре по вопросу о нецелевом характере расходования средств ОМС (Определение Верховного Суда РФ от 20 января 2022 г. № 310-ЭС21-21505). Среди прочего суды рассмотрели и такую ситуацию - денежные средства за медпомощь, оказанную по терпрограмме ОМС Тамбовской области, были использованы на уплату налогов в другом регионе, - по месту нахождения филиала данной медорганизации. Тамбовский ТФОМС потребовал вернуть средства и и заплатить штраф, однако суды заступились за медорганизацию:

  • уплата налогов, страховых взносов, пеней и штрафов входит в статьи расходов, учитываемых при расчете тарифа на медицинскую помощь в системе ОМС. Поэтому само по себе расходование средств ОМС на оплату налогов, страховых взносов, пеней и штрафов не может быть признано неправомерным;
  • тем не менее, страховое обеспечение по программе ОМС осуществляется для граждан в пределах терпрограммы ОМС, утверждённой на территории субъекта РФ, тарифы на медпомощь одного и того же профиля в системе ОМС на территории каждого субъекта РФ также устанавливаются в разном размере, следовательно, законодательством РФ предусмотрено раздельное финансовое обеспечение исполнения территориальных программ ОМС на территории каждого субъекта РФ,
  • поэтому финансовое обеспечение исполнения терпрограммы ОМС субъекта РФ (где находится филиал) за счёт денежных средств, полученных медицинской организацией за медицинскую помощь, оказанную в рамках реализации терпрограммы ОМС другого субъекта РФ (Тамбовской области), является неправомерным;
  • однако медорганизация уже восстановила спорную денежную сумму на расчетом счете,
  • кроме того, в рассматриваемом случае самостоятельная и непосредственная уплата штрафных санкций и пеней с расчетного счета медорганизацией не осуществлялась. Спорные денежные средства были списаны с расчетного счета, открытого для учета операций со средствами ОМС, МИФНС (из другого региона) в безакцептном порядке, то есть без волеизъявления заявителя на основании решений о взыскании налога, сбора, страховых сборов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика;
  • поэтому требование ТФОМС о восстановлении финансовых средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа, не подлежат удовлетворению.

Отказывая ТФОМС в пересмотре дела, ВС РФ отметил следующее:

  • акт фонда в части выводов о нецелевом использовании указанной суммы ОМС является правомерным, поскольку такое расходование осуществлено в целях реализации территориальной программы ОМС другого субъекта РФ,
  • но поскольку указанные средства были списаны МИФНС в безакцептном порядке, то есть без волеизъявления медорганизации, и затем восстановлены на счете ОМС,
  • то требование ТФОМС о необходимости возврата в бюджет фонда этих средств и уплаты штрафа является неправомерным.
Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

Читайте также:

C 14 февраля расширен перечень расходов, на которые ФФОМС выделит средства НСЗ

C 14 февраля расширен перечень расходов, на которые ФФОМС выделит средства НСЗ

А порядок использования этих средств, выделенных в качестве компенсации недополученных расходов, будет определен Соглашением, форму и порядок заключения которого утвердит Минздрав России.

Путевые листы как подтверждение целевого расходования средств ОМС

Путевые листы как подтверждение целевого расходования средств ОМС

Разбор еще одного нарушения, выявленного ФФОМС России в ходе контрольного мероприятия.

Расширен перечень унифицированных форм электронных первичных учетных документов

Расширен перечень унифицированных форм электронных первичных учетных документов

В частности, в него включены извещение о начислении доходов, акт об утилизации и решение о признании объектов нефинансовых активов.

Даны разъяснения по составлению годовой бюджетной отчетности

Даны разъяснения по составлению годовой бюджетной отчетности

Указаны дополнительные критерии по раскрытию информации в отчетности. Прописаны правила принятия в 2021 г. бюджетных обязательств при заключении в декабре этого года соглашений о предоставлении трансфертов на 2022-2024 гг. Часть разъяснений касается сроков предоставления отчетности.