Новости и аналитика Новости Роспотребнадзор напомнил о недопустимости навязывания допуслуг при заключении договоров с потребителями через Интернет

Роспотребнадзор напомнил о недопустимости навязывания допуслуг при заключении договоров с потребителями через Интернет

Роспотребнадзор напомнил о недопустимости навязывания допуслуг при заключении договоров с потребителями через Интернет
IgorVetushko / Depositphotos.com

Ведомство проинформировало о своей позиции, которой оно придерживается при рассмотрении споров о добросовестности используемых продавцами и исполнителями приемов и техник заключения click-wrap-соглашений (то есть договоров, заключаемых путем щелчка мышью по клавише "я согласен", если это сопровождается текстом такого договора и описанием ценовых и иных условий сделки) (Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 5 ноября 2020 г.).

Роспотребнадзор считает, что само по себе проставление "галочки" под условиями договора, изложенными на сайте продавца (исполнителя) в сети Интернет, не свидетельствует о том, что данная подпись была получена в порядке свободного волеизъявления и о наличии у потребителя возможности отказаться от данного условия.


 Какие меры поддержки государство предоставляет гражданам в период пандемии COVID-19, узнайте из нашей подборки


При этом есть ряд обстоятельств, которые очевидно свидетельствуют о том, что согласие потребителя было явно и осознанно выраженным. К ним относятся, в частности, следующие:

  • наличие текста с описанием ключевых потребительских свойств приобретаемого товара (услуги), при котором потребитель без дополнительных переходов по ссылкам и документам может сформировать безошибочное представление о полезности приобретаемого товара (услуги) и условиях приобретения;
  • в веб-форме или программном обеспечении отсутствуют заранее проставленные отметки ("галочки").

Ведомство также отметило, что в гражданском праве молчание не является формой согласия, поэтому если продавец или исполнитель рассчитывают на то, что невнимательность клиента приведет к приобретению им дополнительных услуг, несению дополнительных расходов или отказу от каких-либо прав – это может рассматриваться как недобросовестное поведение и ненадлежащая практика, недопустимые по смыслу ст. 10 Гражданского кодекса.

Потребителям, которые столкнулись с ущемлением своих прав, в том числе имущественных, т.е. понесли незапланированные расходы, были лишены возможности отказа от оплаты ненужных опций (в том числе дополнительных товаров и услуг), необходимо обращаться к виновному лицу (в данном случае - к исполнителю услуг) с претензией, а в случае если вопрос не разрешен - в территориальные органы Роспотребнадзора, приложив к обращению необходимые документированные доказательства, а также претензионную переписку.

В заключение ведомство напомнило, что навязывание дополнительных услуг запрещено ст. 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей". Компания, виновная в нарушении права потребителя на свободный выбор услуг, должна возместить потребителю все убытки, включая цену навязанной услуги. Указанные недобросовестные действия могут быть основанием для проведения административного расследования, а в случае получения массовых жалоб - предметом группового иска со стороны Роспотребнадзора в защиту группы пострадавших потребителей.

Документы по теме:

Читайте также:

Реклама в Интернете: как избежать нарушения закона?

Реклама в Интернете: как избежать нарушения закона?

Общие требования к рекламе предъявляются и к интернет-рекламе как к одной из ее разновидностей, однако такая реклама имеет ряд особенностей в соответствии с видами.

Бизнес в Интернете: что нужно знать о рекламе, налогах и персональных данных?

Бизнес в Интернете: что нужно знать о рекламе, налогах и персональных данных?

Интернет-магазины, например, могут применять систему в виде ЕНВД, если у них есть стационарная витрина, и они не осуществляют доставку.

Обратная сторона контекстной рекламы: может ли предприниматель запретить конкурентам использовать его "бренд" в ключевых словах?

Обратная сторона контекстной рекламы: может ли предприниматель запретить конкурентам использовать его "бренд" в ключевых словах?

Речь идет о ситуациях выдачи поисковиками по запросу интернет-пользователя рекламы не искомой компании или марки, а конкурентов.

Разработаны поправки в части рекламы алкогольной продукции

Разработаны поправки в части рекламы алкогольной продукции

Они касаются послаблений для рекламы отечественных вин, а также запрета на использование в рекламе алкоголя образов людей и животных.