Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Граждане обменялись без доплат земельными участками (Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 2026 г. № 1-П). Налоговый орган начислил недоимку по НДФЛ одному из них за отчуждение участка с большей кадастровой стоимостью, то есть по правилам купли-продажи.
В связи с этим заявительница подала в КС РФ жалобу, оспаривая конституционность:
Конституционный Суд РФ указал, что мена отличается от купли-продажи тем, что может быть равноценной. При этом налогообложению подлежит только экономическая выгода или реальный доход налогоплательщика.
Оспариваемые нормы не соответствуют Конституции, так как допускают произвольное налогообложение дохода добросовестного налогоплательщика, вынуждая его уплачивать НДФЛ с имущественных потерь, поскольку при равноценной мене денежные расчеты не производятся. НК РФ не определяет налоговую базу при обмене недвижимости, что нарушает единообразие в правоприменительной практике и не позволяет налогоплательщикам предвидеть налоговые последствия. Разница в кадастровой стоимости облагается налогом, только если эквивалентность обмена опровергнута.
Законодателю необходимо внести соответствующие изменения. При этом законодатель, формулируя правила налогообложения указанных доходов, должен принимать во внимание закрепленное в п. 1 ст. 41 НК РФ понимание дохода как экономической выгоды и принцип учета фактической способности к уплате налоговых платежей. Во всяком случае должен соблюдаться принцип равенства налогообложения, предполагающий, в частности, его нейтральность (постановления КС РФ от 16 июля 2012 г. № 18-П, от 25 декабря 2012 г. № 33-П, от 15 февраля 2019 г. № 10-П и др.). Тем самым граждане, отчуждающие объекты недвижимости по договорам мены, не должны быть поставлены в худшее положение по сравнению со сторонами договора купли-продажи, в том числе с точки зрения возможностей по использованию имущественных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 220 НК РФ, и освобождений от налогообложения, установленных, в частности, п. 17.1 ст. 217 НК РФ.
Дело заявительницы подлежит пересмотру.
При этом КС РФ обратил внимание на то, что Постановление № 1-П не являются основанием для пересмотра размера налоговых обязательств неограниченного круга налогоплательщиков, исполнивших обязанность по уплате НДФЛ за предшествовавшие периоды и не оспоривших эту обязанность (ее размер), а также для пересмотра судебных актов по иным, помимо дела заявительницы, делам, если судебные акты по этим делам вступили в законную силу.