Новости и аналитика Новости ВС РФ: мораторий на проверки не распространяется на проверки использования средств ОМС

ВС РФ: мораторий на проверки не распространяется на проверки использования средств ОМС

ВС РФ: мораторий на проверки не распространяется на проверки использования средств ОМС
© pressmaster / Фотобанк Фотодженика

Верховный Суд РФ отказался пересматривать дело по взысканию с медорганизации "нецелевки" ОМС, потому что – не оспаривая нарушения по существу – медорганизация указывала на незаконность проверки и ее результатов:

  • медорганизация относится к числу субъектов МСП,
  • в 2020 году действовал "ковидный" мораторий на проверки малого бизнеса,
  • а спорная проверки из ТФОМС имела место как раз в разгар пандемии – в декабре 2020 года.

При этом никаких запрошенных ТФОМС документов директор клиники не "выдал" (полагая, что проверка все равно незаконная). Поэтому у ТФОМС не было возможности проверить обоснованность получения клиникой средств на оплату медпомощи по ОМС, организацию и состояние расчетов между клиникой и СМО, использование средств ОМС в соответствии со структурой тарифа на оплату медпомощи и т.п.

Однако данных, которые были у ТФОМС, оказалось достаточно, чтобы прийти к выводам о фактическом поступлении в клинику финансирования из СМО за выполнение объемов первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в рамках ОМС (примерно треть миллиона рублей).

А поскольку в проверяемом периоде клиникой произведено расходование средств ОМС при отсутствии подтверждающих документов, то в соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса и областным Тарифным соглашением в системе ОМС это квалифицируется как нецелевое использование средств ОМС.

Суды согласились с контролерами ТФОМС и указали следующее:

  • ТФОМС осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки (п. 12 ч. 7 ст. 34, ч. 11 ст. 40 Закона № 326-ФЗ, подп. 8.12 п. 8 раздела 3 Типового положения о ТФОМС, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 № 15н);
  • бюджетные полномочия органов государственного финансового контроля определены Бюджетным кодексом РФ (п. 1 ст.157 БК РФ),
  • а пунктом 3 ч. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ (действовал в момент проведения спорной проверки) определено, что положения названного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;
  • таким образом, порядок организации и проведения проверок по использованию средств ОМС медицинскими организациями регулируется исключительно Законом N 326-ФЗ, на них не распространяет свое действие "общий" мораторий на проверки (Определение Верховного Суда РФ от 16 сентября 2022 г. № 304-ЭС22-15912).

Документы по теме:

Читайте также:

Мониторинг зарплаты медиков в рамках базовой и терпрограмм ОМС будет вестись раздельно

Мониторинг зарплаты медиков в рамках базовой и терпрограмм ОМС будет вестись раздельно

ФФОМС России подготовил поправки в порядок предоставления такой отчетности.

В заявке на использование средств НСЗ для софинансирования зарплат медработников можно указать сотрудников, принятых на работу в 2022 году

В заявке на использование средств НСЗ для софинансирования зарплат медработников можно указать сотрудников, принятых на работу в 2022 году

Этим правом могут воспользоваться участковые и специализированные больницы, амбулатории и др.