Новости и аналитика Новости Продавец не может ограничить право владельца подарочной карты на возврат ее стоимости

Продавец не может ограничить право владельца подарочной карты на возврат ее стоимости

Продавец не может ограничить право владельца подарочной карты на возврат ее стоимости
edwardolive / Depositphotos.com

Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел спор владельца крупной торговой сети парфюмерии и косметики с региональным управлением Роспотребнадзора, возникший в связи с привлечением продавца к административной ответственности за нарушение прав потребителей (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 марта 2022 г. № 307-ЭС21-16004).

Поводом для наложения на продавца административного штрафа послужила жалоба одного из клиентов. Он счел незаконным условие утвержденных продавцом правил продажи и обращения подарочных карт, предусматривающее, что зачисленная на подарочную карту предоплата по общему правилу возврату не подлежит и предъявитель карты вправе потребовать возврата соответствующих денежных средств только в случае нарушения продавцом обязанности по передаче товара – в соответствии с п. 3 ст. 487 Гражданского кодекса и ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей.

Суды трех инстанций по результатам рассмотрения жалобы общества пришли к выводу, что указанное положение правил не содержит условий, нарушающих права потребителей, а привлечение продавца к административной ответственности является незаконным.

С таким выводом не согласился ВС РФ. Он разъяснил, что приведенные правовые нормы, ссылка на которые содержится в правилах продавца, распространяются на случаи, когда покупатель уже выбрал конкретный товар и предварительно его оплатил. Вопрос же о возврате стоимости подарочной карты, которой покупатель не воспользовался, законодательством не урегулирован. Поскольку потребитель признается слабой стороной договора розничной купли-продажи, в такой ситуации, по мнению ВС РФ, необходимо исходить из того, что в отсутствие в законе прямого указания на право продавца удерживать полученные за подарочную карту денежные средства при предъявлении владельцем карты требования об их возврате такое право у продавца отсутствует; в этом случае денежные средства должны быть возвращены потребителю.

Отметим, что вопрос о возврате стоимости подарочных карт (сертификатов) не впервые становится предметом рассмотрения ВС РФ. В предыдущих делах споры были связаны с отказом продавца в приеме карты к оплате (определение ВС РФ от 13 октября 2015 г. № 57-КГ15-7), а также обязанностью покупателя, потребовавшего возврата стоимости карты, передать ее продавцу и сообщить платежные реквизиты для перечисления денежных средств (определение ВС РФ от 19 мая 2020 г. № 78-КГ20-3). А в рамках еще одного дела ВС РФ отказался пересматривать решение нижестоящего суда, который признал нарушением прав потребителей условие утвержденных продавцом правил использования подарочных карт, предусматривающее, что их стоимость не подлежит возврату.

Документы по теме:

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей"

Читайте также:

ВС РФ разъяснил, какую ответственность несет интернет-магазин за просрочку возврата стоимости товара надлежащего качества

ВС РФ разъяснил, какую ответственность несет интернет-магазин за просрочку возврата стоимости товара надлежащего качества

В частности, взыскиваются проценты за пользование чужими денежными средствами, в то время как за продажу товара ненадлежащего качества – неустойка.

За распространение в Интернете рекламы товаров и услуг, не соответствующих требованиям российского законодательства, могут начать блокировать

За распространение в Интернете рекламы товаров и услуг, не соответствующих требованиям российского законодательства, могут начать блокировать

Разработка соответствующего законопроекта обусловлена в том числе ростом популярности интернет-торговли.

Покупатель вправе отказаться от выполненного на заказ товара и потребовать возврата денег за него

Покупатель вправе отказаться от выполненного на заказ товара и потребовать возврата денег за него

Речь идет о тех ситуациях, когда заказ оформляется и оплачивается непосредственно в магазине на основании информации, представленной в каталоге.

Защита прав потребителей: предложения по развитию системы досудебного урегулирования споров

Защита прав потребителей: предложения по развитию системы досудебного урегулирования споров

Медиация в потребительских спорах, создание института уполномоченных по правам потребителей и другие интересные инициативы.