Новости и аналитика Новости Покупка лекарств, впоследствии бесплатно переданных другой организации, не является "нецелевой" тратой средств ОМС

Покупка лекарств, впоследствии бесплатно переданных другой организации, не является "нецелевой" тратой средств ОМС

Покупка лекарств, впоследствии бесплатно переданных другой организации, не является "нецелевой" тратой средств ОМС
pressmaster / Depositphotos.com

Если онкодиспансер бесплатно передал лекарства с истекающим сроком годности другому онкодиспансеру, то ТФОМС не вправе требовать восстановления средств ОМС, за счет которых были приобретены эти лекарства: действия по неиспользованию препаратов с истекающим сроком годности не могут быть признаны нецелевым использованием средств ОМС.

Правовая позиция, поддержанная Верховным Судом Российской Федерации, сформулирована по делу о взыскании "нецелевых" средств ОМС.

Терфонд, в частности, указывал, что "его" онкодиспансер (ответчик по иску) безвозмездно передал онкодиспансеру другого субъекта РФ лекарств на сумму более полутора миллиона рублей – доксорубицин и фторурацил. Лекарственные препараты были приобретены диспансером за счет средств ОМС и переданы согласно договору благотворительного пожертвования. А такое "разбазаривание" средств ОМС Терпрограммой не предусмотрено – она определяет на территории субъекта РФ способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам, структуру тарифа на оплату медпомощи, содержит реестр медорганизаций, участвующих в реализации терпрограммы ОМС. Таким образом, в тариф ОМС за оказанную медпомощь на территории региона включаются расходы на приобретение только тех лекарств, которые будут использованы самой медорганизацией. Приобретение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для оказания медицинской помощи в других регионах РФ территориальной программой не разрешается.


 Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться


Онкодиспансер же, в свою защиту, привел всего два довода:

  • срок годности переданных препаратов близился к концу,
  • благотворительная передача лекарств была санкционирована региональным депздравом.

Суд первой инстанции согласился с ТФОМС, однако все остальные инстанции рассуждали иначе:

  • Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", так же как и отраслевое законодательство, не содержит понятия и расшифровки термина "нецелевое расходование денежных средств". Поэтому суд применяет аналогичные положения бюджетного законодательства, касающиеся расходования бюджетных средств, а также ответственности за нарушения порядка их расходования;
  • согласно ст. 306.4 Бюджетного кодекса под нецелевым использованием бюджетных средств подразумевается использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств;
  • согласно п. 2 ст. 19 Закона об основах ОСС денежные средства бюджетов фондов конкретных видов ОСС подлежат расходованию на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах ОСС;
  • основной целью использования медорганизациями средств ОМС является оказания застрахованному лицу медпомощи при наступлении страхового случая в рамках терпрограммы, для чего требуется наличие необходимых лекарственных средств;
  • таким образом, приобретение лекарственных средств за счет средств обязательного медицинского страхования является целевым использованием денежных средств;
  • запрет на передачу лекарственных средств терпрограммой ОМС не установлен;
  • согласия на передачу лекарственных средств в рамках терпрограммы ОМС не предусмотрено;
  • передача лекарственных средств осуществлена с целью эффективного использования лекарственных средств, срок годности которых ограничен и истекает;
  • при этом утилизация лекарственных средств в результате истечения срока их годности не являлась бы основанием для вывода о нецелевом использовании денежных средств ОМС;
  • в таких условиях действия онкодиспансера по эффективному использованию лекарственных средств с истекающим сроком годности не могут быть признаны нецелевым использованием средств;
  • кроме того, законодательство в сфере ОМС не предусматривают ответственности за неэффективное использование денежных средств, результатом чего послужило приобретение лекарственных средств, количество которых превышает необходимое.

Верховный Суд РФ поддержал указанную правовую позицию и отказал ТФОМСу в пересмотре дела.

  • Позиция уже применена в другом деле (№ А83-13970/2019) – в схожих обстоятельствах суд, сославшись на комментируемое "отказное" определение ВС РФ, признал незаконным решение ТФОМС о возврате "нецелевых" средств ОМС. Дополнительно суд указал, что доказательств изначального приобретения лекарственных средств без учета срока годности не представлено (Определение Верховного Суда РФ от 28 сентября 2020 г. № 310-ЭС20-14519).
Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

Как медорганизации авансируются средствами ОМС после 1 августа?

Как медорганизации авансируются средствами ОМС после 1 августа?

Минздрав России и ФФОМС выпустили совместное разъяснение о порядке авансирования медорганизаций в связи с летними поправками в сложившийся порядок.

Срок исковой давности о взыскании "нецелевых" средств ОМС начинает течь со дня, следующего после даты, установленной для возврата этих средств

Срок исковой давности о взыскании "нецелевых" средств ОМС начинает течь со дня, следующего после даты, установленной для возврата этих средств

Причем течение срока не приостанавливается, если медорганизация оспаривала данное решение ТФОМС в суде, а сам ТФОМС в суд не обращался.

Дайджест разъяснений Минфина России по бухгалтерской и бюджетной отчетности: весна-лето 2020

Дайджест разъяснений Минфина России по бухгалтерской и бюджетной отчетности: весна-лето 2020

Эксперты компании "Гарант"подготовили обзор документов по вопросам, связанным с составлением отчетных форм, которые возникают как у учреждений, так и у органов, формирующих сводную отчетность.

Опубликованы новые КБК на 2021 год

Опубликованы новые КБК на 2021 год

Они применяются при составлении и исполнении бюджетов на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов.