Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 28 июня 2014 г.
N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития здравоохранения в
Российской Федерации на период до 2030 года.
2. Правительству Российской Федерации в 6-месячный срок утвердить
план мероприятий по реализации Стратегии развития здравоохранения в
Российской Федерации на период до 2030 года.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской
Федерации руководствоваться положениями Стратегии развития
здравоохранения в Российской Федерации на период до 2030 года при
осуществлении своей деятельности в сфере охраны здоровья граждан,
предусмотрев внесение необходимых изменений в стратегии
социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации В. Путин
Москва, Кремль
8 декабря 2025 года
N 896
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 8 декабря 2025 г. N 896
Стратегия
развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2030 года
I. Общие положения
1. Настоящая Стратегия является документом стратегического
планирования, разработанным в целях обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, включающим в себя
оценку состояния национальной безопасности в этой сфере, определяющим
цели, основные задачи и приоритетные направления развития здравоохранения
в Российской Федерации, а также основные этапы, ожидаемые результаты и
механизмы реализации настоящей Стратегии.
2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция
Российской Федерации, федеральные законы от 30 марта 1995 г. N 38-Ф3 "О
предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания,
вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", от 17
сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней",
от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения", от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных
средств", от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском
страховании в Российской Федерации", от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", от 20 июля
2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", от 23 февраля
2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего
табачного дыма, последствий потребления табака или потребления
никотинсодержащей продукции", от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О
стратегическом планировании в Российской Федерации", от 30 декабря
2020 г. N 492-ФЗ "О биологической безопасности в Российской Федерации",
указы Президента Российской Федерации от 11 марта 2019 г. N 97 "Об
Основах государственной политики Российской Федерации в области
обеспечения химической и биологической безопасности на период до
2025 года и дальнейшую перспективу", от 23 ноября 2020 г. N 733 "Об
утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики
Российской Федерации на период до 2030 года", от 2 июля 2021 г. N 400 "О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 28 февраля
2024 г. N 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской
Федерации", от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до
2036 года", от 18 июня 2024 г. N 529 "Об утверждении приоритетных
направлений научно-технологического развития и перечня важнейших
наукоемких технологий".
3. Настоящая Стратегия направлена на формирование и реализацию на
федеральном, региональном и муниципальном уровнях скоординированной
политики в сфере охраны здоровья граждан.
4. Настоящая Стратегия является основой для разработки отраслевых
документов стратегического планирования, государственных программ
Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской
Федерации, а также национальных проектов.
II. Состояние национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан
5. С учетом реализации положений Стратегии развития здравоохранения
в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом
Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 254 "О Стратегии
развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года",
можно отметить следующие данные, характеризующие сферу здравоохранения в
Российской Федерации:
1) уровень удовлетворенности населения медицинской помощью в
2024 году составил 53,9 процента (увеличился по сравнению с 2019 годом на
25 процентов);
2) число граждан, ежегодно проходящих профилактические медицинские
осмотры и (или) диспансеризацию, в том числе углубленную, увеличилось с
69,3 млн. в 2019 году до 109,3 млн. человек в 2024 году, реализована
возможность проведения профилактических мероприятий по месту работы и
обучения граждан, с 2024 года для женщин и мужчин репродуктивного
возраста проводится диспансеризация, целью которой является оценка их
репродуктивного здоровья;
3) с 2019 по 2024 год уровень заболеваемости болезнями системы
кровообращения увеличился на 8,5 процента, новообразованиями - на 9,7
процента, сахарным диабетом - на 8,8 процента. Вместе с тем такой рост
произошел благодаря реализованным мерам по увеличению выявляемости, в том
числе на ранних стадиях, заболеваний, влияющих на смертность населения;
4) общая численность инвалидов снизилась на 6,6 процента - с 80,8
человека на 1 тыс. населения в 2019 году до 75,5 человека на 1
тыс. населения в 2024 году;
5) рост выявляемости ВИЧ-инфекции и проводимые мероприятия по
лечению лиц с таким заболеванием привели к росту продолжительности их
жизни; число лиц с выявленной ВИЧ-инфекцией выросло с 747,4 тыс. человек
в 2019 году до 927,7 тыс. человек в 2024 году, охват пациентов
антиретровирусной терапией составляет 90,5 процента;
6) уровень потребления алкоголя снизился с 9,06 литра этанола на
человека в 2019 году до 8,36 литра в 2024 году, табака - с 24,3 процента
курящих среди граждан в возрасте 15 лет и старше в 2019 году до 18,6
процента в 2024 году. Вместе с тем уровень потребления крепких
алкогольных напитков остается высоким - 5 литров этанола на человека;
7) увеличилось потребление гражданами белков при снижении
потребления углеводов, в то же время из-за сохраняющейся привычки к
нерациональному питанию и недостаточной физической активности к 2024 году
выросло до 25,5 процента число граждан в возрасте 19 лет и старше,
страдающих ожирением;
8) в целях повышения доступности для граждан медицинской
инфраструктуры с 2019 года создано, реконструировано и отремонтировано
свыше 10 тыс. объектов здравоохранения, оснащены оборудованием 653
региональных сосудистых центра и первичных сосудистых отделения,
построено 18 онкологических диспансеров, создано 569 центров амбулаторной
онкологической помощи, модернизирована материально-техническая база
детских поликлиник (поликлинических отделений), построена
(реконструирована) 21 детская больница (корпус);
9) с 2019 по 2024 год количество реабилитационных коек увеличилось с
22,3 тыс. до 32,1 тыс., с 2022 года медицинская реабилитация граждан
проводится в амбулаторных условиях, в результате чего число граждан,
прошедших медицинскую реабилитацию в рамках базовой программы
обязательного медицинского страхования, увеличилось с 402,5 тыс. человек
в 2019 году до 1614,6 тыс. человек в 2024 году;
10) в целях оказания паллиативной медицинской помощи организована
работа 1309 кабинетов паллиативной медицинской помощи, развернуто 775
отделений паллиативной медицинской помощи взрослым, 33 хосписа для
взрослых, 588 отделений и семь домов сестринского ухода, шесть дневных
стационаров паллиативной медицинской помощи взрослым и 20 респираторных
центров, организована работа 664 отделений выездной патронажной
паллиативной медицинской помощи взрослым, число выездных патронажных
бригад для взрослых составило 1 тыс. единиц, таким видом медицинской
помощи охвачены все нуждающиеся граждане;
11) число граждан, получивших санаторно-курортное лечение,
увеличилось с 7,3 млн. человек в 2019 году до 7,9 млн. человек в
2024 году;
12) число граждан, которым оказана высокотехнологичная медицинская
помощь, в 2024 году увеличилось на 18 процентов по сравнению с 2019 годом
и составило 1,5 млн. человек (в отношении жителей сельской местности
наблюдается рост на 8,4 процента), что свидетельствует о повышении ее
доступности для населения;
13) в 2023 - 2024 годах зафиксирована положительная динамика в
кадровом обеспечении здравоохранения - впервые в отрасль пришли более
12,5 тыс. специалистов, число врачей, оказывающих помощь в амбулаторных
условиях, увеличилось с 307,58 тыс. человек в 2019 году до 313,17
тыс. человек в 2024 году, или на 1,8 процента;
14) 100 процентов медицинских организаций государственной и
муниципальной систем здравоохранения используют медицинские
информационные системы для организации и оказания медицинской помощи
гражданам и обеспечивают информационное взаимодействие с единой
государственной информационной системой в сфере здравоохранения;
15) осуществлен поэтапный переход на электронный документооборот.
Медицинскими организациями в единой государственной информационной
системе в сфере здравоохранения зарегистрировано более 1,75 млрд.
электронных медицинских документов. Обеспечена передача исключительно в
электронной форме направлений на медико-социальную экспертизу в бюро
медико-социальной экспертизы (в 2024 году более 2,4 млн. направлений), а
также сведений о прохождении медицинского освидетельствования на
получение права ношения оружия в Федеральную службу войск национальной
гвардии Российской Федерации (в 2024 году направлено более 1,746 млн.
медицинских заключений);
16) в 85 субъектах Российской Федерации используются медицинские
изделия и сервисы, созданные с применением технологий искусственного
интеллекта, позволяющие осуществлять обработку медицинских изображений и
анализ интегрированных электронных медицинских карт;
17) количество проведенных телемедицинских консультаций по сравнению
с 2019 годом увеличилось более чем в 20 раз, общее число таких
консультаций в 2024 году составило более 15 миллионов;
18) донорами крови и ее компонентов, в том числе плазмы крови,
ежегодно становятся более 1 млн. человек, причем 99 процентов из них
безвозмездно, объем заготовленной крови с 2019 по 2024 год увеличился на
6,4 процента.
6. В 2019 - 2024 годах фактический рост расходов на оказание
медицинской помощи за счет всех источников финансового обеспечения
программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи и соответствующих территориальных программ составил 45
процентов, в части, касающейся обязательного медицинского страхования, 76
процентов.
7. По сравнению с 2019 годом отмечается рост производства российских
лекарственных препаратов для медицинского применения в два раза и
медицинских изделий - в два с половиной раза.
8. В силу географических особенностей и низкой плотности населения в
отдельных субъектах Российской Федерации остается недостаточно высоким
уровень территориальной доступности медицинских организаций и их
структурных подразделений, прежде всего в отдаленных и малочисленных
населенных пунктах, сохраняется необходимость дополнительной модернизации
медицинской инфраструктуры, предназначенной для оказания медицинской
помощи взрослым и детям.
9. Недостаточно развита транспортная инфраструктура (включая
маршруты общественного транспорта), используемая гражданами для проезда в
медицинские организации и обратно к месту жительства.
10. Увеличивается риск заноса редких и (или) ранее не встречавшихся
на территории Российской Федерации инфекционных и паразитарных болезней,
сохраняются риски возврата исчезнувших инфекций, а также пандемического
распространения отдельных вирусных заболеваний.
III. Угрозы и вызовы национальной безопасности в сфере охраны здоровья
граждан
11. Угрозами национальной безопасности в сфере охраны здоровья
граждан являются:
1) высокий уровень распространенности неинфекционных заболеваний:
заболеваний системы кровообращения, онкологических, эндокринных,
нейродегенеративных, а также факторов, способствующих развитию этих
заболеваний;
2) риск возникновения и распространения новых инфекций, заноса и
распространения редких и (или) ранее не встречавшихся на территории
Российской Федерации инфекционных и паразитарных болезней, возникновения
и распространения природно-очаговых, возвращающихся и спонтанных
инфекций, риск возникновения пандемий, биологических угроз (опасностей)
для здоровья человека, в том числе ВИЧ-инфекции и других иммунодефицитных
состояний, распространения устойчивости патогенов к воздействию
лекарственных, химических и (или) биологических средств;
3) распространение инфекций, связанных с оказанием медицинской
помощи, а также возможность возникновения профессиональных заболеваний
вследствие выполнения работ с использованием патогенов;
4) риск преднамеренного противоправного использования биологических
и иных смежных технологий (в том числе генно-инженерных), осуществления
опасной техногенной деятельности;
5) рост числа травм, полученных в результате дорожно-транспортных
происшествий и чрезвычайных ситуаций, включая террористические акты и
(или) диверсии и техногенные катастрофы;
6) сохраняющийся дисбаланс между наличием медицинских работников
определенных специальностей и категорий и потребностью в таких
работниках, особенно в медицинских организациях, оказывающих первичную
медико-санитарную помощь;
7) нарушение конфиденциальности, целостности и ограничение
доступности для граждан медицинской информации, персональных данных в
сфере здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия
населения, а также киберугрозы, включая кибератаки на информационные
системы медицинских организаций и органов управления здравоохранением;
8) недостаточное качество сырья для производства продуктов для
здорового питания, диетических и лечебных продуктов, специализированных
продуктов лечебного питания;
9) зависимость от иностранного сырья и комплектующих при
производстве лекарственных препаратов для медицинского применения и
медицинских изделий.
12. Наиболее значимыми вызовами национальной безопасности в сфере
охраны здоровья граждан являются:
1) старение населения (увеличение доли граждан старше
трудоспособного возраста);
2) необходимость дальнейшего увеличения доступности медицинской
помощи и уровня удовлетворенности ею населения;
3) необходимость обеспечения технологического суверенитета в сфере
здравоохранения путем производства отечественных лекарственных препаратов
для медицинского применения и медицинских изделий, а также путем развития
современных медицинских технологий.
IV. Цели, основные задачи и приоритетные направления развития
здравоохранения в Российской Федерации
13. Целями развития здравоохранения в Российской Федерации являются
повышение качества медицинской помощи и увеличение ее доступности для
граждан, соблюдение их прав в сфере охраны здоровья и обеспечение
связанных с этими правами государственных гарантий.
14. Основными задачами развития здравоохранения в Российской
Федерации являются:
1) борьба с факторами риска неинфекционных болезней, включая
повышение мотивации граждан (особенно молодежи и лиц трудоспособного
возраста) к ведению здорового образа жизни, обеспечение динамического
наблюдения за состоянием здоровья граждан, у которых выявлены изменения в
организме, способные привести к формированию факторов риска развития
заболеваний и предрисков развития заболеваний, реализация мер,
направленных на борьбу с ожирением населения (начиная с детского
возраста);
2) сохранение здоровья населения за счет профилактических
мероприятий, внедрение технологий сбережения здоровья на популяционном
уровне, включая здоровое старение и активное долголетие;
3) создание условий для повышения качества и безопасности
медицинской помощи, увеличения ее доступности, а также для роста доверия
населения к системе здравоохранения;
4) совершенствование системы охраны репродуктивного здоровья,
включая развитие соответствующей инфраструктуры, в целях повышения
рождаемости;
5) развитие медицинской реабилитации, в том числе для лиц с
ограниченными возможностями здоровья, включая участников специальной
военной операции;
6) совершенствование механизмов предоставления санаторно-курортного
лечения и оздоровления населения;
7) обеспечение биологической безопасности и предотвращение
распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих,
включая развитие системы предупреждения угроз биологической безопасности,
их выявления и реагирования на эти угрозы, разработку современных средств
диагностики и лечения инфекционных и паразитарных болезней,
совершенствование мониторинга резистентности патогенов к противомикробным
препаратам, химическим и биологическим средствам;
8) развитие государственной системы социально-гигиенического
мониторинга;
9) совершенствование механизмов финансирования оказания медицинской
помощи, обеспечивающих финансовую устойчивость медицинских организаций,
которые участвуют в реализации программ обязательного медицинского
страхования;
10) обеспечение развития службы крови и увеличение производства
препаратов крови;
11) внедрение разработанных научными, медицинскими и
образовательными организациями новых медицинских и генетических
технологий, включая фармакогенетику и предиктивную генетику;
12) обеспечение технологической независимости производства и
ассортиментной доступности высокотехнологичных биологических
лекарственных препаратов для медицинского применения, биомедицинских
клеточных продуктов, продуктов тканевой инженерии и медицинских изделий
отечественного производства, в том числе посредством регистрации и вывода
на рынок новых лекарственных препаратов для медицинского применения, все
стадии производства которых (включая синтез молекулы действующего
вещества при производстве фармацевтических субстанций) осуществляются на
территории Российской Федерации;
13) развитие технологий персонализированной медицины;
14) разработка информационных систем в сфере здравоохранения с
поддержкой принятия врачебных решений с использованием технологий
искусственного интеллекта;
15) обеспечение полной интеграции систем оказания медицинской помощи
Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской
и Херсонской областей в систему здравоохранения Российской Федерации.
15. Решение основных задач развития здравоохранения в Российской
Федерации должно осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
1) формирование среды, способствующей сбережению здоровья,
посредством разработки и реализации региональных, муниципальных и
корпоративных программ укрепления здоровья граждан;
2) совершенствование деятельности медицинских организаций и их
структурных подразделений, осуществляющих профилактику, раннее выявление
и динамическое наблюдение за пациентами с хроническими неинфекционными
заболеваниями;
3) формирование новой модели работы с населением в центрах здоровья,
включая выявление у граждан предрисков и факторов риска развития
заболеваний, динамическое наблюдение за предрисками и факторами риска и
их коррекцию;
4) развитие эффективной системы профилактики заболеваний,
предусматривающей привлечение работодателей к созданию условий для
прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации и
обеспечивающей охват всех граждан профилактическими медицинскими
осмотрами и (или) диспансеризацией, проводимыми не реже одного раза в
год, включая диспансеризацию населения в труднодоступных районах и
сельской местности;
5) развитие выездных методов работы с гражданами, проживающими в
труднодоступных районах и сельской местности;
6) совершенствование системы охраны здоровья работающего населения,
включая проведение диспансеризации и диспансерного наблюдения на рабочем
месте, мониторинг состояния здоровья работников, занятых на работах с
вредными и (или) опасными производственными факторами (в течение всей их
трудовой деятельности), в целях предупреждения профессиональных
заболеваний, а также организация и развитие системы профилактики
профессиональных рисков;
7) развитие инфраструктуры и материально-технической базы
медицинских организаций исходя из потребности граждан в медицинской
помощи (с учетом пола, возраста, уровня заболеваемости), численности
населения, имеющейся инфраструктуры, климатических особенностей,
транспортной доступности населенных пунктов, в том числе путем создания
фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, использования мобильных
медицинских комплексов и иных форм оказания медицинской помощи (в
приоритетном порядке в малочисленных населенных пунктах и отдаленных
местностях);
8) обеспечение транспортной доступности медицинских организаций,
включая развитие маршрутов общественного транспорта, строительство и
реконструкцию дорог с твердым покрытием;
9) развитие телемедицинских технологий для проведения дистанционных
консультаций, скринингов, дистанционного мониторинга состояния здоровья,
в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта;
10) совершенствование оказания медицинской помощи
несовершеннолетним, в том числе в общеобразовательных организациях;
11) расширение сети женских консультаций, кабинетов психологической
помощи женщинам, в том числе находящимся в ситуации репродуктивного
выбора, модернизация перинатальных центров, детских поликлиник и больниц;
12) расширение охвата мужчин и женщин репродуктивного возраста
мероприятиями по сохранению репродуктивного здоровья, включая комплексную
диспансеризацию данной категории населения;
13) усиление интеграции системы оказания медицинской помощи лицам
старших возрастных групп с социальными службами, в том числе дальнейшее
развитие медицинской составляющей системы долговременного ухода за
гражданами пожилого возраста;
14) совершенствование организации оказания медицинской помощи в
экстренной форме, создание приемных отделений с современной
инфраструктурой для оказания медицинской помощи в экстренной форме
пациентам с жизнеугрожающими состояниями;
15) развитие санитарной авиации, в том числе производство
современных воздушных судов, оснащенных медицинскими модулями;
16) обеспечение развития специализированной, в том числе
высокотехнологичной, медицинской помощи;
17) совершенствование оказания протезно-ортопедической помощи
гражданам с ограниченными возможностями здоровья, в том числе участникам
специальной военной операции;
18) совершенствование программ медицинской реабилитации и
предоставления санаторно-курортного лечения, включая развитие
инфраструктуры и материально-технической базы реабилитационных и
санаторно-курортных организаций;
19) обеспечение развития паллиативной медицинской помощи;
20) реализация мероприятий по борьбе с сахарным диабетом,
заболеваниями системы кровообращения, онкологическими и инфекционными
заболеваниями, включая гепатит С, туберкулез и ВИЧ-инфекцию;
21) развитие производства отечественных лекарственных препаратов для
медицинского применения и медицинских изделий, а также необходимых для
этого сырья и комплектующих;
22) совершенствование механизмов лекарственного обеспечения граждан,
а также ценообразования на лекарственные препараты для медицинского
применения;
23) разработка и внедрение в систему здравоохранения наиболее
актуальных и востребованных новых лекарственных препаратов для
медицинского применения, в том числе персонализированных,
биотехнологических, высокотехнологичных и радиофармацевтических,
медицинских изделий, биомедицинских клеточных продуктов, продуктов
тканевой инженерии, а также методов оказания медицинской помощи и
медицинских технологий;
24) совершенствование наукоемких технологий по перспективным
направлениям медицинской науки, в том числе:
биомедицинских технологий, включая технологии биопечати и
технологии, направленные на поддержание активного долголетия;
современных молекулярно-генетических методов прогнозирования,
диагностики и мониторинга течения заболеваний;
новых методов регенеративной медицины, в том числе с применением
клеточных технологий и технологий тканевой инженерии;
технологий генетического редактирования и предиктивной генетики;
методов персонализированной фармакотерапии, включая
фармакогенетические подходы, таргетную терапию и индивидуально
изготовленные лекарственные препараты для медицинского применения, в том
числе высокотехнологичные, а также биомедицинские клеточные продукты;
киберпротезирования и человеко-машинных интерфейсов на основе
нейротехнологий;
биогибридных и бионических технологий;
когнитивных и нейрокогнитивных технологий;
технологий на основе искусственного интеллекта;
25) продвижение принципов здорового питания с акцентом на
индивидуальные программы питания;
26) дальнейшее совершенствование оказания трансфузиологической
помощи населению медицинскими организациями, осуществляющими клиническое
использование донорской крови и ее компонентов, а также обеспечение
производства препаратов крови в Российской Федерации;
27) развитие Всероссийской службы медицины катастроф;
28) обеспечение биологической безопасности, предусматривающее в том
числе:
совершенствование мер профилактики инфекций, в том числе полученных
при оказании медицинской помощи;
профилактику, диагностику и лечение инфекционных заболеваний,
включая заболевания, представляющие биологическую угрозу (опасность)
населению (туберкулез, ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты В и С);
противодействие распространению устойчивости патогенов к воздействию
лекарственных, химических и (или) биологических средств, включая
внедрение и использование стандартизированных методик для выявления
антибиотикорезистентности, мониторинг назначения антибиотиков,
определение их содержания в продуктах питания и воде;
реализацию комплекса профилактических и противоэпидемических
мероприятий, направленных на предупреждение заноса на территорию
Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний, распространения
природно-очаговых инфекций и зоонозных болезней животных, а также на
обеспечение готовности к реагированию на биологические угрозы (опасности)
преднамеренного и непреднамеренного характера;
мониторинг биологических рисков, включая развитие сети
референс-центров;
совершенствование учета и отчетности в отношении социально значимых
инфекционных заболеваний;
формирование, сохранение и развитие коллекций патогенных
микроорганизмов и вирусов;
29) совершенствование системы медицинского образования и кадрового
обеспечения системы здравоохранения, предусматривающее в том числе:
увеличение квоты приема на целевое обучение медицинских специалистов
и развитие системы такого целевого обучения;
расширение практики применения выездных форм работы врачей и
среднего медицинского персонала;
совершенствование программ подготовки медицинских работников,
повышение качества их обучения путем реализации практико-ориентированного
подхода;
постоянное повышение профессионального уровня и квалификации
медицинских работников;
развитие системы мер социальной поддержки медицинских работников;
совершенствование системы подготовки управленческих кадров в
здравоохранении;
повышение производительности труда медицинских работников;
обеспечение развития кадрового и научного потенциала в
образовательных и научных организациях, связанных с системой
здравоохранения;
30) развитие добровольчества (волонтерства) и наставничества в
системе здравоохранения;
31) разработка и внедрение в систему здравоохранения эффективных
организационных технологий, позволяющих обеспечить сопровождение пациента
на всем его жизненном пути;
32) совершенствование принципов финансового менеджмента, в том числе
в системе обязательного медицинского страхования, для обеспечения
финансовой устойчивости медицинских организаций;
33) обеспечение готовности системы здравоохранения к работе в
условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время;
34) обеспечение информационно-аналитической поддержки управленческих
решений, развитие механизмов управления и совершенствование
рискориентированного подхода в сфере здравоохранения;
35) внедрение единой цифровой платформы по управлению здоровьем
человека (основанной в том числе на цифровом профиле), обеспечивающей
переход на электронный документооборот и использующей сервисы с
применением технологий искусственного интеллекта;
36) обеспечение информационной безопасности и защиты персональных
данных, предотвращение деструктивного информационно-технического
вмешательства в информационные системы в сфере здравоохранения;
37) повышение ответственности исполнительных органов субъектов
Российской Федерации за организацию оказания медицинской помощи и
обеспечение ее доступности для граждан.
V. Основные механизмы оценки состояния национальной безопасности в сфере
охраны здоровья граждан
16. Государственная политика в сфере охраны здоровья граждан
осуществляется посредством реализации программы государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, государственной
программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", отдельных
мероприятий государственных программ Российской Федерации "Обеспечение
химической и биологической безопасности Российской Федерации",
"Научно-технологическое развитие Российской Федерации", национальных
проектов, концепций, направленных на укрепление здоровья населения, а
также государственных программ субъектов Российской Федерации и иных
документов стратегического планирования в сфере здравоохранения.
17. Оценка состояния национальной безопасности в сфере охраны
здоровья граждан осуществляется по следующим показателям:
1) увеличение числа лиц, страдающих болезнями системы
кровообращения, проживших предыдущий год без развития острых
сердечно-сосудистых состояний (в процентах);
2) доля граждан, ведущих здоровый образ жизни (в процентах);
3) потребление алкогольной продукции на душу населения (в литрах
этанола);
4) доля лекарственных препаратов для медицинского применения,
произведенных в Российской Федерации, в общем объеме лекарственных
препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших
лекарственных препаратов (в процентах);
5) доля лекарственных препаратов крови, производство которых
осуществляется по полному производственному циклу на территории
Российской Федерации, в общем объеме таких препаратов, необходимых для
системы здравоохранения (в процентах);
6) доля медицинских изделий, произведенных на территории Российской
Федерации, в общем объеме таких изделий, необходимых для системы
здравоохранения (в процентах);
7) доля медицинских изделий, имплантируемых в организм человека,
произведенных на территории Российской Федерации, в общем объеме таких
изделий, необходимых для системы здравоохранения (в процентах);
8) уровень технологической независимости в сфере здравоохранения (в
процентах);
9) обеспеченность врачами медицинских организаций, участвующих в
реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи (на 10 тыс. населения);
10) обеспеченность средним медицинским персоналом медицинских
организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (на 10 тыс. населения);
11) доля медицинских организаций, вовлеченных в реализацию проектов,
направленных на повышение производительности труда (в процентах).
VI. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии
18. Реализация настоящей Стратегии позволит создать условия:
1) для обеспечения национальной безопасности в сфере охраны здоровья
граждан;
2) для увеличения продолжительности активной трудовой жизни,
сокращения периодов временной нетрудоспособности и повышения качества
жизни граждан.
19. Ожидаемыми результатами реализации настоящей Стратегии к
2030 году должны стать:
1) увеличение на 10 процентов числа лиц, страдающих болезнями
системы кровообращения, проживших предыдущий год без развития острых
сердечно-сосудистых состояний;
2) увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, до 13,6
процента;
3) сокращение потребления алкоголя до 7,8 литра этанола на душу
населения;
4) увеличение до 90 процентов доли лекарственных препаратов для
медицинского применения, произведенных в Российской Федерации (в
натуральном выражении), в общем объеме лекарственных препаратов,
включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных
препаратов;
5) увеличение до 90 процентов доли лекарственных препаратов крови,
производство которых осуществляется по полному производственному циклу на
территории Российской Федерации, в общем объеме таких препаратов,
необходимых для системы здравоохранения;
6) увеличение до 40 процентов доли медицинских изделий,
произведенных на территории Российской Федерации, в общем объеме таких
изделий, необходимых для системы здравоохранения;
7) увеличение до 19,5 процента доли медицинских изделий,
имплантируемых в организм человека, произведенных на территории
Российской Федерации, в общем объеме таких изделий, необходимых для
системы здравоохранения;
8) достижение уровня технологической независимости в сфере
здравоохранения - 80 процентов;
9) обеспеченность врачами медицинских организаций, участвующих в
реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи, - 43,46 человека на 10 тыс. населения;
10) обеспеченность средним медицинским персоналом медицинских
организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, - 85,12 человека на 10
тыс. населения;
11) вовлечение 100 процентов медицинских организаций в реализацию
проектов, направленных на повышение производительности труда.
VII. Механизм реализации настоящей Стратегии. Источники ресурсного
обеспечения мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией
20. Реализация настоящей Стратегии обеспечивается согласованными
действиями федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, иных
государственных органов, органов местного самоуправления, медицинских,
научных, образовательных организаций независимо от формы собственности и
общественных организаций.
21. Реализация настоящей Стратегии возможна в условиях
макроэкономической нестабильности и (или) чрезвычайных ситуаций,
связанных с возникновением биологических угроз (опасностей) и (или)
существенных угроз социального характера, при условии сохранения
необходимого уровня финансирования системы здравоохранения.
22. Правительство Российской Федерации разрабатывает и утверждает
план мероприятий по реализации настоящей Стратегии, включающий в себя
задачи и мероприятия, выполнение которых обеспечивается в рамках
реализации государственной политики в сфере охраны здоровья граждан.
23. Координация деятельности по реализации настоящей Стратегии и
мониторинг ее реализации возлагаются на Министерство здравоохранения
Российской Федерации.
24. Реализация настоящей Стратегии осуществляется за счет средств
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе за счет
средств, предусмотренных на реализацию государственной программы
Российской Федерации "Развитие здравоохранения".