Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Банк России планирует продлить1 отдельные меры поддержки, срок
действия которых завершается в 2025 году, а также продолжит встраивать в
регулирование решения, которые учитывают национальную специфику.
Меры, которые планируется продлить, в том числе с модификацией, до
31.12.2026 включительно:
- Право не раскрывать чувствительную к санкционному риску
информацию, в том числе о структуре собственности, членах органов
управления и иных должностных лицах, существенных условиях реорганизации
кредитных организаций (КО)2, часть информации о существенных фактах,
затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность КО, реорганизуемых в
форме слияния, присоединения и преобразования.
- Обязанность КО3 раскрывать финансовую отчетность и аудиторское
заключение о ней без чувствительных к санкционному риску данных, а также
право КО, не являющихся эмитентами, полностью не раскрывать
МСФО-отчетность и аудиторское заключение о ней. Регулятор продолжит
публиковать отчетность банков без чувствительных сведений, а уже
публикуемую на сайте Банка России информацию по нормативам планируется
дополнить4 значениями национального норматива краткосрочной ликвидности.
Такой порядок позволит поддерживать баланс между потребностью рынка в
информации и ограничением санкционного риска для банков и их клиентов.
- Возможность для КО при кредитовании бизнеса в новых субъектах
Российской Федерации при надлежащем контроле за рисками не учитывать
отдельные регуляторные требования5 и создавать резерв в размере не менее
1% по определенным ссудам6 и условным обязательствам кредитного характера
(УОКХ), а при наличии надежного обеспечения7 снизить его до 0%. Мера
повысит доступность кредитования в новых субъектах.
- Повышение предельной доходности рублевых субординированных
инструментов, выпускаемых КО взамен валютных, и субординированных
депозитов за счет средств Фонда национального благосостояния, а также
инструментов срочностью до 7 лет до уровня ключевой ставки Банка России +
5 п.п. (в случае плавающей ставки). Это решение расширяет потенциал
банков по привлечению субординированного долга.
- Возможность досрочно (до истечения 5 лет) прекратить обязательства
КО по субординированным инструментам в связи с передачей таких пассивов
специальному юридическому лицу.
Меры, которые планируется встроить в регулирование, а до этого
продлить, в том числе с модификацией:
- Неухудшение оценки финансового положения, качества обслуживания
долга, категории качества обеспечения и ссуд, прочих активов и УОКХ при
оценке рисков заемщиков-военнослужащих и членов их семей, а также
субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), учредителями
которых являются военнослужащие.
- Применение пониженного риск-веса (вплоть до 20%) к проектам
технологического суверенитета и структурной адаптации экономики,
реализуемым через механизм концессии, если между ее участниками есть
прямое соглашение, по которому риски банка-кредитора принимает на себя
государство (концедент). Также сохраняется подход, при котором в случае
проектного финансирования для оценки качества проекта достаточно его
высокой кредитоспособности (наличие рейтингов не требуется).
- Применение перечня офшорных зон, утвержденного Советом директоров
Банка России для оценки прозрачности структуры собственности КО. Кроме
того, в дальнейшем планируется закрепить перечень таких юрисдикций в
нормативном акте Банка России для установления корреспондентских
отношений с иностранными банками, а также для определения порядка
формирования резервов на возможные потери. Компетенцию Банка России
устанавливать такой перечень нормативным актом предполагается закрепить
законодательно.
- Включение ссуд (требований, УОКХ) МСП до 100 млн рублей в портфель
однородных ссуд (требований, УОКХ) при среднем финансовом положении
заемщика, а также оцениваемых на основе внутрибанковских оценок
кредитоспособности. Это позволит поддержать доступность кредитования для
заемщиков-МСП и упростит сопровождение оценки таких ссуд (требований,
УОКХ).
- Дифференциация поручительств и независимых гарантий региональных
гарантийных организаций по категориям качества обеспечения, которое
учитывается для минимизации размера резервов, в соответствии с
требованиями, предусмотренными приказом Минэкономразвития России N 7638.
Это позволит поддержать доступность кредитования для заемщиков-МСП.
------------------------------
1 В том числе с учетом обсуждаемого продления специальных полномочий
Банка России на принятие таких решений, установленных Федеральным законом
от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации", Федеральным законом от 14.03.2022 N 55-ФЗ "О
внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении
изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в
части особенностей изменения условий кредитного договора, договора
займа"" и статью 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации".
2 За исключением информации о принятии общим собранием акционеров
(участников) решения о реорганизации.
3 За исключением небанковских КО - центральных контрагентов и КО -
центрального депозитария, которые как инфраструктурные организации
финансового рынка применяют решение Совета директоров Банка России от
24.12.2024 (планируется продлить), а также специальные постановления
Правительства Российской Федерации.
4 Ведется работа по государственной регистрации изменений в формы
отчетности.
5 Например, при отсутствии исторической отчетности заемщиков для
оценки их финансового положения (ФП); при наличии формальных признаков
возможного отсутствия реальной деятельности у заемщика,
зарегистрированного в новом субъекте, если КО признает его деятельность
реальной; возможность (независимо от оценки ФП) оценивать качество
обслуживания долга по ссуде как хорошее до наступления сроков платежей,
установленных кредитным договором, или при реструктуризации ссуды.
6 Например, по ссудам на пополнение оборотных средств, исполнение
государственных и муниципальных контрактов, заемщикам - застройщикам
жилья, на создание или развитие производства в новых регионах Российской
Федерации.
7 Обеспечение I категории качества в соответствии с главой 6
Положения Банка России от 28.06.2017 N 590-П "О порядке формирования
кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной
и приравненной к ней задолженности".
8 Приказ Минэкономразвития России от 28.11.2016 N 763 "Об
утверждении требований к фондам содействия кредитованию (гарантийным
фондам, фондам поручительств) и их деятельности".