Новости и аналитика Горячие документы Федеральные Постановление Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16-18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"

Обзор документа

30 мая 2023

gerb

Постановление Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 27-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16-18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области"

Обзор документа

КС РФ: надо уточнить, кто и за чей счет должен убирать несанкционированные свалки в муниципалитетах.
Оспаривался ряд норм, в т. ч. касающихся полномочий органов МСУ в отношении участков, госсобственность на которые не разграничена, а также правил по обращению с ТКО.
Поводом для обращения стала неопределенность в вопросе о том, кто и за чей счет должен ликвидировать несанкционированные свалки на такого рода участках в муниципалитетах.
В деле заявителей суд возложил такую обязанность на них как на органы МСУ, что, по их мнению, повлекло нарушение принципов равенства и единства публичной власти. Причем убрать свалки или оплатить расходы на подобную ликвидацию заявители должны были за счет местного бюджета.
КС РФ признал нормы неконституционными.
Они являются таковыми в той мере, в какой позволяют обязывать орган МСУ за счет местного бюджета ликвидировать упомянутые свалки или возмещать расходы на уборку. Данную обязанность возлагают в отношении госземель при том, что она финансово не обеспечена Российской Федерацией или регионами. На участках, госсобственность на которые не разграничена, органы МСУ обязывают ликвидировать упомянутые свалки без прямого указания на это в законодательстве (без одновременного закрепления форм участия государства или регионов в финансовом обеспечении).
Причем обязанность возлагают на орган МСУ и тогда, когда не установлено, что существование свалки вызвано умышленными неправомерными действиями его или его должностного лица.
Федеральный законодатель должен принять поправки. Надо в т. ч. определить принадлежность, распределение и источники финансового обеспечения полномочий по ликвидации в муниципалитетах таких свалок, расположенных на госземле или на участках, госсобственность на которые не разграничена.
Также КС РФ определил, при каких условиях допускается возлагать упомянутую обязанность на орган МСУ до принятия необходимых поправок.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад