Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Постановление Правительства РФ от 18 января 2023 г. N 41 "Об утверждении Правил распределения и перераспределения объемов предоставления специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, между медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

Обзор документа

20 января 2023

gerb

Постановление Правительства РФ от 18 января 2023 г. N 41 "Об утверждении Правил распределения и перераспределения объемов предоставления специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, между медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

     В соответствии с частью 32 статьи 35 Федерального закона "Об
обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемые Правила распределения и перераспределения
объемов предоставления специализированной, в том числе
высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу
обязательного медицинского страхования, между медицинскими организациями,
функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют
Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной
власти.
     2. Признать утратившими силу:
     постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля
2021 г. N 682 "Об утверждении Правил распределения и перераспределения
объемов предоставления специализированной, в том числе
высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу
обязательного медицинского страхования, между медицинскими организациями,
функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют
Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной
власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 20,
ст. 3360);
     постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября
2021 г. N 1748 "О внесении изменений в постановление Правительства
Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. N 682" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2021, N 43, ст. 7246);
     постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2022 г.
N 1063 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской
Федерации от 29 апреля 2021 г. N 682" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2022, N 24, ст. 4084).
     3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального
опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации                                         М. Мишустин

                                                               УТВЕРЖДЕНЫ
                                             постановлением Правительства
                                                     Российской Федерации
                                                от 18 января 2023 г. N 41

                                 Правила
        распределения и перераспределения объемов предоставления
специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи,
 включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования,
  между медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в
  отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или
                федеральные органы исполнительной власти

     1. Настоящие Правила устанавливают порядок распределения и
перераспределения объемов предоставления специализированной, в том числе
высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу
обязательного медицинского страхования, оказываемой в стационарных
условиях и условиях дневного стационара по перечню заболеваний, состояний
(групп заболеваний, состояний), предусмотренному базовой программой
обязательного медицинского страхования в соответствии с частью 31 статьи
35 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в
Российской Федерации" (далее - объемы предоставления медицинской помощи),
между медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в
отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или
федеральные органы исполнительной власти (далее - федеральные медицинские
организации).
     2. Распределение объемов предоставления медицинской помощи и
соответствующих им объемов финансового обеспечения между федеральными
медицинскими организациями осуществляется на основании заявок на
распределение объемов предоставления медицинской помощи, поступивших от
федеральных медицинских организаций в соответствии с частью 22 статьи 15
Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской
Федерации", включенных в единый реестр медицинских организаций,
осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского
страхования (далее - распределение объемов предоставления медицинской
помощи), утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации
по согласованию с Заместителем Председателя Правительства Российской
Федерации, в обязанности которого входит координация деятельности
Министерства здравоохранения Российской Федерации, по каждой федеральной
медицинской организации с указанием объемов финансового обеспечения
медицинской помощи, соответствующих объемам предоставления медицинской
помощи:
     специализированной медицинской помощи, включенной в базовую
программу обязательного медицинского страхования, по профилям оказываемой
медицинской помощи и условиям оказания медицинской помощи;
     высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую
программу обязательного медицинского страхования, по профилям оказываемой
медицинской помощи и условиям оказания медицинской помощи;
     высокотехнологичной медицинской помощи с использованием ряда
уникальных методов лечения, применяемых при сердечно-сосудистой хирургии
и трансплантации органов, раздельно по каждому виду высокотехнологичной
медицинской помощи (методу лечения).
     3. В срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня утверждения
Правительством Российской Федерации программы государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной финансовый
год и плановый период, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования (далее - Фонд) направляет в Министерство здравоохранения
Российской Федерации на утверждение предложения, сформированные на
основании заявок федеральных медицинских организаций на распределение
объемов предоставления медицинской помощи и соответствующих им объемов
финансового обеспечения:
     специализированной медицинской помощи, включенной в базовую
программу обязательного медицинского страхования, по профилям оказываемой
медицинской помощи и условиям оказания медицинской помощи;
     высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую
программу обязательного медицинского страхования, по профилям оказываемой
медицинской помощи и условиям оказания медицинской помощи;
     высокотехнологичной медицинской помощи с использованием ряда
уникальных методов лечения, применяемых при сердечно-сосудистой хирургии
и трансплантации органов, раздельно по каждому виду высокотехнологичной
медицинской помощи (методу лечения).
     4. Министерство здравоохранения Российской Федерации в срок, не
превышающий 5 рабочих дней со дня поступления от Фонда предложений по
распределению объемов предоставления медицинской помощи и соответствующих
им объемов финансового обеспечения, направляет распределение объемов
предоставления медицинской помощи и соответствующих им объемов
финансового обеспечения на согласование Заместителю Председателя
Правительства Российской Федерации, в обязанности которого входит
координация деятельности Министерства здравоохранения Российской
Федерации.
     5. Распределение объемов предоставления медицинской помощи и
соответствующих им объемов финансового обеспечения формируется
Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Фондом с
учетом:
     а) нормативов объема медицинской помощи и соответствующих им
нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для
федеральных медицинских организаций в стационарных условиях и условиях
дневного стационара, предусмотренных базовой программой обязательного
медицинского страхования на очередной финансовый год, и численности лиц,
застрахованных по обязательному медицинскому страхованию;
     б) информации федеральных медицинских организаций, содержащейся в
заявках на распределение объемов предоставления медицинской помощи и
соответствующих им объемов финансового обеспечения;
     в) статистической отчетности об объемах и о качестве оказания
медицинской помощи федеральными медицинскими организациями в отчетном
периоде;
     г) фактических объемов оказания федеральными медицинскими
организациями медицинской помощи за счет средств обязательного
медицинского страхования и иных источников финансирования за год,
предшествующий году утверждения объемов предоставления медицинской
помощи;
     д) внедрения в федеральных медицинских организациях ранее не
применявшихся новых методов диагностики и лечения;
     е) числа коек в федеральной медицинской организации, на которых
планируется оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной,
медицинской помощи в стационарных условиях и условиях дневного стационара
(далее - мощность федеральной медицинской организации);
     ж) перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных
в базовую программу обязательного медицинского страхования, и его
изменения;
     з) перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, по
видам и условиям оказания медицинской помощи, предусмотренных в лицензии
на осуществление медицинской деятельности, полученной федеральной
медицинской организацией в установленном порядке;
     и) изменения мощности федеральной медицинской организации (в том
числе с учетом ввода новых мощностей федеральной медицинской организации,
проведения мероприятий по реконструкции, модернизации зданий,
перепрофилированию отделений федеральной медицинской организации).
     6. При распределении объемов предоставления медицинской помощи и
соответствующих им объемов финансового обеспечения учитываются объемы
предоставления медицинской помощи и соответствующие им объемы финансового
обеспечения в экстренной форме:
     федеральной медицинской организацией, расположенной на территории
закрытого административно-территориального образования или являющейся
единственной медицинской организацией в муниципальном образовании,
оказывающей специализированную медицинскую помощь, или единственной
медицинской организацией, оказывающей высокотехнологичную медицинскую
помощь (при получении Фондом подтверждения о расположении федеральной
медицинской организации на территории закрытого
административно-территориального образования, или о том, что она является
единственной медицинской организацией в муниципальном образовании,
оказывающей специализированную медицинскую помощь, или единственной
медицинской организацией, оказывающей высокотехнологичную медицинскую
помощь, от исполнительных органов субъектов Российской Федерации в сфере
охраны здоровья);
     федеральными медицинскими организациями, подведомственными
Управлению делами Президента Российской Федерации, Министерству обороны
Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации,
Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
Федеральной таможенной службе;
     научными медицинскими организациями и образовательными организациями
высшего образования, осуществляющими оказание специализированной, в том
числе высокотехнологичной, медицинской помощи по профилям "хирургия",
"кардиология", "сердечно-сосудистая хирургия", "травматология и
ортопедия", "комбустиология", "неонатология", "акушерство и гинекология",
"детская хирургия", "нейрохирургия", "офтальмология", "детская
офтальмология", "челюстно-лицевая хирургия" и "оториноларингология" (при
получении Фондом подтверждения от федерального органа исполнительной
власти в отношении подведомственной ему федеральной медицинской
организации о том, что федеральная медицинская организация является
научной медицинской организацией или образовательной организацией высшего
образования, осуществляющей оказание специализированной, в том числе
высокотехнологичной, медицинской помощи).
     7. В срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня утверждения
распределения объемов предоставления медицинской помощи и соответствующих
им объемов финансового обеспечения, Министерством здравоохранения
Российской Федерации по согласованию с Заместителем Председателя
Правительства Российской Федерации, в обязанности которого входит
координация деятельности Министерства здравоохранения Российской
Федерации, распределение объемов предоставления медицинской помощи и
соответствующих им объемов финансового обеспечения доводится до Фонда,
федеральных медицинских организаций и федеральных органов исполнительной
власти, осуществляющих функции и полномочия их учредителей.
     8. Перераспределение объемов предоставления медицинской помощи и
соответствующих им объемов финансового обеспечения осуществляется
Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Фондом,
утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации по
согласованию с Заместителем Председателя Правительства Российской
Федерации, в обязанности которого входит координация деятельности
Министерства здравоохранения Российской Федерации, в случае:
     а) внесения в установленном порядке изменений в параметры программы
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи на очередной финансовый год и плановый период, влияющих на объемы
предоставления медицинской помощи;
     б) поступления в Фонд предложений федеральных медицинских
организаций о внесении изменений в распределение объемов предоставления
медицинской помощи и соответствующих им объемов финансового обеспечения;
     в) неисполнения федеральной медицинской организацией распределенных
ей объемов предоставления медицинской помощи и соответствующих им объемов
финансового обеспечения;
     г) принятия отдельных решений Правительства Российской Федерации в
целях дополнительного финансового обеспечения предоставления
застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной,
медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного
медицинского страхования, оказываемой федеральными медицинскими
организациями;
     д) утраты федеральной медицинской организацией права на
осуществление медицинской деятельности или ее ликвидации;
     е) реорганизации федеральных медицинских организаций способами,
влекущими прекращение деятельности;
     ж) расторжения договора, заключенного между федеральной медицинской
организацией и Фондом, на оказание и оплату медицинской помощи в рамках
базовой программы обязательного медицинского страхования.
     9. Предложения федеральных медицинских организаций о внесении
изменений в распределение объемов предоставления медицинской помощи и
соответствующих им объемов финансового обеспечения формируются с
указанием изменений соответствующих им объемов финансового обеспечения,
подписываются руководителем федеральной медицинской организации и
направляются в Фонд на рассмотрение ежеквартально, не позднее 15-го числа
месяца, следующего за месяцем окончания квартала.
     10. При формировании предложений о внесении изменений в
распределение объемов предоставления медицинской помощи и соответствующих
им объемов финансового обеспечения федеральная медицинская организация
проводит анализ фактического исполнения распределенных объемов
предоставления медицинской помощи и соответствующих им объемов
финансового обеспечения по видам, профилям оказываемой медицинской помощи
и условиям оказания медицинской помощи и при необходимости осуществляет
перераспределение объемов предоставления медицинской помощи и
соответствующих им объемов финансового обеспечения в пределах
распределенных объемов предоставления медицинской помощи и
соответствующих им объемов финансового обеспечения на текущий год между
видами, профилями оказываемой медицинской помощи или условиями оказания
медицинской помощи (за исключением перераспределения объемов
предоставления медицинской помощи с использованием ряда уникальных
методов лечения, применяемых при сердечно-сосудистой хирургии и
трансплантации органов, и соответствующих им объемов финансового
обеспечения).
     11. Предложения о внесении изменений в распределение объемов
предоставления медицинской помощи и соответствующих им объемов
финансового обеспечения для медицинской помощи с использованием ряда
уникальных методов лечения, применяемых при сердечно-сосудистой хирургии
и трансплантации органов, формируются отдельно.
     12. При рассмотрении Фондом поступивших от федеральных медицинских
организаций предложений о внесении изменений в распределение объемов
предоставления медицинской помощи и соответствующих им объемов
финансового обеспечения указанные предложения могут быть согласованы, не
согласованы либо частично согласованы с внесением Фондом изменений в них.
     13. При рассмотрении Фондом поступившего предложения от федеральной
медицинской организации о внесении изменений в распределение объемов
предоставления медицинской помощи и соответствующих им объемов
финансового обеспечения в сторону увеличения и фактическом исполнении
распределенных объемов предоставления медицинской помощи и
соответствующих им объемов финансового обеспечения менее 25 процентов за
I квартал текущего года, менее 50 процентов за первое полугодие текущего
года, менее 75 процентов за 9 месяцев текущего года им формируется
предложение для направления в Министерство здравоохранения Российской
Федерации об отказе в увеличении распределенных объемов предоставления
медицинской помощи и соответствующих им объемов финансового обеспечения.
     14. В срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем
окончания квартала, Фонд направляет в Министерство здравоохранения
Российской Федерации на утверждение предложения о внесении изменений в
распределение объемов предоставления медицинской помощи и соответствующих
им объемов финансового обеспечения.
     15. В случае внесения Фондом изменений в поступившие от федеральных
медицинских организаций предложения о внесении изменений в распределение
объемов предоставления медицинской помощи и соответствующих им объемов
финансового обеспечения приоритетным видом оказания медицинской помощи
является высокотехнологичная медицинская помощь.
     16. В срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления от
Фонда предложений о внесении изменений в распределение объемов
предоставления медицинской помощи и соответствующих им объемов
финансового обеспечения, Министерство здравоохранения Российской
Федерации направляет предложения о внесении изменений в распределение
объемов предоставления медицинской помощи и соответствующих им объемов
финансового обеспечения на согласование Заместителю Председателя
Правительства Российской Федерации, в обязанности которого входит
координация деятельности Министерства здравоохранения Российской
Федерации.
     17. Перераспределение объемов предоставления медицинской помощи и
соответствующих им объемов финансового обеспечения в случае реорганизации
федеральных медицинских организаций в форме слияния или присоединения
осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации
совместно с Фондом и утверждается Министерством здравоохранения
Российской Федерации.
     18. Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, в
обязанности которого входит координация деятельности Министерства
здравоохранения Российской Федерации, с учетом фактического исполнения в
течение года объемов предоставления медицинской помощи может быть принято
решение о перераспределении между федеральными медицинскими организациями
объемов предоставления медицинской помощи и соответствующих им объемов
финансового обеспечения.
     19. В случае принятия отдельных решений Правительства Российской
Федерации в целях дополнительного финансового обеспечения предоставления
застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной,
медицинской помощи, высокотехнологичной медицинской помощи с
использованием ряда уникальных методов лечения, применяемых при
сердечно-сосудистой хирургии и трансплантации органов, включенной в
базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой
федеральными медицинскими организациями, перераспределение объемов
предоставления медицинской помощи и соответствующих им объемов
финансового обеспечения между федеральными медицинскими организациями
осуществляется по решению Заместителя Председателя Правительства
Российской Федерации, в обязанности которого входит координация
деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации.
     20. Фонд ежемесячно, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным,
направляет в Правительство Российской Федерации, Министерство
здравоохранения Российской Федерации и федеральные органы исполнительной
власти сведения об объемах оказанной федеральными медицинскими
организациями специализированной, в том числе высокотехнологичной,
медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного
медицинского страхования, и о соответствующих им объемах финансового
обеспечения.
     21. Формирование и доведение до федеральных медицинских организаций
и федеральных органов исполнительной власти распределения,
перераспределения объемов предоставления медицинской помощи и
соответствующих им объемов финансового обеспечения, формирование,
направление и рассмотрение заявок федеральных медицинских организаций на
распределение объемов предоставления медицинской помощи, предложений
федеральных медицинских организаций о внесении изменений в распределение
объемов предоставления медицинской помощи осуществляются в электронной
форме в государственной информационной системе обязательного медицинского
страхования по формам, утверждаемым Фондом, с применением усиленной
квалифицированной электронной подписи уполномоченных должностных лиц
Министерства здравоохранения Российской Федерации, Фонда и федеральных
медицинских организаций.

Обзор документа

ОМС: объемы оказания специализированной медпомощи будут распределять между федеральными клиниками по новым правилам.
Обновлены правила распределения и перераспределения объемов оказания специализированной, в т. ч. высокотехнологичной, медпомощи, включенной в базовую программу ОМС, между федеральными медорганизациями.
В частности, конкретизированы условия получения дополнительных объемов в течение года. Клиника должна будет перераспределить имеющиеся объемы между другими профилями и только затем при необходимости подавать заявку. Ее удовлетворят, если фактическое исполнение объемов превысит 25% за первый квартал, 50% за полугодие либо 75% за девять месяцев.
К основаниям для перераспределения утвержденных объемов дополнительно отнесено расторжение договора на оказание и оплату медпомощи в рамках программы ОМС.
Прежние правила признаны утратившими силу.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Назад