Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"

Обзор документа

10 ноября 2022

gerb

Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"

     В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О
стратегическом планировании в Российской Федерации" постановляю:
     1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей.
     2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации                                  В. Путин

Москва, Кремль
9 ноября 2022 года
N 809
                                                               УТВЕРЖДЕНЫ
                                                        Указом Президента
                                                     Российской Федерации
                                                от 9 ноября 2022 г. N 809

                                 Основы
    государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
                российских духовно-нравственных ценностей

                           I. Общие положения

     1. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования
в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации,
определяющим систему целей, задач и инструментов реализации
стратегического национального приоритета "Защита традиционных российских
духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти" в части,
касающейся защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей
(далее также - традиционные ценности).
     2. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция
Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от
28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской
Федерации", Основы государственной политики в сфере стратегического
планирования в Российской Федерации.
     3. Настоящие Основы конкретизируют отдельные положения Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации, Доктрины информационной
безопасности Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму
в Российской Федерации до 2025 года, Стратегии государственной
национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Основ
государственной культурной политики, Стратегии развития информационного
общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, указов Президента
Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года".
     4. Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие
мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению,
лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого
культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство,
нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом
и культурном развитии многонационального народа России.
     5. К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая
семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России.
     6. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии,
являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного
наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных
ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в
становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию.
     7. Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как
основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет
России, обеспечивать единство нашей многонациональной и
многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и
развитие человеческого потенциала.
     8. Осмысление социальных, культурных, технологических процессов и
явлений с опорой на традиционные ценности и накопленный
культурно-исторический опыт позволяет народу России своевременно и
эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя общероссийскую
гражданскую идентичность.
     9. Государственная политика Российской Федерации по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее
- государственная политика по сохранению и укреплению традиционных
ценностей) представляет собой совокупность скоординированных мер,
осуществляемых Президентом Российской Федерации и иными органами
публичной власти при участии институтов гражданского общества для
противодействия социокультурным угрозам национальной безопасности
Российской Федерации в части, касающейся защиты традиционных ценностей.
     10. Государственная политика по сохранению и укреплению традиционных
ценностей реализуется в области образования и воспитания, работы с
молодежью, культуры, науки, межнациональных и межрелигиозных отношений,
средств массовой информации и массовых коммуникаций, международного
сотрудничества. В реализации такой государственной политики участвуют
федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами обороны,
безопасности государства, внутренних дел, общественной безопасности, и
иные органы публичной власти в пределах своих полномочий.

II. Оценка ситуации, основные угрозы и риски для традиционных ценностей,
                       сценарии развития ситуации

     11. Усилия, предпринимаемые Российской Федерацией для развития
духовного потенциала ее народа, способствуют повышению сплоченности
российского общества, осознанию гражданами необходимости сохранения и
укрепления традиционных ценностей в условиях глобального цивилизационного
и ценностного кризиса, ведущего к утрате человечеством традиционных
духовно-нравственных ориентиров и моральных принципов.
     12. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
ситуация в России и в мире оценивается как требующая принятия неотложных
мер по защите традиционных ценностей.
     13. Угрозу традиционным ценностям представляют деятельность
экстремистских и террористических организаций, отдельных средств массовой
информации и массовых коммуникаций, действия Соединенных Штатов Америки и
других недружественных иностранных государств, ряда транснациональных
корпораций и иностранных некоммерческих организаций, а также деятельность
некоторых организаций и лиц на территории России.
     14. Идеологическое и психологическое воздействие на граждан ведет к
насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского
общества системы идей и ценностей (далее - деструктивная идеология),
включая культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности,
отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, естественного
продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности,
созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и
культуру, разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды
нетрадиционных сексуальных отношений.
     15. Деструктивное идеологическое воздействие на граждан России
становится угрозой для демографической ситуации в стране.
     16. Деятельность публично-правовых образований, организаций и лиц,
способствующая распространению деструктивной идеологии, представляет
объективную угрозу национальным интересам Российской Федерации.
     17. Распространение деструктивной идеологии влечет за собой
следующие риски:
     а) создание условий для саморазрушения общества, ослабление
семейных, дружеских и иных социальных связей;
     б) усиление социокультурного расслоения общества, снижение роли
социального партнерства, обесценивание идей созидательного труда и
взаимопомощи;
     в) причинение вреда нравственному здоровью людей, навязывание
представлений, предполагающих отрицание человеческого достоинства и
ценности человеческой жизни;
     г) внедрение антиобщественных стереотипов поведения, распространение
аморального образа жизни, вседозволенности и насилия, рост употребления
алкоголя и наркотиков;
     д) формирование общества, пренебрегающего духовно-нравственными
ценностями;
     е) искажение исторической правды, разрушение исторической памяти;
     ж) отрицание российской самобытности, ослабление общероссийской
гражданской идентичности и единства многонационального народа России,
создание условий для межнациональных и межрелигиозных конфликтов;
     з) подрыв доверия к институтам государства, дискредитация идеи
служения Отечеству, формирование негативного отношения к воинской службе
и государственной службе в целом.
     18. В целях сохранения и укрепления традиционных ценностей,
пресечения распространения деструктивной идеологии реформы в области
образования и воспитания, культуры, науки, средств массовой информации и
массовых коммуникаций должны проводиться с учетом исторических традиций и
накопленного российским обществом опыта при условии проведения широкого
общественного обсуждения.
     19. Решение проблем в области сохранения и укрепления традиционных
ценностей должно осуществляться по следующим основным направлениям:
     а) корректировка документов стратегического планирования в целях
более эффективного решения задач по сохранению и укреплению традиционных
ценностей, определения ориентиров для выбора целей и наиболее эффективных
механизмов обеспечения национальных интересов в данной области;
     б) обеспечение межведомственной координации деятельности по защите
традиционных ценностей;
     в) совершенствование системы государственной поддержки проектов в
области культуры и образования с учетом целей государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных ценностей;
     г) развитие и совершенствование форм и методов противодействия
рискам, связанным с распространением деструктивной идеологии в
информационном пространстве;
     д) совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и
молодежи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных ценностей;
     е) повышение эффективности деятельности научных, образовательных,
просветительских организаций и организаций культуры по защите
исторической правды, сохранению исторической памяти, противодействию
фальсификации истории;
     ж) совершенствование деятельности правоохранительных органов по
профилактике и пресечению противоправных действий, направленных на
распространение деструктивной идеологии.
     20. В дальнейшем ситуация может развиваться по позитивному либо
негативному сценарию.
     21. Позитивный сценарий будет реализован при условии системного и
последовательного проведения государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных ценностей. Данный сценарий предполагает усиление
защищенности российского общества от угроз и рисков для традиционных
ценностей. Он ориентирован на формирование высоконравственной личности,
воспитанной в духе уважения к традиционным ценностям, обладающей
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите
Отечества. Позитивный сценарий предполагает постепенное преодоление
существующих проблем, поиск ответов на новые вызовы исходя из
традиционных ценностных ориентиров.
     22. Негативный сценарий может быть реализован в случае отсутствия
противодействия распространению деструктивной идеологии.

 III. Цели и задачи государственной политики по сохранению и укреплению
                         традиционных ценностей

     23. Целями государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных ценностей являются:
     а) сохранение и укрепление традиционных ценностей, обеспечение их
передачи от поколения к поколению;
     б) противодействие распространению деструктивной идеологии;
     в) формирование на международной арене образа Российского
государства как хранителя и защитника традиционных общечеловеческих
духовно-нравственных ценностей.
     24. Реализация стратегического национального приоритета "Защита
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и
исторической памяти" предполагает решение следующих задач государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей:
     а) укрепление гражданского единства, общероссийской гражданской
идентичности и российской самобытности, межнационального и
межрелигиозного согласия на основе объединяющей роли традиционных
ценностей;
     б) сохранение исторической памяти, противодействие попыткам
фальсификации истории, сбережение исторического опыта формирования
традиционных ценностей и их влияния на российскую историю, в том числе на
жизнь и творчество выдающихся деятелей России;
     в) сохранение, укрепление и продвижение традиционных семейных
ценностей (в том числе защита института брака как союза мужчины и
женщины), обеспечение преемственности поколений, забота о достойной жизни
старшего поколения, формирование представления о сбережении народа России
как об основном стратегическом национальном приоритете;
     г) реализация государственной информационной политики, направленной
на усиление роли традиционных ценностей в массовом сознании и
противодействие распространению деструктивной идеологии;
     д) воспитание в духе уважения к традиционным ценностям как ключевой
инструмент государственной политики в области образования и культуры,
необходимый для формирования гармонично развитой личности;
     е) поддержка общественных проектов и институтов гражданского
общества в области патриотического воспитания и сохранения
историко-культурного наследия народов России;
     ж) поддержка религиозных организаций традиционных конфессий,
обеспечение их участия в деятельности, направленной на сохранение
традиционных ценностей, противодействие деструктивным религиозным
течениям;
     з) формирование государственного заказа на проведение научных
исследований, создание информационных и методических материалов (в том
числе кинолетописи и других аудиовизуальных материалов), произведений
литературы и искусства, оказание услуг, направленных на сохранение и
популяризацию традиционных ценностей, а также обеспечение контроля
качества выполнения этого государственного заказа;
     и) обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,
предоставление доступа к ним в целях их популяризации как среды,
формирующей историческое самосознание, воспитывающей любовь и уважение к
Отечеству;
     к) поддержка проектов, направленных на продвижение традиционных
ценностей в информационной среде;
     л) защита и поддержка русского языка как языка
государствообразующего народа, обеспечение соблюдения норм современного
русского литературного языка (в том числе недопущение использования
нецензурной лексики), противодействие излишнему использованию иностранной
лексики;
     м) защита от внешнего деструктивного информационно-психологического
воздействия, пресечение деятельности, направленной на разрушение
традиционных ценностей в России;
     н) повышение роли России в мире за счет продвижения традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, основанных на исконных
общечеловеческих ценностях.

   IV. Инструменты реализации государственной политики по сохранению и
                    укреплению традиционных ценностей

     25. Правовыми инструментами реализации государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных ценностей являются:
     а) совершенствование нормативно-правовой базы на федеральном,
региональном и муниципальном уровнях;
     б) разработка органами публичной власти документов стратегического
планирования с учетом целей и задач государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных ценностей.
     26. Основными организационными инструментами реализации
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
ценностей являются:
     а) разработка органами публичной власти планов мероприятий по
реализации настоящих Основ;
     б) оценка проектов (в том числе информационных и иных материалов),
программ и мероприятий на предмет соответствия традиционным ценностям при
решении вопроса о целесообразности их государственной поддержки;
     в) мониторинг достижения целей государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных ценностей, в том числе выполнения
планов мероприятий по реализации настоящих Основ;
     г) осуществление органами публичной власти контроля за соответствием
финансируемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации мероприятий целям и задачам государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных ценностей;
     д) привлечение институтов гражданского общества, в том числе
религиозных организаций, к участию в реализации государственной политики
по сохранению и укреплению традиционных ценностей.
     27. Научно-аналитическими инструментами реализации государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей являются:
     а) проведение исследований по вопросам, связанным с реализацией
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
ценностей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая
оценку эффективности реализации соответствующих программ и проектов;
     б) разработка методических рекомендаций по реализации
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
ценностей.
     28. Информационным инструментом реализации государственной политики
по сохранению и укреплению традиционных ценностей является взаимодействие
органов публичной власти со средствами массовой информации и массовых
коммуникаций в целях популяризации и продвижения традиционных ценностей.
     29. Мониторинг достижения целей государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных ценностей требует разработки
соответствующей системы показателей, основанных на следующих данных:
     а) официальная статистическая информация;
     б) итоги социологических исследований;
     в) результаты мониторинга проблемных ситуаций, связанных с
сохранением и укреплением традиционных ценностей (по субъектам Российской
Федерации и сферам ответственности органов публичной власти).
     30. Финансовое обеспечение мероприятий по реализации государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей осуществляется
за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также
за счет иных источников финансирования в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации. При этом подготовка проектов
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должна осуществляться с
учетом целей и задач этой государственной политики.

V. Ожидаемые результаты реализации государственной политики по сохранению
                   и укреплению традиционных ценностей

     31. Реализация государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных ценностей будет способствовать сбережению и приумножению
народа России, сохранению общероссийской гражданской идентичности,
развитию человеческого потенциала, поддержанию гражданского мира и
согласия в стране, укреплению законности и правопорядка, формированию
безопасного информационного пространства, защите российского общества от
распространения деструктивной идеологии, достижению национальных целей
развития, повышению конкурентоспособности и международного престижа
Российской Федерации.
     32. По результатам оценки эффективности реализации государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей положения
настоящих Основ при необходимости подлежат корректировке не реже одного
раза в шесть лет.

Обзор документа

Президент утвердил Основы госполитики по сохранению и укреплению духовно-нравственных ценностей.
Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности России, определяющим цели, задачи, а также инструменты по защите государством духовно-нравственных ценностей.
К традиционным ценностям относятся, в частности, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, служение Отечеству, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Угрозу таким ценностям представляют в т. ч. деятельность экстремистских и террористических организаций, действия США и других недружественных иностранных государств. Также среди угроз отмечено деструктивное идеологическое воздействие на граждан России, которое угрожает демографической ситуации в стране.
Государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей реализуется в области образования и воспитания, работы с молодежью, культуры, науки, межнациональных и межрелигиозных отношений, средств массовой информации и коммуникаций, международного сотрудничества. Ее целями являются в т. ч. передача традиционных ценностей от поколения к поколению, формирование образа России как хранителя и защитника традиционных ценностей.
При необходимости Основы будут корректироваться каждые шесть лет.
Указ вступает в силу со дня подписания.
Назад