Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2022 г. N 1967 "Об утверждении требований к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, изготовленных и допущенных к эксплуатации до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, регулирующих вопросы безопасности самоходных машин и других видов техники"

Обзор документа

7 ноября 2022

gerb

Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2022 г. N 1967 "Об утверждении требований к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, изготовленных и допущенных к эксплуатации до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, регулирующих вопросы безопасности самоходных машин и других видов техники"

     В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О
самоходных машинах и других видах техники" Правительство Российской
Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемые требования к техническому состоянию и
эксплуатации самоходных машин и других видов техники, изготовленных и
допущенных к эксплуатации до вступления в силу технических регламентов
Таможенного союза, регулирующих вопросы безопасности самоходных машин и
других видов техники.
     2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской
Федерации от 19 сентября 2020 г. N 1503 "Об утверждении требований к
техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов
техники" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 40,
ст. 6252), за исключением пункта 2.
     3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2023 г.
     Пункт 1 настоящего постановления действует до 1 сентября 2027 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации                                         М. Мишустин

                                                               УТВЕРЖДЕНЫ
                                             постановлением Правительства
                                                     Российской Федерации
                                               от 2 ноября 2022 г. N 1967

  Требования к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и
   других видов техники, изготовленных и допущенных к эксплуатации до
вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, регулирующих
      вопросы безопасности самоходных машин и других видов техники

                           I. Общие положения

     1. Требования к техническому состоянию и эксплуатации самоходных
машин и других видов техники, изложенные в разделах II и III настоящих
требований, применяются в отношении самоходных машин и других видов
техники, изготовленных и допущенных к эксплуатации до вступления в силу
технических регламентов Таможенного союза, регулирующих вопросы
безопасности самоходных машин и других видов техники.
     2. Понятия, используемые в настоящих требованиях, означают и
применяются в значениях, определенных Федеральным законом "О самоходных
машинах и других видах техники".

II. Требования, предъявляемые к техническому состоянию самоходных машин и
                          других видов техники

     3. Тормозная система:
     а) тормозные системы должны соответствовать показателям
эффективности торможения и устойчивости транспортного средства при
торможении:
     для тракторов и машин самоходных сельскохозяйственных - согласно
пункту 3.17 ГОСТ 12.2.019-2015 "Межгосударственный стандарт. Система
стандартов безопасности труда. Тракторы и машины самоходные
сельскохозяйственные. Общие требования безопасности" (далее ГОСТ
12.2.019-2015);
     для прицепов и полуприцепов тракторных - согласно пунктам 5.5 - 5.8
ГОСТ 10000-2017 "Межгосударственный стандарт. Прицепы и полуприцепы
тракторные. Общие технические требования" (далее - ГОСТ 10000-2017);
     для самоходных дорожно-строительных машин - согласно пунктам 4.1 -
4.6 ГОСТ Р ИСО 3450-99 "Государственный стандарт Российской Федерации.
Машины землеройные. Тормозные системы колесных машин. Требования к
эффективности и методы испытаний";
     для снегоходов - согласно пункту 4.1 ГОСТ 34066-2017
"Межгосударственный стандарт. Снегоходы. Технические требования и методы
испытаний" (далее - ГОСТ 34066-2017);
     для снегоболотоходов - согласно пункту 4.1 ГОСТ 34065-2017
"Межгосударственный стандарт. Снегоболотоходы. Технические требования и
методы испытаний" (далее - ГОСТ 34065-2017);
     для тракторов малогабаритных - согласно пункту 4.20 ГОСТ
12.2.140-2004 "Межгосударственный стандарт. Тракторы малогабаритные.
Общие требования безопасности";
     для квадрициклов - согласно пункту 4.3 ГОСТ Р 51815-2001
"Государственный стандарт Российской Федерации. Квадрициклы. Общие
технические требования" (далее - ГОСТ Р 51815-2001);
     для мотовездеходов - согласно пунктам 4.1 - 4.2 ГОСТ Р 52008-2003
"Государственный стандарт Российской Федерации. Средства мототранспортные
четырехколесные внедорожные. Общие технические требования" (далее - ГОСТ
Р 52008-2003);
     для погрузчиков, штабелеров - согласно пунктам 3.2 и 4.1 ГОСТ Р
51348-99 (ИСО 6292-96) "Государственный стандарт Российской Федерации.
Транспорт напольный безрельсовый. Системы тормозные. Технические
требования";
     б) рабочая тормозная система тракторных поездов с пневматическим
тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения
должна быть в активном состоянии;
     в) неисправность устройства фиксации органа управления стояночной
тормозной системы не допускается;
     г) подтекание тормозной жидкости и (или) нарушение герметичности
трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе не
допускается;
     д) коррозия, грозящая потерей герметичности или разрушением
тормозных трубопроводов, не допускается;
     е) механическое повреждение тормозных трубопроводов не допускается;
     ж) наличие деталей с трещинами или остаточной деформацией в
тормозном приводе не допускается;
     з) средства сигнализации и контроля тормозных систем, манометры
пневматического и пневмогидравлического тормозного привода и устройство
фиксации органа управления стояночной тормозной системы должны быть в
работоспособном состоянии;
     и) набухание тормозных шлангов под давлением и (или) наличие трещин
на них и видимых мест перетирания не допускаются;
     к) не допускаются перегиб пневматической трубки (шланга), влекущий
за собой уменьшение полезной площади пропускного сечения, а также
установка трубки (шланга) с полезной площадью пропускного сечения иного,
чем определено изготовителем;
     л) неисправность (низкая производительность) компрессора тормозной
системы, приводящая к низкому давлению в системе тормозов, не
допускается;
     м) подключение в пневматический контур рабочей или стояночной
тормозной системы с целью отбора сжатого воздуха не допускается;
     н) неработоспособность рабочей тормозной системы не допускается;
     о) утечка гидравлической жидкости из соединений и элементов
гидравлической системы не допускается;
     п) расположение и длина соединительных шлангов пневматического
тормозного привода тракторных поездов должны исключать их повреждение при
взаимном перемещении трактора и прицепа (полуприцепа);
     р) свободный ход тормозных педалей не должен превышать значения,
установленные изготовителем;
     с) различная величина свободного хода тормозных педалей не
допускается;
     т) утечка сжатого воздуха из соединений и элементов тормозной
системы, в том числе стояночной, не допускается.
     4. Рулевое управление:
     а) изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным
во всем диапазоне угла его поворота. Неработоспособность усилителя
рулевого управления (при его наличии) не допускается;
     б) самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого
управления от нейтрального положения при работающем двигателе не
допускается;
     в) суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать
предельные значения, установленные изготовителем в эксплуатационной
документации, или в случае отсутствия значений, установленных
изготовителем, - следующие предельные значения:
     для тракторов, включая малогабаритные, и машин самоходных
сельскохозяйственных - не более 25 градусов;
     для снегоходов и снегоболотоходов - не более 15 градусов;
     г) повреждение и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и
картера рулевого механизма, а также повышение подвижности деталей
рулевого привода относительно друг друга или кузова (рамы), не
предусмотренное изготовителем (в эксплуатационной документации), не
допускаются;
     д) резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы
способом, предусмотренным изготовителем;
     е) люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг
не допускается;
     ж) устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым
положением рулевого колеса должно быть в работоспособном состоянии;
     з) применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со
следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами не
допускается;
     и) максимальный угол поворота рулевого колеса (руля) должен
ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией
самоходной машины;
     к) свободный ход рукояток рычагов управления муфтами поворота не
должен отклоняться от значений, установленных изготовителем;
     л) для гусеничных и колесных машин с бортовым поворотом должен
обеспечиваться полный разрыв потока мощности в сторону поворота при
полном перемещении рычага управления на себя.
     5. Устройства освещения и световой сигнализации:
     а) применение устройств освещения и световой сигнализации
определяется:
     для сельскохозяйственных и лесных тракторов - согласно пунктам 5.1 -
5.6 ГОСТ 12.2.019-2015;
     для снегоходов - согласно пунктам 4.5.1 - 4.5.5 ГОСТ 34066-2017;
     для снегоболотоходов - согласно пунктам 4.5.1 - 4.5.5 ГОСТ
34065-2017. При этом допускается отсутствие фонаря заднего хода, если его
установка не предусмотрена изготовителем;
     для прицепов и полуприцепов тракторных - согласно пункту 4.1.12 ГОСТ
10000-2017;
     для квадрициклов - согласно пунктам 4.1 и 4.2 ГОСТ Р 51815-2001;
     для мотовездеходов - согласно пунктам 4.16 и 4.16.1 ГОСТ Р
52008-2003;
     б) использование спереди самоходной машины световых приборов с
огнями красного цвета или световозвращателей красного цвета, а сзади -
белого цвета, кроме фонарей заднего хода и освещения регистрационного
знака, не допускается;
     в) на самоходных машинах, выполняющих работы по строительству,
ремонту или содержанию дорог, а также на самоходных машинах,
передвигающихся по дорогам общего пользования со скоростью 20 километров
в час и более и имеющих ширину более 2,55 метра, должны устанавливаться
специальные световые сигналы (проблесковые маячки) желтого или оранжевого
цвета. Количество и расположение проблесковых маячков должны обеспечивать
их видимость на 360 градусов в горизонтальной плоскости, проходящей через
центр источника излучения света;
     г) сигналы торможения (основные и дополнительные) должны включаться
при воздействии на органы управления рабочей и аварийной тормозных систем
и работать в постоянном режиме.
     6. Обзорность, остекление, стеклоочистители и зеркала заднего вида:
     а) самоходные машины, имеющие кабину, должны оснащаться не менее чем
одним стеклоочистителем на ветровом стекле;
     б) применение стеклоочистителей и стеклоомывателей для
сельскохозяйственных и лесных тракторов, самоходных сельскохозяйственных
машин должно соответствовать пунктам 4.1 и 4.2 ГОСТ 12.2.120-2015
"Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда.
Кабины и рабочие места операторов тракторов и самоходных
сельскохозяйственных машин. Общие требования безопасности";
     в) стеклоомыватель должен обеспечивать подачу жидкости в зону
очистки стекла;
     г) тракторы, самоходные дорожно-строительные, коммунальные,
сельскохозяйственные машины, а также внедорожные автотранспортные
средства должны укомплектовываться не менее чем одним (слева) зеркалом
заднего вида;
     д) в случае оснащения снегохода зеркалами заднего вида их
конструкция и установка должны отвечать требованиям, установленным
пунктом 4.10.11 ГОСТ 34066-2017;
     е) снегоболотоходы должны быть оборудованы устройствами непрямого
обзора (2 боковых зеркала и одно центральное зеркало заднего вида или
заменяющие их устройства). Их конструкция и установка должны отвечать
требованиям, установленным пунктом 4.11.5 ГОСТ 34065-2017;
     ж) не допускается эксплуатация самоходных машин при отсутствии либо
повреждении (трещинах) зеркал, предусмотренных конструкцией самоходной
машины;
     з) наличие трещин на ветровых стеклах в зоне очистки
стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не
допускается;
     и) светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя
спереди, должно быть не менее 70 процентов для ветровых стекол и для
стекол, не являющихся ветровыми, но обеспечивающих обзор водителя спереди
и сзади;
     к) при условии установки на самоходную машину 2 внешних зеркал
заднего вида светопропускание стекол, обеспечивающих обзор водителя
сзади, не нормируется.
     7. Шины и колеса:
     а) шины не должны иметь внешние повреждения (пробоины, порезы,
разрывы), обнажающие корд, расслоение каркаса, отслоение протектора и
боковины;
     б) запрещается эксплуатация колесной техники с шинами, остаточная
высота почвозацепов (рисунка протектора) которых менее:
     10 миллиметров - для ведущих колес тракторов тягового класса 3 тонны
и выше;
     10 миллиметров - для управляемых колес тракторов тягового класса
3 тонны и выше;
     5 миллиметров - для ведущих колес тракторов тягового класса до
2 тонн включительно;
     2 миллиметров - для управляемых колес тракторов тягового класса до
2 тонн включительно;
     1 миллиметра для колес прицепов;
     в) отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и
ободьев колес не допускается;
     г) наличие трещин на дисках и ободьях колес, а также следов
устранения их сваркой не допускается;
     д) видимое нарушение формы и (или) размеров крепежных отверстий в
дисках колес не допускается;
     е) шины по размеру или допустимой нагрузке должны соответствовать
модели самоходной машины, прицепа (полуприцепа) к самоходной машине;
     ж) установка на одной оси шин различных размеров, конструкций,
моделей или с разными рисунками протектора не допускается;
     з) давление в шинах не должно превышать значение, указанное в
маркировке шин. Разность давлений в левых и правых шинах должна быть не
более 0,01 мегапаскаля (0,1 килограмма-силы на квадратный сантиметр);
     и) не подлежат дальнейшей эксплуатации шины:
     с предельным износом протектора, установленным изготовителем;
     с вытянутыми (деформированными) бортами с изломом или разрушением
металлического кольца борта;
     с расслоением в каркасе, отслоением протектора, кольцевым
разрушением или изломом слоев каркаса;
     подвергшиеся длительному воздействию нефтепродуктов (масла, бензина,
керосина, нефти) или других веществ, вызывающих набухание резины;
     со сквозным повреждением диаметром свыше 10 миллиметров;
     к) не подлежат дальнейшей эксплуатации колеса, имеющие:
     деформации, трещины, заусенцы и ржавчину деталей обода,
контактирующих с шиной;
     трещины сварных швов в конусах основания обода и в местах соединения
посадочных колец и диска с конусами основания обода;
     погнутости дисков.
     8. Гусеничные цепи.
     Запрещается эксплуатация самоходных машин на гусеничном ходу:
     с превышением значений провисания гусеничных цепей, предусмотренных
изготовителем, а если такое значение отсутствует - провисание не должно
превышать 65 миллиметров;
     с различающимся числом звеньев в левой и правой гусеничных цепях;
     с наличием трещин и изломов в звеньях гусеничной цепи;
     с превышением значения разности провисания левой и правой гусеничных
цепей, предусмотренной изготовителем, а если такое значение отсутствует -
разность провисания не должна превышать 5 миллиметров.
     9. Топливная система:
     а) подтекание и каплепадение топлива в системе питания бензиновых и
дизельных двигателей не допускаются;
     б) запорные устройства топливных баков и устройства перекрытия
топлива должны быть в работоспособном состоянии;
     в) система питания самоходных машин, предназначенная для работы на
компримированном природном газе, сжиженном природном газе и сжиженном
углеводородном газе, должна быть герметична;
     г) на наружную поверхность газовых баллонов самоходных машин,
оснащенных такой системой питания, должны наноситься их паспортные
данные, в том числе дата действующего и последующего освидетельствований;
     д) использование газовых баллонов с истекшим сроком их
периодического освидетельствования не допускается.
     10. Выпускная система:
     а) содержание вредных веществ в отработавших газах самоходных машин
с бензиновыми двигателями и дизельными двигателями должно соответствовать
требованиям, предусмотренным изготовителем;
     б) содержание окиси углерода в отработавших газах при минимальной
устойчивой частоте вращения коленчатого вала двигателя снегоходов,
четырехколесных внедорожных мототранспортных средств и снегоболотоходов
не должно превышать 4,5 процента (в объемных долях);
     в) выпускные системы двигателей должны быть исправными и
комплектными, а также обеспечивать гашение искр в отработавших газах. В
местах соединения прорыв газов и искр не допускается.
     11. Спутниковые системы.
     С 1 января 2025 г. запрещается эксплуатация лесопожарной и
лесозаготовительной техники при отсутствии или неисправности технических
средств контроля, обеспечивающих возможность получения формируемой в
некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной
навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации,
позволяющей установить траекторию движения указанной техники.
     12. Прочие устройства:
     а) замки дверей кабины, механизмы регулировки и фиксирующие
устройства сидений водителя, устройство обогрева и обдува ветрового
стекла, предусмотренные конструкцией, должны быть в работоспособном
состоянии;
     б) запоры бортов грузовой платформы прицепов и полуприцепов должны
быть в работоспособном состоянии;
     в) аварийные выходы и устройства приведения их в действие, приборы
внутреннего освещения кабины должны быть в работоспособном состоянии;
     г) предусмотренные конструкцией самоходных машин звуковые сигналы
должны быть исправными:
     звуковой сигнал при приведении в действие органа его управления
должен издавать непрерывный и монотонный звук;
     уровень звука сигнала должен быть в пределах 90 - 112 децибел при
заглушённом двигателе;
     д) на прицепах и полуприцепах должны устанавливаться задние защитные
устройства, предусмотренные конструкцией;
     е) тракторные прицепы и полуприцепы должны оборудоваться
работоспособными предохранительными приспособлениями (цепями, тросами);
     ж) длина предохранительных цепей (тросов) должна предотвращать
контакт сцепной петли дышла с дорожной поверхностью и при этом
обеспечивать управление прицепом в случае обрыва (поломки)
тягово-сцепного устройства;
     з) прицепы (за исключением одноосных и роспусков) должны
оборудоваться устройством, поддерживающим сцепную петлю дышла в
положении, облегчающем сцепку и расцепку с тяговой машиной;
     и) деформация сцепной петли или дышла прицепа, нарушающая их
положение относительно продольной центральной плоскости симметрии
прицепа, разрывы, трещины и другие видимые повреждения сцепной петли или
дышла прицепа не допускаются;
     к) самоходные машины должны оснащаться ремнями безопасности,
предусмотренными конструкцией. Ремни безопасности не должны иметь
следующие дефекты:
     надрыв на лямке, видимый невооруженным глазом;
     замок не фиксирует "язык" лямки или не выбрасывает его после нажатия
на кнопку замыкающего устройства;
     лямка не вытягивается или не втягивается во втягивающее устройство
(катушку);
     при резком вытягивании лямки ремня не обеспечивается прекращение
(блокирование) ее вытягивания из втягивающего устройства (катушки);
     л) тракторы, самоходные дорожно-строительные, самоходные
сельскохозяйственные машины (за исключением гусеничных), прицепы и
полуприцепы должны укомплектовываться не менее чем 2 противооткатными
упорами или деревянными брусками шириной свыше 30 процентов радиуса
колеса, выполняющими функцию противооткатных упоров;
     м) самоходные машины должны оснащаться:
     не менее чем 1 порошковым или хладоновым огнетушителем емкостью не
менее 2 литров (при оснащении тракторов, самоходных дорожно-строительных,
коммунальных машин, а также внедорожных автотранспортных средств);
     не менее чем 2 порошковыми или хладоновыми огнетушителями емкостью
не менее 2 литров (при оснащении самоходных сельскохозяйственных
комбайнов);
     огнетушитель должен быть опломбирован и на нем должен быть указан
срок окончания использования, который не должен быть завершен;
     на самоходных машинах должны быть предусмотрены места для надежного
крепления переносных огнетушителей и противооткатных упоров;
     н) аккумуляторные батареи, сиденья, а также огнетушители и
медицинская аптечка на тракторах, самоходных дорожно-строительных машинах
должны надежно закрепляться в местах, предусмотренных конструкцией;
     о) колесные тракторы должны оборудоваться надколесными крыльями.
Ширина этих устройств должна быть не менее ширины применяемых шин;
     п) отсутствие предусмотренных конструкцией самоходных машин
грязезащитных фартуков и брызговиков не допускается;
     р) фиксаторы транспортного положения опор полуприцепов,
предназначенные для предотвращения их самопроизвольного опускания при
движении, должны быть в работоспособном состоянии;
     с) конструкция механизма подъема платформы самосвальных прицепов и
полуприцепов должна обеспечивать невозможность превышения предельных
значений угла подъема, установленных в конструкторской документации на
конкретные модели, а также исключать их самопроизвольное опускание;
     т) подтекание масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки
передач, бортовых редукторов, мостов, сцепления, аккумуляторной батареи,
систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно
устанавливаемых гидравлических устройств не допускается;
     у) предусмотренное конструкцией самоходной машины устройство,
исключающее возможность запуска двигателя при включенной передаче, должно
быть в работоспособном состоянии;
     ф) движущиеся (вращающиеся) части самоходных машин (включая
карданные, цепные, ременные, зубчатые передачи) должны быть огорожены
защитными кожухами;
     х) ослабление крепления кабины, двигателя, компрессора, пускового
двигателя, облицовки, рабочих органов, других элементов конструкции не
допускается ниже значений, установленных изготовителем;
     ц) рычаги управления рабочими органами самоходных машин и орудия в
заданных положениях должны обеспечиваться надежной фиксацией;
     ч) замена аккумуляторных батарей, применяемых для запуска двигателя
самоходной машины, а также аккумуляторных батарей самоходных машин с
электроприводом на батареи, напряжение, масса или размеры которых
отличаются от предусмотренных изготовителем, не допускается;
     ш) предусмотренные конструкцией устройства, предотвращающие
самопроизвольный запуск рабочих органов самоходных машин, должны быть в
работоспособном состоянии;
     щ) предохранительные муфты привода рабочих органов самоходных машин
должны быть исправны и отрегулированы;
     ы) предусмотренные конструкцией устройства для экстренного
отключения рабочих органов и остановки двигателя должны быть в
работоспособном состоянии;
     э) предусмотренные конструкцией устройства для снятия статического
электрического заряда должны быть в работоспособном состоянии;
     ю) дисбаланс вращающихся частей самоходных машин, превышающий
значения, установленные конструкторской документацией, не допускается.

 III. Требования, предъявляемые к эксплуатации самоходных машин и других
                              видов техники

     13. Самоходные машины, предназначенные для приема практического
экзамена на право управления самоходными машинами и используемые в
процессе обучения, должны быть оборудованы опознавательным знаком
"Учебное транспортное средство".
     14. Самоходные машины должны оборудоваться знаком аварийной
остановки.
     15. Государственные регистрационные и опознавательные знаки:
     а) на самоходных машинах и прицепах сзади должен устанавливаться
государственный регистрационный знак. На снегоходах допускается боковая
установка государственного регистрационного знака на левой стороне в
задней части с соблюдением требований ГОСТ 34066-2017;
     б) государственный регистрационный знак должен устанавливаться на
плоской вертикальной поверхности, при этом должно исключаться
загораживание государственного регистрационного знака элементами
конструкции, а государственный регистрационный знак не должен закрывать
внешние световые и светосигнальные приборы и выступать за боковой габарит
самоходной машины;
     в) государственный регистрационный знак должен устанавливаться по
оси симметрии самоходной машины или слева от нее по направлению движения
самоходной машины;
     г) на колесных тракторах тягового класса 1,4 тонны и выше,
работающих с прицепами, должен устанавливаться опознавательный знак
"Автопоезд";
     д) на самоходных машинах, прицепах и полуприцепах сзади слева должен
быть опознавательный знак "Ограничение максимальной скорости";
     е) на самоходных машинах, прицепах и полуприцепах, имеющих
максимальную конструктивную скорость не более 30 километров в час, должен
устанавливаться опознавательный знак "Тихоходное транспортное средство";
     ж) на самоходных машинах должны быть установлены следующие
опознавательные знаки:
     "Автопоезд" - в виде 3 фонарей оранжевого цвета, расположенных
горизонтально на крыше кабины с промежутками между ними от 150 до 300
миллиметров, - на колесных тракторах (тягового класса 1,4 тонны и выше) с
прицепами;
     "Учебное транспортное средство" - в виде равностороннего
треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в
который вписана буква "У" черного цвета (сторона не менее 200
миллиметров, ширина каймы - 1/10 стороны), - спереди или сзади самоходных
машин, предназначенных для приема практического экзамена на право
управления самоходными машинами и используемых в процессе обучения
(допускается установка двустороннего знака на крыше самоходной машины);
     "Тихоходное транспортное средство" - в виде равностороннего
треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со
световозвращающей каймой желтого или красного цвета (длина стороны
треугольника от 350 до 365 миллиметров, ширина каймы от 45 до 48
миллиметров) - сзади самоходных машин, на прицепах и полуприцепах,
имеющих максимальную конструктивную скорость не более 30 километров в
час.
     16. В каждом хозяйствующем субъекте должно быть назначено
ответственное за техническое состояние и безопасную эксплуатацию
самоходных машин должностное лицо.
     17. В целях соблюдения настоящих требований юридические лица и
индивидуальные предприниматели разрабатывают инструкции по соблюдению
настоящих требований и требований технической документации.
     18. Запрещается эксплуатация самоходных машин:
     а) если их техническое состояние и оборудование не отвечают
требованиям, предъявляемым к техническому состоянию самоходных машин и
прицепов к ним;
     б) не зарегистрированных в установленном порядке;
     в) не прошедших в установленном порядке технический осмотр;
     г) лицами, не имеющими при себе документа, подтверждающего наличие у
них права на управление самоходными машинами;
     д) водителями, не имеющими при себе регистрационного документа на
самоходную машину;
     е) владельцы которых не застраховали свою гражданскую
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     ж) с открытыми не закрепленными дверями и выбитыми стеклами кабины;
     з) не укомплектованных не менее чем одним (слева) зеркалом заднего
вида;
     и) не укомплектованных не менее чем 2 противооткатными упорами;
     к) не оснащенных не менее чем 1 порошковым или хладоновым
огнетушителем емкостью не менее 2 литров (при оснащении тракторов,
самоходных дорожно-строительных, коммунальных, а также внедорожных
автотранспортных средств);
     л) не оснащенных не менее чем 2 порошковыми или хладоновыми
огнетушителями емкостью не менее 2 литров (при оснащении самоходных
сельскохозяйственных комбайнов);
     м) не укомплектованных медицинской аптечкой;
     н) при отсутствии грязезащитных фартуков и брызговиков;
     о) со светопропусканием стекол, обеспечивающих видимость для
водителя спереди менее 70 процентов для ветровых стекол и для стекол, не
являющихся ветровыми, но обеспечивающих обзор водителя спереди и сзади.
     19. Радиаторы двигателей, валы битеров, соломонабивателей,
транспортеров и подборщиков, шнеки и другие узлы и детали самоходных
сельскохозяйственных машин должны своевременно очищаться от пыли, соломы,
зерна и намоток технологического продукта.
     20. Во время работы в поле или движения по дорогам самоходных
сельскохозяйственных комбайнов запрещается нахождение помощника
комбайнера или иных работников на комбайне.
     21. Перед началом движения и работы самоходных машин машинист должен
убедиться в отсутствии людей в местах (зонах), запрещенных изготовителем,
а также посторонних предметов в (на) рабочих органах самоходной машины.
     22. Очистка, регулировка и устранение неисправностей самоходных
машин должны производиться при остановленных рабочих органах и
выключенном двигателе самоходной машины.
     23. Для трамбовки силосной (сенажной) массы на курганах и буртах
должны использоваться гусеничные тракторы общего назначения не ниже 3
класса тяги или колесные сельскохозяйственные тракторы не ниже 4 класса
тяги, оснащенные устройством защиты при опрокидывании.
     24. Уборочные машины должны иметь специальные устройства, тележку
или другие средства, обеспечивающие транспортирование жатки в
соответствии с требованиями пункта 7.4 ГОСТ 12.2.019-2015. При этом
перевод жатки в транспортное или рабочее положение персоналом, работающим
на указанной машине, должен обеспечиваться без применения самоходных
грузоподъемных механизмов.
     25. Запрещается эксплуатация самоходных машин и прицепов к ним,
отремонтированных с использованием бывших в употреблении запасных частей
и номерных компонентов в виде двигателя, кузова, рамы, коробки передач,
основного ведущего моста (мостов) и не прошедших технический осмотр.
     26. Устройство самосвального прицепа должно исключать опрокидывание
платформы в процессе движения и иметь стопорные элементы.
     27. Запрещается выполнять работы, не соответствующие назначению
самоходной машины.
     28. Запрещается покидать кабину самоходной машины во время работы и
при движении.

Обзор документа

С марта 2023 г. будут действовать новые требования к эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
Правительство РФ обновило требования к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники. Они будут применяться в отношении техники, изготовленной и допущенной к эксплуатации до вступления в силу техрегламентов Таможенного союза, регулирующих вопросы безопасности самоходных машин и других видов техники.
Уточнены требования к тормозным, выпускным и иным системам. С 2025 г. будет запрещена эксплуатация лесопожарной и лесозаготовительной техники при отсутствии или неисправности техсредств контроля, обеспечивающих возможность получения через ГЛОНАСС информации, позволяющей установить траекторию движения техники.
Прежние требования утратят силу, за исключением положений о том, что понимается под самоходными машинами.
Постановление вступает в силу с 1 марта 2023 г. Новые правила будут действовать до 1 сентября 2027 г.
Назад