Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Информационное письмо Федеральной антимонопольной службы и Банка России от 13 сентября 2022 г. NN АК/85107/22, ИН-02-52/113 "О раскрытии информации по некоторым бонусным программам"

Обзор документа

14 сентября 2022

gerb

Информационное письмо Федеральной антимонопольной службы и Банка России от 13 сентября 2022 г. NN АК/85107/22, ИН-02-52/113 "О раскрытии информации по некоторым бонусным программам"

     В целях содействия формированию благоприятной конкурентной среды на
рынке банковских услуг, соблюдения прав и законных интересов физических
лиц-клиентов кредитных организаций (далее - потребители) ФАС России и
Банк России рекомендуют кредитным организациям учитывать следующее.
     В настоящее время распространенной является практика кредитных
организаций по привлечению клиентов такими условиями по использованию
банковских карт, как возможность получения "кешбэка", то есть возврата
части стоимости покупки (денежными средствами или бонусами: баллы, мили и
т.д.), начисляемой при выполнении клиентом определенных условий.
     Данная практика может быть определена недобросовестной, когда
кредитные организации при продвижении своих продуктов1 акцентируют
внимание потенциальных клиентов на определенных свойствах, вызывающих
повышенный интерес потребителя реализуемого продукта (прежде всего
размере "кешбэка"), однако надлежащим образом не доводят до сведения
потребителей информацию о наличии дополнительных условий и/или
ограничений, непосредственно влияющих на его размер, о необходимости
ознакомления с документами, закрепляющими указанные условия, а также не
предоставляют / затрудняют возможность потребителя ознакомиться с этими
документами.
     Среди основных условий и/или ограничений по начислению "кешбэка",
которые, исходя из практики отдельных кредитных организаций, не доводятся
до потребителя в доступном для него формате, можно выделить:
     - максимальный размер подлежащего начислению "кешбэка" за
определенный период;
     - максимальная и минимальная сумма покупки, с которой будет начислен
"кешбэк";
     - перечень МСС-кодов, участвующих в расчете "кешбэка";
     - ограничение на начисление "кешбэка" при использовании банковской
карты преимущественно/исключительно для оплаты отдельных категорий
товаров/услуг;
     - ограничение повышенного "кешбэка" по отдельным категориям без
предупреждения потребителя об этих категориях.
     Совершение кредитными организациями действий, вводящих в заблуждение
потребителей, может приводить к возникновению у таких кредитных
организаций необоснованных преимуществ перед конкурентами и нарушению
общественных отношений в сфере конкуренции.
     ФАС России и Банк России рекомендуют обеспечивать доступ
потенциальным клиентам к информации и документам, раскрывающим и
закрепляющим полные условия и правила обслуживания банковских карт,
предусматривающих возможность получения "кешбэка", без совершения ряда
дополнительных действий в виде перехода по ссылкам, использования
сенсорных манипуляций и прочего.
     Раскрывать подобную информацию на сайтах кредитных организаций на
страницах реализуемых продуктов, предусматривающих возможность получения
"кешбэка", в документах, выдаваемых потребителям при оформлении
банковских карт, а также в иных информационных материалах, используемых
кредитными организациями при взаимодействии с потребителями рекомендуется
таким образом, чтобы привлекательные для потребителя условия и возможные
ограничения для их использования размещались в одном месте и в
сопоставимом формате, не вызывая у потребителя искаженного восприятия /
ожиданий.
     Отмечаем, что совершение кредитными организациями действий, вводящих
в заблуждение потребителей, может рассматриваться как нарушение положений
Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и
Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".2
     Подобные действия пресекаются антимонопольными органами в рамках
имеющихся полномочий, в частности, путем выдачи предупреждений,
возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного
законодательства на основании поступивших обращений или иной имеющейся
информации.
     Настоящее информационное письмо подлежит опубликованию на
официальных сайтах ФАС России и Банка России в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

От ФАС России
Заместитель руководителя
ФАС России                                                А.Б. Кашеваров

От Банка России
Первый заместитель
Председателя Банка России                                  В.В. Чистюхин
------------------------------
     1 Как при описании условий на соответствующих страницах сайтов, так
и в рекламных материалах.
     2 Например, нарушение статьи 14.2 Федерального закона "О защите
конкуренции", части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

Обзор документа

Условия кешбэка банки должны раскрывать полностью: не только плюсы, но и ограничения.
ФАС и ЦБ рекомендуют банкам раскрывать привлекательные условия по программам кешбэка и возможные ограничения для их использования в одном месте и в сопоставимом формате, чтобы у потребителей не возникало неоправданных ожиданий и искаженного восприятия. У граждан должна быть возможность беспрепятственно и без дополнительных усилий ознакомиться с документами, которые содержат полную информацию по кешбэку.
Дело в том, что банки зачастую делают акцент на размере кешбэка, но не всегда полностью доводят до потенциальных клиентов информацию об ограничениях, например:
- о максимальном размере кешбэка за определенный период;
- о сумме покупки, с которой будет начислен кешбэк;
- о том, что повышенный кешбэк начисляется только по определенным видам покупок.
Такая практика может считаться недобросовестной. Введение потребителей в заблуждение может рассматриваться как нарушение законов о защите конкуренции и о рекламе.
Назад