Новости и аналитика Горячие документы Федеральные Постановление Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2007 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан"

Обзор документа

9 апреля 2007

gerb

Конституционный Суд Российской Федерации


Постановление Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2007 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан"

Обзор документа

Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции РФ положения Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части, касающейся обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях и уволенных с военной службы до 1 января 2005 г.
Согласно положениям указанного Закона, до 1 января 2005 г. законодатель в качестве основной формы обеспечения жильем указанных граждан признавал предоставление им жилья по договорам социального найма органами местного самоуправления из фонда муниципального жилья, а дополнительной - приобретение жилья за льготную (доступную) плату либо за счет целевых субсидий по государственным жилищным сертификатам, выдаваемым органами исполнительной власти субъектов РФ за счет средств федерального бюджета.
В силу внесенных в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменений в указанный Закон, с 1 января 2005 г. граждане, вставшие на учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 г. и уволенные с военной службы до этой даты, утратив право на получение жилого помещения в пользование по договорам социального найма, сохранили лишь право на получение жилищных сертификатов. В то же время те военнослужащие, кто был уволен либо подлежит увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., могут обеспечиваться жильем либо посредством выдачи сертификатов, либо в иных формах, в частности, посредством приобретения для них жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
Как разъяснил Конституционный Суд, законодатель вправе менять ранее установленные им источники и формы обеспечения жильем данной категории граждан. При этом такого рода законодательные изменения сами по себе не противоречат Конституции РФ, если ими обеспечивается сохранение и возможное повышение достигнутого уровня социальной защиты этих граждан. Таким образом, законодатель был вправе освободить органы местного самоуправления с 1 января 2005 г. от обязанности предоставлять жилье по договору социального найма при одновременном возложении обязанности по обеспечению жильем за счет федерального бюджета на органы исполнительной власти субъектов РФ. Само по себе использование государственных жилищных сертификатов в качестве формы обеспечения жильем граждан не противоречит Конституции РФ, но только в той мере, в какой с их помощью обеспечивается возможность приобретения жилья в избранном месте жительства как минимум за доступную плату.
Федеральному законодателю предписано урегулировать условия и порядок обеспечения жильем граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и уволенных или подлежащих увольнению с военной службы.
В то же время, вопрос об определении используемой для расчета субсидии для приобретения жилья по сертификатам расчетной стоимости жилого помещения, устанавливаемой исходя из норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РФ, конкретная величина которого утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, Конституционный Суд признал не относящимся к своей компетенции.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад