Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Федеральный закон от 1 мая 2022 г. N 126-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Обзор документа

4 мая 2022

gerb

Федеральный закон от 1 мая 2022 г. N 126-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

     Принят Государственной Думой 21 апреля 2022 года
     Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2022 года

     Статья 1
     Внести в Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О
концессионных соглашениях" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2005, N 30, ст. 3126; 2007, N 46, ст. 5557; N 50, ст. 6245;
2008, N 27, ст. 3126; 2009, N 29, ст. 3582; 2010, N 27, ст. 3436; 2011,
N 30, ст. 4594; N 50, ст. 7359; 2012, N 18, ст. 2130; 2013, N 19,
ст. 2330; 2014, N 30, ст. 4266; 2015, N 48, ст. 6724; 2016, N 1, ст. 11,
80; N 27, ст. 4208; 2017, N 31, ст. 4828; 2018, N 1, ст. 87; N 15,
ст. 2034; N 27, ст. 3956; N 31, ст. 4850; N 32, ст. 5105; N 53, ст. 8451;
2020, N 50, ст. 8046; 2021, N 27, ст. 5171, 5179) следующие изменения:
     1) пункт 12 части 1 статьи 4 изложить в следующей редакции:
     "12) объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные
с ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с
перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением
метрополитена;";
     2) статью 5 дополнить частями 1.7 и 1.8 следующего содержания:
     "1.7. По концессионному соглашению, объектом которого является
имущество, предусмотренное пунктом 12 части 1 статьи 4 настоящего
Федерального закона, и концедентом по которому выступает муниципальное
образование, в качестве самостоятельной стороны такого концессионного
соглашения может участвовать субъект Российской Федерации, в границах
территории которого находится или будет находиться имущество,
передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, от имени
которого выступает высшее должностное лицо (руководитель высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации) указанного субъекта Российской Федерации, в случаях, если
реализация такого концессионного соглашения осуществляется за счет
межбюджетного трансферта и (или) бюджетного кредита, предоставляемого из
федерального бюджета бюджету указанного субъекта Российской Федерации, и
(или) за счет межбюджетного трансферта и (или) бюджетного кредита,
предоставляемого из бюджета субъекта Российской Федерации бюджету
муниципального образования, и (или) в случае, если таким концессионным
соглашением предусматриваются выполнение работ, связанных с
осуществлением регулярных перевозок пассажиров, оказание услуг
концессионером по регулируемым тарифам, установленным указанным субъектом
Российской Федерации. Права и обязанности субъекта Российской Федерации,
участвующего в таком концессионном соглашении в качестве самостоятельной
стороны, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской
Федерации. В этих случаях указанный субъект Российской Федерации также
может выступать в качестве самостоятельной стороны по соглашению между
концедентом, концессионером и кредиторами, предусмотренному частью 4
настоящей статьи, с учетом требований, установленных бюджетным
законодательством Российской Федерации.
     1.8. В случае, если концессионное соглашение заключается в отношении
объекта, предусмотренного пунктом 12 части 1 статьи 4 настоящего
Федерального закона, концессионером по такому концессионному соглашению
не могут являться иностранные инвесторы, российские юридические лица,
решения которых прямо или косвенно могут определять иностранные
физические лица, иностранные юридические лица, иностранные государства,
их органы, иные иностранные инвесторы, за исключением случаев,
определенных федеральным законом, решением Президента Российской
Федерации. Действие настоящей части не распространяется на государства,
являющиеся членами Евразийского экономического союза. Для целей настоящей
части понятие "иностранный инвестор" используется в значении, указанном в
части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О
порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества,
имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и
безопасности государства".";
     3) в статье 9:
     а) часть 2 дополнить словами ", а также результатов соблюдения
условий концессионного соглашения по окончании сроков исполнения каждого
этапа, установленного в соответствии с пунктом 6.6 части 1 статьи 10
настоящего Федерального закона";
     б) дополнить частью 8 следующего содержания:
     "8. В случаях, предусмотренных частью 1.7 статьи 5 настоящего
Федерального закона, субъект Российской Федерации, являющийся
самостоятельной стороной концессионного соглашения, вправе осуществлять
контроль за исполнением такого концессионного соглашения. Представители
органов государственной власти субъекта Российской Федерации и (или)
юридических лиц, уполномоченных на осуществление этого контроля в
соответствии с законодательством указанного субъекта Российской
Федерации, имеют право беспрепятственного доступа на объекты
концессионного соглашения, к документации, относящейся к осуществлению
деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением,
результатам выполнения этапов исполнения условий концессионного
соглашения. Порядок осуществления контроля за исполнением такого
концессионного соглашения, а также требования к составу результатов
выполнения этапов исполнения условий концессионного соглашения, указанных
в пункте 6.6 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона,
устанавливаются Правительством Российской Федерации.";
     4) в статье 10:
     а) часть 1 дополнить пунктом 6.6 следующего содержания:
     "6.6) этапы исполнения условий концессионного соглашения, объектом
которого является имущество, предусмотренное пунктом 12 части 1 статьи 4
настоящего Федерального закона, с указанием результатов исполнения этих
этапов. Срок исполнения указанных этапов не может превышать один год. В
случае, если таким концессионным соглашением предусматривается выполнение
работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров, срок
исполнения указанных этапов в отношении регулярных перевозок пассажиров
не может превышать один квартал;";
     б) дополнить частью 4.2 следующего содержания:
     "4.2. Примерное соглашение в отношении объекта концессионного
соглашения, указанного в пункте 12 части 1 статьи 4 настоящего
Федерального закона, если таким концессионным соглашением
предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных
перевозок пассажиров, должно содержать требования к осуществлению данных
регулярных перевозок, транспортным средствам, результатам выполнения
каждого этапа исполнения условий концессионного соглашения, включая объем
выполненных работ, порядок изменения маршрутов регулярных перевозок,
изменения перечня маршрутов регулярных перевозок, штрафные санкции за
несоблюдение установленных требований, случаи и порядок одностороннего
расторжения концессионного соглашения.".

     Статья 2
     Внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об
организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным
транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2015, N 29, ст. 4346; 2018, N 1, ст. 64; 2021, N 27, ст. 5165, 5179;
2022, N 12, ст. 1783; Российская газета, 2022, 18 апреля) следующие
изменения:
     1) статью 3 дополнить частями 6 и 7 следующего содержания:
     "6. Понятие "концедент" используется в значении, указанном в
Федеральном законе от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных
соглашениях".
     7. Понятия "публичный партнер" и "частный партнер" используются в
значениях, указанных в Федеральном законе от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ
"О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в
Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации".";
     2) в статье 14:
     а) часть 2 изложить в следующей редакции:
     "2. Осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым
тарифам обеспечивается посредством:
     1) заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления
либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственного
или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с
учетом положений настоящего Федерального закона;
     2) заключения в соответствии с законодательством Российской
Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской
Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном
партнерстве концессионного соглашения, соглашения о
государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном
партнерстве, предусматривающих использование транспортных средств
городского наземного электрического транспорта (трамваев, троллейбусов),
автобусов, приводимых в движение электрической энергией от батареи,
заряжаемой от внешнего источника (электробусов), для осуществления
регулярных перевозок пассажиров и багажа и эксплуатацию объектов,
технологически обеспечивающих их движение, - в случае, если это
предусмотрено документом планирования регулярных перевозок или
региональным комплексным планом транспортного обслуживания населения.";
     б) часть 8 изложить в следующей редакции:
     "8. Государственный или муниципальный заказчик, концедент, публичный
партнер выдают на срок действия государственного или муниципального
контракта или соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения
о муниципально-частном партнерстве, концессионного соглашения карты
маршрута регулярных перевозок лицу, с которым заключены государственный
или муниципальный контракт, концессионное соглашение либо соглашение о
государственно-частном партнерстве или соглашение о муниципально-частном
партнерстве и сведения о котором, указанные в пункте 13 части 1 статьи 26
настоящего Федерального закона, включены в реестр маршрутов регулярных
перевозок.";
     3) статью 15 дополнить частью 4 следующего содержания:
     "4. Размер регулируемого тарифа на перевозки по маршрутам регулярных
перевозок с использованием объектов инфраструктуры автомобильного
транспорта или городского наземного электрического транспорта, являющихся
объектом концессионного соглашения либо соглашения о
государственно-частном партнерстве или соглашения о муниципально-частном
партнерстве, в период действия соответствующего соглашения не может
превышать:
     1) максимальный размер регулируемого тарифа на перевозки по
муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом
или городским наземным электрическим транспортом в пределах территории
того же муниципального образования - при перевозках по муниципальным
маршрутам регулярных перевозок;
     2) максимальный размер регулируемого тарифа на перевозки по
межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом
или городским наземным электрическим транспортом в пределах территории
того же субъекта Российской Федерации - при перевозках по
межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок;
     3) максимальный размер регулируемого тарифа на перевозки по смежным
межрегиональным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом
или городским наземным электрическим транспортом в пределах территорий
субъектов Российской Федерации, по которым проходят такие маршруты, - при
перевозках по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.";
     4) в части 6 статьи 29 после слов "муниципальным контрактом"
дополнить словами "либо в соответствии с концессионным соглашением либо
соглашением о государственно-частном партнерстве или соглашением о
муниципально-частном партнерстве", слова "данного контракта" заменить
словами "данных контракта либо концессионного соглашения, соглашения о
государственно-частном партнерстве или соглашения о муниципально-частном
партнерстве".

     Статья 3
     Внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О
государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в
Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2015, N 29, ст. 4350; 2016, N 1, ст. 11; N 27, ст. 4293; 2018,
N 27, ст. 3948, 3956; N 31, ст. 4850; 2021, N 1, ст. 3, 58) следующие
изменения:
     1) статью 5:
     а) дополнить частью 4.1 следующего содержания:
     "4.1. По соглашению о муниципально-частном партнерстве, объектом
которого является имущество, предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 7
настоящего Федерального закона, и публичным партнером по которому
выступает муниципальное образование, в качестве самостоятельной стороны
такого соглашения может участвовать субъект Российской Федерации, в
границах территории которого находится или будет находиться имущество,
передаваемое частному партнеру по соглашению о муниципально-частном
партнерстве, от имени которого выступает высшее должностное лицо
(руководитель высшего исполнительного органа государственной власти
субъекта Российской Федерации) указанного субъекта Российской Федерации,
в случаях, если реализация такого соглашения осуществляется за счет
межбюджетного трансферта и (или) бюджетного кредита, предоставляемого из
федерального бюджета бюджету указанного субъекта Российской Федерации, и
(или) за счет межбюджетного трансферта и (или) бюджетного кредита,
предоставляемого из бюджета субъекта Российской Федерации бюджету
муниципального образования, и (или) в случае, если таким соглашением
предусматриваются выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных
перевозок пассажиров, оказание услуг частным партнером по регулируемым
тарифам, установленным указанным субъектом Российской Федерации. Права и
обязанности субъекта Российской Федерации, участвующего в таком
соглашении в качестве самостоятельной стороны, устанавливаются
нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В этих случаях
указанный субъект Российской Федерации также может выступать в качестве
самостоятельной стороны по прямому соглашению, предусмотренному пунктом 7
статьи 3 настоящего Федерального закона, с учетом требований,
установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.";
     б) дополнить частью 11 следующего содержания:
     "11. В случае, если соглашение о государственно-частном партнерстве
или соглашение о муниципально-частном партнерстве заключается в отношении
объекта, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 7 настоящего
Федерального закона, частным партнером по таким соглашениям не могут
являться российские юридические лица, решения которых прямо или косвенно
могут определять иностранные физические лица, иностранные юридические
лица, иностранные государства, их органы, иные иностранные инвесторы, за
исключением случаев, определенных федеральным законом, решением
Президента Российской Федерации. Действие настоящей части не
распространяется на государства, являющиеся членами Евразийского
экономического союза. Для целей настоящей части понятие "иностранный
инвестор" используется в значении, указанном в части 2 статьи 3
Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке
осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие
стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности
государства".";
     2) пункт 2 части 1 статьи 7 изложить в следующей редакции:
     "2) объекты транспортной инфраструктуры и технологически связанные с
ними транспортные средства, обеспечивающие деятельность, связанную с
перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением
метрополитена;";
     3) статью 14 дополнить частью 8 следующего содержания:
     "8. В случаях, предусмотренных частью 4.1 статьи 5 настоящего
Федерального закона, субъект Российской Федерации, являющийся
самостоятельной стороной соглашения о муниципально-частном партнерстве,
вправе осуществлять контроль за исполнением такого соглашения.
Представители органов государственной власти субъекта Российской
Федерации и (или) юридических лиц, уполномоченных на осуществление этого
контроля в соответствии с законодательством указанного субъекта
Российской Федерации, имеют право беспрепятственного доступа на объекты
такого соглашения о муниципально-частном партнерстве, к документации,
относящейся к осуществлению деятельности, предусмотренной таким
соглашением, результатам исполнения соглашения о муниципально-частном
партнерстве. Порядок осуществления контроля за исполнением соглашения о
муниципально-частном партнерстве, а также требования к составу
результатов выполнения этапов такого соглашения устанавливаются
Правительством Российской Федерации.";
     4) часть 1 статьи 16 дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:
     "4.1) установление примерного соглашения о государственно-частном
партнерстве или примерного соглашения о муниципально-частном партнерстве
в отношении объекта, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 7
настоящего Федерального закона. Если таким соглашением предусматривается
выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок
пассажиров, примерное соглашение должно содержать требования к
осуществлению данных регулярных перевозок, транспортным средствам,
установлению этапов соглашения и результатов исполнения каждого этапа,
включая объем выполненных работ, порядок изменения маршрутов регулярных
перевозок, изменения перечня маршрутов регулярных перевозок, штрафные
санкции за несоблюдение установленных требований, случаи и порядок
одностороннего расторжения соглашения;".

Президент Российской Федерации                                  В. Путин

Москва, Кремль
1 мая 2022 года
N 126-ФЗ

Обзор документа

Усовершенствован механизм концессии объектов общественного транспорта.
Скорректирована практика заключения концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве в отношении объектов общественного транспорта.
Предусмотрена возможность выполнения концессионером, частным партнером регулярных перевозок в силу уже имеющегося концессионного соглашения или соглашения о ГЧП (МЧП) без проведения конкурса на право перевозок. Размер регулируемого тарифа на такие перевозки не должен превышать максимальный регулируемый тариф на перевозки.
Также вводится возможность участия региона в качестве самостоятельной стороны в концессионном соглашении или соглашении о МЧП в отношении объектов общественного транспорта в следующих случаях:
- реализации соглашения за счет средств федерального или регионального бюджета;
- тарифного регулирования региональными властями деятельности, предусмотренной этим соглашением.
При этом регион получает право контролировать исполнение соглашения.
Вводится запрет на привлечение в качестве концессионера (партнера) в отношении объектов общественного транспорта иностранных инвесторов и контролируемых ими российских компаний (кроме случаев, предусмотренных законом или решением Президента).
Назад