Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 488-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"

Обзор документа

3 января 2022

gerb

Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 488-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"

     Принят Государственной Думой 22 декабря 2021 года
     Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2021 года

     Статья 1
     Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2004, N 35,
ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2006, N 30, ст. 3290; 2007, N 50, ст. 6245;
2009, N 29, ст. 3616; 2011, N 7, ст. 901; 2012, N 31, ст. 4318; 2013,
N 23, ст. 2882; 2014, N 30, ст. 4254; 2015, N 27, ст. 3957; N 29,
ст. 4380; 2016, N 1, ст. 82; N 27, ст. 4224; 2021, N 24, ст. 4226; N 27,
ст. 5159) следующие изменения:
     1) в абзаце первом пункта 3 статьи 8 слова "воздушных судов и другой
авиационной техники" заменить словами "подлежащей обязательной
сертификации в соответствии с подпунктами 2 и 2.1 пункта 1 настоящей
статьи авиационной техники", слова "гражданских воздушных судов,"
заменить словами "подлежащих обязательной сертификации беспилотных
авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов,
авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких,
сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих
воздушных перевозок и авиационных работ, управление поддержанием летной
годности подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных
систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных
двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких
гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных
перевозок и авиационных работ,";
     2) в пункте 3.2 статьи 33 слово "учету" заменить словами
"государственному учету федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению
государственным имуществом в сфере гражданской авиации,";
     3) в статье 34:
     а) пункт 2.2 изложить в следующей редакции:
     "2.2. На экспериментальные воздушные суда и беспилотные гражданские
воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30
килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в
Российской Федерации, наносятся учетные опознавательные знаки.";
     б) в пункте 6 слова "и регистрационные" заменить словами ",
регистрационные и учетные";
     4) статью 35 изложить в следующей редакции:
     "
     Статья 35. Летная годность беспилотных авиационных систем и (или) их
                 элементов, гражданских воздушных судов, авиационных
                 двигателей, воздушных винтов
     1. Летная годность беспилотной авиационной системы и (или) ее
элемента, гражданского воздушного судна, авиационного двигателя,
воздушного винта - состояние беспилотной авиационной системы и (или) ее
элемента, гражданского воздушного судна, авиационного двигателя,
воздушного винта, при котором они соответствуют типовой конструкции или
характеристикам, установленным актом оценки воздушного судна на его
соответствие требованиям к летной годности и требованиям в области охраны
окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, и
способны обеспечивать их безопасную эксплуатацию.
     2. Требования к летной годности беспилотных авиационных систем и
(или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей,
воздушных винтов и требования в области охраны окружающей среды от
воздействия деятельности в области авиации (далее - требования к летной
годности и к охране окружающей среды) устанавливаются федеральными
авиационными правилами.";
     5) в статье 37:
     а) в абзаце первом пункта 1 слова "к летной годности и к охране
окружающей среды" заменить словами "сертификационного базиса";
     б) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:
     "1.1. Сертификационный базис - совокупность требований, необходимых
для обеспечения безопасной эксплуатации беспилотных авиационных систем и
(или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей,
воздушных винтов и охраны окружающей среды от воздействия деятельности в
области авиации.
     Сертификационный базис разрабатывается юридическим лицом,
осуществляющим разработку беспилотной авиационной системы и (или) ее
элемента, гражданского воздушного судна, авиационного двигателя,
воздушного винта на основании требований к летной годности и к охране
окружающей среды, применимых к конкретному типу беспилотной авиационной
системы и (или) ее элемента, гражданского воздушного судна, авиационного
двигателя, воздушного винта, и утверждается федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных
услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской
авиации.
     Порядок разработки и утверждения сертификационного базиса
устанавливается федеральными авиационными правилами.";
     в) в пункте 3 слова "в установленном порядке" заменить словами "в
порядке, установленном федеральными авиационными правилами,";
     г) пункт 4 изложить в следующей редакции:
     "4. Обеспечение соответствия требованиям сертификационного базиса
типовых конструкций беспилотных авиационных систем и (или) их элементов,
гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов
либо изменения их типовых конструкций возлагается на разработчика
беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских
воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов либо
разработчика изменений их типовых конструкций. Обеспечение соответствия
каждых серийно производимой беспилотной авиационной системы и (или) ее
элемента, гражданского воздушного судна, авиационного двигателя,
воздушного винта типовой конструкции возлагается на изготовителя.";
     д) пункт 7 после слова "сертификации" дополнить словами "беспилотных
авиационных систем и (или) их элементов,";
     6) в статье 37.1:
     а) пункты 3 и 4 признать утратившими силу;
     б) пункт 6 изложить в следующей редакции:
     "6. Техническое обслуживание беспилотных авиационных систем и (или)
их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей,
воздушных винтов - выполнение работ на беспилотных авиационных системах и
(или) их элементах, гражданских воздушных судах, авиационных двигателях,
воздушных винтах по поддержанию летной годности беспилотных авиационных
систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных
двигателей, воздушных винтов, включая контрольно-восстановительные
работы, проверки их частей, замены их частей, устранения дефектов,
выполняемые как в отдельности, так и в сочетании, а также практическое
осуществление изменений их типовых конструкций или ремонта.";
     в) пункт 7 изложить в следующей редакции:
     "7. Правила наземного обслуживания гражданских воздушных судов и
технического обслуживания подлежащих обязательной сертификации
беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских
воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением
легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих
коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, устанавливаются
федеральными авиационными правилами и включают в себя в том числе
перечень работ по наземному и техническому обслуживанию.
     Правила технического обслуживания устанавливаются в зависимости от
максимальной взлетной массы гражданских воздушных судов и целей их
использования (коммерческие воздушные перевозки, авиационные работы,
полеты авиации общего назначения).";
     г) пункт 8 дополнить абзацем следующего содержания:
     "Форма и порядок выдачи документов, устанавливающих ограничения
эксплуатации гражданских воздушных судов, порядок снятия ограничений
эксплуатации гражданских воздушных судов устанавливаются федеральными
авиационными правилами.";
     7) дополнить статьей 37.2 следующего содержания:
     "
     Статья 37.2. Поддержание летной годности
     1. Поддержание летной годности - совокупность процессов,
обеспечивающих соответствие беспилотных авиационных систем и (или) их
элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных
винтов требованиям к летной годности и к охране окружающей среды и
поддержание беспилотных авиационных систем и (или) их элементов,
гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов в
состоянии, соответствующем требованиям эксплуатационной документации и
воздушного законодательства Российской Федерации, на протяжении срока их
службы.
     Порядок поддержания летной годности устанавливается федеральными
авиационными правилами в зависимости от максимальной взлетной массы
гражданских воздушных судов и целей их использования (коммерческие
воздушные перевозки, авиационные работы, полеты авиации общего
назначения).
     2. Управление поддержанием летной годности - комплекс мер по
организации поддержания летной годности, определенных федеральными
авиационными правилами и выполняемых организацией, осуществляющей
управление поддержанием летной годности подлежащих обязательной
сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов,
гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за
исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не
осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, в
порядке, определенном федеральными авиационными правилами, указанными в
настоящем пункте.
     3. Требования к организациям, осуществляющим управление поддержанием
летной годности подлежащих обязательной сертификации беспилотных
авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов,
авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких,
сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих
воздушных перевозок и авиационных работ, в том числе к персоналу таких
организаций, устанавливаются федеральными авиационными правилами.";
     8) пункт 1 статьи 53 изложить в следующей редакции:
     "1. К выполнению функций членов экипажа и функций специалистов по
техническому обслуживанию гражданского воздушного судна, за исключением
сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой
конструкции 115 килограммов и менее и беспилотной авиационной системы в
составе с беспилотным гражданским воздушным судном с максимальной
взлетной массой 30 килограммов и менее, функций сотрудников по
обеспечению полетов гражданской авиации, диспетчерскому обслуживанию
воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного
персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в
области гражданской авиации соответствующие свидетельства.";
     9) в статье 88:
     а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
     "2. К обеспечению и проведению поисковых и аварийно-спасательных
работ могут привлекаться поисковые и аварийно- спасательные силы и
средства, включая беспилотные воздушные суда и беспилотные авиационные
системы, авиационных предприятий и организаций государственной и
экспериментальной авиации, а также владельцы беспилотных воздушных
судов.";
     б) в пункте 3 второе предложение изложить в следующей редакции:
"Расходы авиационных предприятий и организаций экспериментальной авиации
на поддержание готовности поисковых и аварийно-спасательных сил и
средств, проведение поисковых и аварийно-спасательных работ и участие в
их обеспечении, а также расходы владельцев беспилотных воздушных судов на
проведение поисковых и аварийно-спасательных работ и участие в их
обеспечении возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.";
     в) пункт 5 изложить в следующей редакции:
     "5. Порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и
средств, включая беспилотные воздушные суда и беспилотные авиационные
системы, авиационных предприятий и организаций государственной и
экспериментальной авиации, а также владельцев беспилотных воздушных судов
к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ для оказания помощи
пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов,
а также людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, устанавливается
Правительством Российской Федерации.";
     10) пункт 1.1 статьи 94 изложить в следующей редакции:
     "1.1. В случае, если все принятые для поиска людей, потерпевших
бедствие на море, меры не дали результатов, решение о прекращении поиска
людей, потерпевших бедствие на море, с привлечением поисковых и
аварийно-спасательных сил и средств, включая беспилотные воздушные суда и
беспилотные авиационные системы, авиационных предприятий и организаций
государственной и экспериментальной авиации, а также владельцев
беспилотных воздушных судов принимается уполномоченным органом, принявшим
решение о поиске людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, с
привлечением таких сил и средств.".

     Статья 2
     Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года.

Президент Российской Федерации                                  В. Путин

Москва, Кремль
30 декабря 2021 года
N 488-ФЗ

Обзор документа

На легкие гражданские беспилотники решено наносить учетные опознавательные знаки.
Росавиация уполномочена вести госучет беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 до 30 кг, ввезенных в Россию или произведенных в ней. На таких судах будут размещать учетные опознавательные знаки.
Скорректированы нормы о сертификации гражданских воздушных судов, авиадвигателей и воздушных винтов, беспилотных авиасистем и (или) их элементов. Введено понятие сертификационного базиса. Это совокупность требований, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации перечисленных объектов и охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации. Такой базис будет составлять разработчик объектов, а утверждать - Росавиация.
Введена статья о поддержании летной годности гражданских воздушных судов, авиадвигателей и воздушных винтов, беспилотных авиасистем и (или) их элементов.
Предусмотрено привлечение к поисковым и аварийно-спасательным работам беспилотных воздушных судов и авиасистем, владельцев таких судов.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2022 г.
Назад