Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Письмо Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 29 июля 2021 г. N Г-4518/07-02

Обзор документа

15 сентября 2021

gerb

Письмо Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 29 июля 2021 г. N Г-4518/07-02

     Управление правового обеспечения Федеральной службы по регулированию
алкогольного рынка рассмотрело обращение Национального союза защиты прав
потребителей от 05.07.2021 N 603 и в рамках компетенции сообщает
следующее.
     В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 4 Федерального закона
от 02.07.2021 N 345-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления
(распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты
Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 345-ФЗ) организации,
имеющие на день вступления в силу настоящего Федерального закона
действующие лицензии на производство, хранение и поставки фруктового вина
или на производство, хранение и поставки винных напитков (которые
произведены не из винограда), вправе осуществлять до 1 октября 2021 года
деятельность по хранению и поставкам указанной продукции при условии
соблюдения обязательных требований, установленных Федеральным законом от
22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об
ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее -
Федеральный закон N 171-ФЗ) к хранению и поставкам указанной алкогольной
продукции
     При этом в отношении оборота винодельческой продукции, маркированной
федеральными специальными марками до дня вступления в силу Федерального
закона N 345-ФЗ, полагаем, что в случаях, когда наименование вида
винодельческой продукции, указанное в заявлениях о выдаче федеральных
специальных марок, изменилось в связи с вступлением в силу Федерального
закона N 345-ФЗ, производители винодельческой продукции вправе наносить
на такую продукцию федеральные специальные марки в соответствии
постановлением от 29.12.2020 N 2348 "О маркировке алкогольной продукции
федеральными специальными марками".
     Кроме того, полагаем, что оборот такой винодельческой продукции
может осуществляться до истечения срока ее годности.
     В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ
лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому
или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции,
указанному в статье 2 Федерального закона N 171-ФЗ, а также по каждому
виду винодельческой продукции, российской винодельческой продукции
защищенных наименований в соответствии с Федеральным законом от
27.12.2019 N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации"
(далее - Федеральный закон N 468-ФЗ).
     Согласно подпункту 4 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ
спиртосодержащая пищевая продукция - это пищевая продукция, в том числе
плодовые сброженные материалы, любые растворы, эмульсии, суспензии,
виноградное сусло, иное плодовое сусло, пивное сусло (за исключением
алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из
пищевого сырья, более 0,5 процента объема готовой продукции.
     В соответствии с подпунктом 13.5 статьи 2 Федерального закона
N 171-ФЗ плодовые сброженные материалы - это спиртосодержащая пищевая
продукция с содержанием этилового спирта до 22 процентов объема готовой
продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения
плодов, плодового сусла с добавлением или без добавления
концентрированного плодового сусла, ректификованного концентрированного
плодового сусла, разлитая в производственную или транспортную тару,
предназначенная для производства алкогольной продукции и не подлежащая
реализации населению.
     Согласно пунктам 6 и 7 статьи 3 Федерального закона N 468-ФЗ вино,
вино наливом, крепленое вино наливом (виноматериал) относятся к
алкогольной винодельческой продукции.
     В целях приведения в соответствие вида деятельности и вида
выпускаемой продукции Федеральному закону N 171-ФЗ, в связи со
вступившими в силу с 02.07.2021 изменениями, внесенными в Федеральный
закон N 171-ФЗ Федеральным законом от 02.07.2021 N 345-ФЗ, организации
необходимо переоформить лицензии.
     Таким образом, в случае наличия у организации лицензии:
     1) на производство, хранение и поставки произведенной
спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы) после переоформления
организация будет иметь следующие лицензии:
     на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной
продукции (вино наливом, крепленое вино наливом (виноматериал));
     на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей
пищевой продукции (плодовые сброженные материалы);
     2) на производство, хранение и поставки произведенной
спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы без добавления
этилового спирта) после переоформления организация будет иметь следующие
лицензии:
     на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной
продукции (вино наливом (виноматериал));
     на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей
пищевой продукции (плодовые сброженные материалы);
     3) на производство, хранение и поставки произведенной
спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы с добавлением этилового
спирта) после переоформления организация будет иметь лицензию на
производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции
(крепленое вино наливом (виноматериал)).
     Также необходимо отметить, что выпуск в обращение на территории
Российской Федерации алкогольной продукции осуществляется при наличии
декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов
Евразийского экономического союза (далее - Союз, ЕАЭС), таких как
технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой
продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного
союза от 09.12.2011 N 880, технический регламент Таможенного союза
"Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), утвержденный
решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881, а также
технический регламент Таможенного союза "Требования безопасности пищевых
добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (ТР ТС
029/2012), утвержденный решением Евразийской экономической комиссии от
20.07.2012 N 58.
     При этом указанные регламенты не устанавливают классификацию видов
винодельческой продукции.
     В соответствии с правом Союза и законодательством Российской
Федерации в сфере технического регулирования требования о необходимости
регистрации новых деклараций о соответствии в отношении алкогольной
продукции, для которой действуют ранее принятые декларации, отсутствуют.
     При этом если сохраняются неизменными физические, химические и иные
свойства алкогольной продукции, но в отношении данной продукции, для
которой действуют ранее зарегистрированные декларации о соответствии, в
связи с принятием Федерального закона N 468-ФЗ и Федерального закона
N 345-ФЗ необходимо изменить коды товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС) и (или) наименования
видов продукции, замену таких деклараций можно осуществить в упрощенном
режиме в порядке, предусмотренном для усмотрения выявленных ошибок или
изменения кода ТН ВЭД ЕАЭС (пункт 16 Правил регистрации, приостановления,
возобновления и прекращения действий деклараций о соответствии, признания
их недействительными, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 19.06.2021 N 936).
     В указанном случае заявитель, имеющий зарегистрированную ранее
декларацию о соответствии, вправе принять взамен такой декларации новую
декларацию о соответствии.
     Для этих целей заявитель с использованием сервиса регистрации
деклараций о соответствии подает заявление на регистрацию новой
декларации о соответствии. В заявлении на регистрацию декларации в
качестве основания для принятия новой декларации о соответствии
указывается в том числе номер ранее зарегистрированной декларации о
соответствии.
     Вместе с тем, учитывая, что требования к продукции остались
прежними, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции к
указанному заявлению не прилагаются. Повторное проведение исследований
(испытаний) и измерений не требуется.
     Регистрация деклараций о соответствии осуществляется на
безвозмездной основе с использованием электронного сервиса регистрации
деклараций на официальном сайте Росаккредитации по адресу:
https://fsa.gov.ru/use-of-technology/servis-registratsii-deklaratsiy-o-so
otvetstvii/.
     Дополнительно сообщаем, что согласно абзацу шестому пункта 1 и
пункту 6.6 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской
Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 12.06.2008 N 450, федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим в том числе функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
виноградарства и виноделия, предусмотренной Федеральным законом N 468-ФЗ,
является Минсельхоз России, который наделен правом давать юридическим и
физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере
агропромышленного комплекса.
     Настоящие разъяснения носят информационно-разъяснительный характер,
не являются нормативным правовым актом или актом, имеющим нормативные
свойства, не устанавливают правовых норм (правил поведения), обязательных
для неопределенного круга лиц, и не могут применяться в качестве
обязывающих предписаний.

Начальник Управления правового
обеспечения                                               М.И. Никитухин

Обзор документа

Оборот винодельческой продукции: в связи с изменением законодательства лицензии нужно переоформить.
Организации, имеющие на день вступления в силу законодательных поправок об обороте винодельческой продукции действующие лицензии на производство, хранение и поставки фруктового вина или на производство, хранение и поставки винных напитков, вправе до 1 октября 2021 г. вести деятельность по хранению и поставкам указанной продукции при соблюдении обязательных требований.
Если наименование вида винодельческой продукции, указанное в заявлениях о выдаче федеральных специальных марок, изменилось, то производители винодельческой продукции вправе наносить марки в соответствии с новыми правительственными правилами. Оборот такой винодельческой продукции возможен до истечения срока ее годности.
С учетом изменения со 2 июля 2021 г. видов деятельности, введения новых понятий, касающихся винодельческой продукции, организациям нужно переоформить лицензии. Например, при наличии лицензии на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы с добавлением этилового спирта) после переоформления организация будет иметь лицензию на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (крепленое вино наливом (виноматериал)).
Также разъяснено, в каких случаях заявитель, имеющий зарегистрированную декларацию о соответствии, вправе принять новую декларацию.
Назад