Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Обзор документа

2 июля 2021

gerb

Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

     Принят Государственной Думой 9 июня 2021 года
     Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года

     Статья 1
     Внести в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих
принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 903; 2013, N 27,
ст. 3477; 2014, N 10, ст. 954; 2017, N 15, ст. 2139; 2018, N 53,
ст. 8485, 8492; 2021, N 18, ст. 3060) следующие изменения:
     1) в статье 3:
     а) часть 8 изложить в следующей редакции:
     "8. Контрольно-счетный орган муниципального образования, наделенного
статусом муниципального района, муниципального округа, городского округа
или городского округа с внутригородским делением, обладает правами
юридического лица. Контрольно-счетный орган муниципального образования,
наделенного иным статусом, может обладать правами юридического лица в
соответствии с уставом муниципального образования.";
     б) дополнить частью 13 следующего содержания:
     "13. Контрольно-счетные органы могут учреждать ведомственные награды
и знаки отличия, утверждать положения об этих наградах и знаках, их
описания и рисунки, порядок награждения.";
     2) статью 4 после слова "независимости" дополнить словом ",
открытости";
     3) в статье 5:
     а) в части 1 слова "может быть предусмотрена одна должность
заместителя" заменить словами "могут быть предусмотрены должности
заместителей";
     б) часть 3 изложить в следующей редакции:
     "3. Должности председателя, заместителей председателя и аудиторов
контрольно-счетного органа относятся соответственно к государственным
должностям субъекта Российской Федерации, муниципальным должностям.";
     в) в части 4 слово "заместителя" заменить словом "заместителей";
     г) дополнить частью 6.1 следующего содержания:
     "6.1. Законом субъекта Российской Федерации или муниципальным
нормативным правовым актом, регулирующим вопросы организации и
деятельности контрольно-счетного органа, могут быть установлены должности
государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации,
должности муниципальной службы, содержащиеся соответственно в реестре
должностей государственной гражданской службы субъекта Российской
Федерации и реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской
Федерации, которые относятся к инспекторам контрольно-счетных органов.";
     д) в части 7 слова "в соответствии с законом субъекта Российской
Федерации" заменить словами "по представлению председателя
контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации с учетом
необходимости выполнения возложенных законодательством полномочий,
обеспечения организационной и функциональной независимости
контрольно-счетного органа";
     е) в части 8 слово "нормативным" исключить, дополнить словами "по
представлению председателя контрольно-счетного органа муниципального
образования с учетом необходимости выполнения возложенных
законодательством полномочий, обеспечения организационной и
функциональной независимости контрольно-счетного органа";
     4) в статье 6:
     а) в наименовании слово "заместителя" заменить словом
"заместителей";
     б) в части 1 слово "заместитель" заменить словом "заместители";
     в) в части 4 слово "заместителя" заменить словом "заместителей";
     г) в части 5 слово "заместителя" заменить словом "заместителей";
     д) дополнить частью 5.1 следующего содержания:
     "5.1. Законодательный (представительный) орган государственной
власти субъекта Российской Федерации обращается в Счетную палату
Российской Федерации за заключением о соответствии кандидатур на
должность председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской
Федерации квалификационным требованиям, установленным настоящим
Федеральным законом.";
     е) дополнить частью 11 следующего содержания:
     "11. Представительный орган муниципального образования вправе
обратиться в контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации за
заключением о соответствии кандидатур на должность председателя
контрольно-счетного органа муниципального образования квалификационным
требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.";
     5) в статье 7:
     а) в наименовании слово "заместителя" заменить словом
"заместителей";
     б) часть 1 изложить в следующей редакции:
     "1. На должность председателя, заместителей председателя и аудиторов
контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации назначаются
граждане Российской Федерации, соответствующие следующим квалификационным
требованиям:
     1) наличие высшего образования;
     2) опыт работы в области государственного, муниципального
управления, государственного, муниципального контроля (аудита),
экономики, финансов, юриспруденции не менее пяти лет;
     3) знание Конституции Российской Федерации, федерального
законодательства, в том числе бюджетного законодательства Российской
Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные
правоотношения, законодательства Российской Федерации о противодействии
коррупции, конституции (устава), законов соответствующего субъекта
Российской Федерации и иных нормативных правовых актов применительно к
исполнению должностных обязанностей, а также общих требований к
стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля)
для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований, утвержденных Счетной палатой Российской
Федерации.";
     в) дополнить частью 1.1 следующего содержания:
     "1.1. Порядок проведения проверки соответствия кандидатур на
должность председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской
Федерации квалификационным требованиям, указанным в части 1 настоящей
статьи, устанавливается Счетной палатой Российской Федерации.";
     г) часть 2 изложить в следующей редакции:
     "2. На должность председателя, заместителя председателя и аудиторов
контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются
граждане Российской Федерации, соответствующие следующим квалификационным
требованиям:
     1) наличие высшего образования;
     2) опыт работы в области государственного, муниципального
управления, государственного, муниципального контроля (аудита),
экономики, финансов, юриспруденции не менее пяти лет;
     3) знание Конституции Российской Федерации, федерального
законодательства, в том числе бюджетного законодательства Российской
Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные
правоотношения, законодательства Российской Федерации о противодействии
коррупции, конституции (устава), законов соответствующего субъекта
Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, устава
соответствующего муниципального образования и иных муниципальных правовых
актов применительно к исполнению должностных обязанностей, а также общих
требований к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита
(контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических
мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований, утвержденных Счетной палатой Российской
Федерации.";
     д) дополнить частью 2.1 следующего содержания:
     "2.1. Порядок проведения проверки соответствия кандидатур на
должность председателя контрольно-счетного органа муниципального
образования квалификационным требованиям, указанным в части 2 настоящей
статьи, в случае, предусмотренном частью 11 статьи 6 настоящего
Федерального закона, устанавливается контрольно-счетным органом субъекта
Российской Федерации.";
     е) в части 5 слово "заместителя" заменить словом "заместителей";
     6) статью 9 изложить в следующей редакции:

     "Статья 9. Основные полномочия контрольно-счетных органов
     1. Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации
осуществляет следующие основные полномочия:
     1) организация и осуществление контроля за законностью и
эффективностью использования средств бюджета субъекта Российской
Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда,
а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации;
     2) экспертиза проектов законов о бюджетах субъекта Российской
Федерации и проектов законов о бюджетах территориального государственного
внебюджетного фонда, проверка и анализ обоснованности их показателей;
     3) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта
Российской Федерации, об исполнении местного бюджета в пределах
компетенции, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации,
годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного
внебюджетного фонда;
     4) проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг в
соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд";
     5) оценка эффективности формирования государственной собственности
субъекта Российской Федерации, управления и распоряжения такой
собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка
формирования такой собственности, управления и распоряжения такой
собственностью (включая исключительные права на результаты
интеллектуальной деятельности);
     6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и
преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета субъекта
Российской Федерации, а также оценка законности предоставления
государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения
обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета
субъекта Российской Федерации и имущества, находящегося в государственной
собственности субъекта Российской Федерации;
     7) экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов
органов государственной власти субъекта Российской Федерации в части,
касающейся расходных обязательств субъекта Российской Федерации,
экспертиза проектов законов субъекта Российской Федерации, приводящих к
изменению доходов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета
территориального государственного внебюджетного фонда, а также
государственных программ (проектов государственных программ);
     8) анализ и мониторинг бюджетного процесса в субъекте Российской
Федерации, в том числе подготовка предложений по устранению выявленных
отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного
законодательства Российской Федерации;
     9) контроль за законностью и эффективностью использования
межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской
Федерации бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории
субъекта Российской Федерации, а также проверка местного бюджета в
случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
     10) проведение оперативного анализа исполнения и контроля за
организацией исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета
территориального государственного внебюджетного фонда в текущем
финансовом году, ежеквартальное представление информации о ходе
исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета
территориального государственного внебюджетного фонда, о результатах
проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в
законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта
Российской Федерации и высшему должностному лицу субъекта Российской
Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации);
     11) осуществление контроля за состоянием государственного
внутреннего и внешнего долга субъекта Российской Федерации;
     12) оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей
социально-экономического развития субъекта Российской Федерации,
предусмотренных документами стратегического планирования субъекта
Российской Федерации, в пределах компетенции контрольно-счетного органа
субъекта Российской Федерации;
     13) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на
противодействие коррупции;
     14) иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового
контроля, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и
законами субъекта Российской Федерации.
     2. Контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет
следующие основные полномочия:
     1) организация и осуществление контроля за законностью и
эффективностью использования средств местного бюджета, а также иных
средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации;
     2) экспертиза проектов местного бюджета, проверка и анализ
обоснованности его показателей;
     3) внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;
     4) проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг в
соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд";
     5) оценка эффективности формирования муниципальной собственности,
управления и распоряжения такой собственностью и контроль за соблюдением
установленного порядка формирования такой собственности, управления и
распоряжения такой собственностью (включая исключительные права на
результаты интеллектуальной деятельности);
     6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и
преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также
оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств
или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам,
совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за
счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной
собственности;
     7) экспертиза проектов муниципальных правовых актов в части,
касающейся расходных обязательств муниципального образования, экспертиза
проектов муниципальных правовых актов, приводящих к изменению доходов
местного бюджета, а также муниципальных программ (проектов муниципальных
программ);
     8) анализ и мониторинг бюджетного процесса в муниципальном
образовании, в том числе подготовка предложений по устранению выявленных
отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного
законодательства Российской Федерации;
     9) проведение оперативного анализа исполнения и контроля за
организацией исполнения местного бюджета в текущем финансовом году,
ежеквартальное представление информации о ходе исполнения местного
бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических
мероприятий в представительный орган муниципального образования и главе
муниципального образования;
     10) осуществление контроля за состоянием муниципального внутреннего
и внешнего долга;
     11) оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей
социально-экономического развития муниципального образования,
предусмотренных документами стратегического планирования муниципального
образования, в пределах компетенции контрольно-счетного органа
муниципального образования;
     12) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на
противодействие коррупции;
     13) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового
контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта
Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами
представительного органа муниципального образования.
     3. Контрольно-счетный орган муниципального района или городского
округа с внутригородским делением наряду с полномочиями, предусмотренными
частью 2 настоящей статьи, осуществляет контроль за законностью и
эффективностью использования средств бюджета муниципального района,
бюджета городского округа с внутригородским делением, поступивших
соответственно в бюджеты поселений, входящих в состав данного
муниципального района, бюджеты внутригородских районов, входящих в состав
данного городского округа с внутригородским делением.
     4. Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль
осуществляется контрольно-счетными органами:
     1) в отношении органов государственной власти и государственных
органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов,
органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных
(муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего
субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных
организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной
(муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской
Федерации (муниципального образования);
     2) в отношении иных лиц в случаях, предусмотренных Бюджетным
кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.";
     7) часть 2 статьи 11 изложить в следующей редакции:
     "2. Стандарты внешнего государственного и муниципального финансового
контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
утверждаются контрольно-счетными органами в соответствии с общими
требованиями, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации.";
     8) в статье 12:
     а) в части 2 слова "и запросов" исключить;
     б) в части 3 слова "и запросов" исключить;
     9) в статье 14:
     а) дополнить частью 2.1 следующего содержания:
     "2.1. Руководители проверяемых органов и организаций обязаны
обеспечивать соответствующих должностных лиц контрольно-счетных органов,
участвующих в контрольных мероприятиях, оборудованным рабочим местом с
доступом к справочным правовым системам,
информационно-телекоммуникационной сети Интернет.";
     б) в части 6 слово "заместитель" заменить словом "заместители";
     10) в статье 15:
     а) в наименовании слова "по запросам контрольно-счетных органов"
заменить словами "контрольно-счетным органам";
     б) часть 1 после слов "финансовый контроль" дополнить словами "или
которые обладают информацией, необходимой для осуществления внешнего
государственного и муниципального финансового контроля";
     в) дополнить частью 5 следующего содержания:
     "5. При осуществлении внешнего государственного и муниципального
финансового контроля контрольно-счетным органам предоставляется
необходимый для реализации их полномочий постоянный доступ к
государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с
законодательством Российской Федерации об информации, информационных
технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации
о государственной и иной охраняемой законом тайне.";
     11) в статье 16:
     а) в части 1 слова "их рассмотрения и" исключить, после слова
"выявленных" дополнить словами "бюджетных и иных";
     б) в части 3 слова "в течение одного месяца со дня получения
представления" заменить словами "в указанный в представлении срок или,
если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения", слово
"рассмотрения" заменить словом "выполнения";
     в) дополнить частью 3.1 следующего содержания:
     "3.1. Срок выполнения представления может быть продлен по решению
контрольно-счетного органа, но не более одного раза.";
     г) часть 4 после слов "их пресечению и предупреждению," дополнить
словами "невыполнения представлений контрольно-счетных органов,";
     д) часть 6 дополнить предложением следующего содержания: "Срок
выполнения предписания может быть продлен по решению контрольно-счетного
органа, но не более одного раза.";
     е) часть 7 изложить в следующей редакции:
     "7. Невыполнение представления или предписания контрольно-счетного
органа влечет за собой ответственность, установленную законодательством
Российской Федерации.";
     12) в статье 18:
     а) дополнить частью 1.1 следующего содержания:
     "1.1. Контрольно-счетные органы вправе на основе заключенных
соглашений о сотрудничестве и взаимодействии привлекать к участию в
проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольные,
правоохранительные и иные органы и их представителей, а также на
договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и
иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов,
переводчиков.";
     б) часть 6 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
     "6) по обращениям представительных органов муниципальных образований
давать заключения о соответствии кандидатур на должность председателя
контрольно-счетного органа муниципального образования требованиям,
установленным настоящим Федеральным законом.";
     в) часть 7 изложить в следующей редакции:
     "7. Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований или законодательные (представительные) органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления вправе обратиться в Счетную палату Российской Федерации за
заключением о соответствии деятельности контрольно-счетных органов
законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом
контроле и рекомендациями по повышению ее эффективности.";
     13) дополнить статьей 20.1 следующего содержания:

     "Статья 20.1. Материальное и социальное обеспечение должностных лиц
                 контрольно-счетных органов
     1. Должностным лицам контрольно-счетных органов гарантируются
денежное содержание (вознаграждение), ежегодные оплачиваемые отпуска
(основной и дополнительные), профессиональное развитие, в том числе
получение дополнительного профессионального образования, а также другие
меры материального и социального обеспечения, установленные для лиц,
замещающих государственные должности и должности государственной
гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальные должности
и должности муниципальной службы муниципального образования (в том числе
по медицинскому и санаторно-курортному обеспечению, бытовому,
транспортному и иным видам обслуживания).
     2. Меры по материальному и социальному обеспечению председателя,
заместителей председателя, аудиторов, инспекторов и иных работников
аппарата контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации
устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта
Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и
другими федеральными законами.
     3. Меры по материальному и социальному обеспечению председателя,
заместителя председателя, аудиторов, инспекторов и иных работников
аппарата контрольно-счетного органа муниципального образования
устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с
настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами
субъекта Российской Федерации.".

     Статья 2
     В абзаце двадцатом части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября
2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2005, N 1, ст. 12; 2009,
N 52, ст. 6441; 2010, N 49, ст. 6411; 2011, N 49, ст. 7039; 2014, N 22,
ст. 2770; 2015, N 6, ст. 886; N 45, ст. 6204; 2017, N 15, ст. 2137; 2018,
N 1, ст. 47; N 45, ст. 6842; 2019, N 18, ст. 2211) слова "основе.
Должности председателя контрольно-счетного органа муниципального
образования, заместителя председателя контрольно-счетного органа
муниципального образования, аудитора контрольно-счетного органа
муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям
в соответствии с законом субъекта Российской Федерации" заменить словами
"основе, председатель, заместитель председателя, аудитор
контрольно-счетного органа муниципального образования".

     Статья 3
     Внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О
государственной регистрации недвижимости" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 26, ст. 3890; N 27,
ст. 4198, 4237, 4294; 2017, N 31, ст. 4767; N 48, ст. 7052; 2018, N 28,
ст. 4139; N 32, ст. 5115, 5131; 2019, N 25, ст. 3170; N 26, ст. 3319;
N 30, ст. 4140; N 52, ст. 7798; 2020, N 22, ст. 3384; 2021, N 18,
ст. 3064; N 22, ст. 3683) следующие изменения:
     1) пункт 9 части 13 статьи 62 дополнить словами ", а также
председателям контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации,
их заместителям для обеспечения деятельности указанных органов";
     2) пункт 4 части 1 статьи 63 дополнить словами ", а также
председателей контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации,
их заместителей".

     Статья 4
     1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении
девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением
статьи 3 настоящего Федерального закона.
     2. Статья 3 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1
января 2022 года.

Президент Российской Федерации                                  В. Путин

Москва, Кремль
1 июля 2021 года
N 255-ФЗ

Обзор документа

Президент подписал поправки по вопросам деятельности региональных и муниципальных контрольно-счетных органов.
В Закон о контрольно-счетных органах регионов и муниципалитетов внесены поправки, касающиеся:
- наделения органов правами юрлица;
- квалификационных требований к председателю органа, его заместителям и аудиторам;
- учреждения ведомственных наград и знаков отличия;
- закрепления норм, корреспондирующих с Законом о Счетной палате РФ;
- уточнения полномочий органов;
- совершенствования порядка внесения и исполнения представлений органов;
- материального и социального обеспечения должностных лиц органов.
Закон вступает в силу по истечении 90 дней после даты опубликования, за исключением положений, которые применяются с 1 января 2022 г.
Назад