Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Указ Президента РФ от 12 апреля 2021 г. N 213 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности"

Обзор документа

13 апреля 2021

gerb

Указ Президента РФ от 12 апреля 2021 г. N 213 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности"

     В целях обеспечения реализации государственной политики Российской
Федерации в области международной информационной безопасности
постановляю:
     1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики Российской
Федерации в области международной информационной безопасности.
     2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации                                  В. Путин

Москва, Кремль
12 апреля 2021 года
N 213

                                                               УТВЕРЖДЕНЫ
                                                        Указом Президента
                                                     Российской Федерации
                                               от 12 апреля 2021 г. N 213

                                 Основы
  государственной политики Российской Федерации в области международной
                       информационной безопасности

                           I. Общие положения

     1. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования
Российской Федерации и отражают официальные взгляды на сущность
международной информационной безопасности, определяют основные угрозы
международной информационной безопасности, цель, задачи государственной
политики Российской Федерации в области международной информационной
безопасности (далее - государственная политика в области международной
информационной безопасности), а также основные направления ее реализации.
     2. Государственная политика в области международной информационной
безопасности представляет собой совокупность скоординированных мер,
направленных на формирование с учетом национальных интересов Российской
Федерации системы обеспечения международной информационной безопасности.
     3. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция
Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации о
сотрудничестве в области обеспечения международной информационной
безопасности, федеральные законы и иные нормативные правовые акты
Российской Федерации.
     4. Настоящими Основами конкретизируются отдельные положения
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Доктрины
информационной безопасности Российской Федерации, Концепции внешней
политики Российской Федерации и других документов стратегического
планирования.
     5. Настоящие Основы направлены:
     а) на продвижение на международной арене российских подходов к
формированию системы обеспечения международной информационной
безопасности и российских инициатив в области международной
информационной безопасности;
     б) на содействие созданию международно-правовых механизмов
предотвращения (урегулирования) межгосударственных конфликтов в
глобальном информационном пространстве;
     в) на организацию межведомственного взаимодействия при реализации
государственной политики в области международной информационной
безопасности.

II. Сущность международной информационной безопасности и основные угрозы
                международной информационной безопасности

     6. Международная информационная безопасность представляет собой
такое состояние глобального информационного пространства, при котором на
основе общепризнанных принципов и норм международного права и на условиях
равноправного партнерства обеспечивается поддержание международного мира,
безопасности и стабильности.
     7. Система обеспечения международной информационной безопасности
представляет собой совокупность международных и национальных институтов,
регулирующих деятельность в глобальном информационном пространстве в
целях предотвращения (минимизации) угроз международной информационной
безопасности.
     8. Основными угрозами международной информационной безопасности
являются:
     а) использование информационно-коммуникационных технологий в
военно-политической и иных сферах в целях подрыва (ущемления)
суверенитета, нарушения территориальной целостности государств,
осуществления в глобальном информационном пространстве иных действий,
препятствующих поддержанию международного мира, безопасности и
стабильности;
     б) использование информационно-коммуникационных технологий в
террористических целях, в том числе для пропаганды терроризма и
привлечения к террористической деятельности новых сторонников;
     в) использование информационно-коммуникационных технологий в
экстремистских целях, а также для вмешательства во внутренние дела
суверенных государств;
     г) использование информационно-коммуникационных технологий в
преступных целях, в том числе для совершения преступлений в сфере
компьютерной информации, а также для совершения различных видов
мошенничества;
     д) использование информационно-коммуникационных технологий для
проведения компьютерных атак на информационные ресурсы государств, в том
числе на критическую информационную инфраструктуру;
     е) использование отдельными государствами технологического
доминирования в глобальном информационном пространстве для монополизации
рынка информационно-коммуникационных технологий, ограничения доступа
других государств к передовым информационно-коммуникационным технологиям,
а также для усиления их технологической зависимости от доминирующих в
сфере информатизации государств и информационного неравенства.

   III. Цель и задачи государственной политики в области международной
                       информационной безопасности

     9. Целью государственной политики в области международной
информационной безопасности является содействие установлению
международно-правового режима, при котором создаются условия для
предотвращения (урегулирования) межгосударственных конфликтов в
глобальном информационном пространстве, а также для формирования с учетом
национальных интересов Российской Федерации системы обеспечения
международной информационной безопасности.
     10. Достижение цели государственной политики в области международной
информационной безопасности осуществляется путем решения задач по
развитию на глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем
уровнях сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами
по вопросам формирования системы обеспечения международной информационной
безопасности, а также противодействия основным угрозам международной
информационной безопасности.

 IV. Основные направления реализации государственной политики в области
                международной информационной безопасности

     11. Основными направлениями реализации государственной политики в
области международной информационной безопасности по развитию на
глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем уровнях
сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами по
вопросам формирования системы обеспечения международной информационной
безопасности являются:
     а) создание условий для принятия государствами - членами Организации
Объединенных Наций (ООН) Конвенции об обеспечении международной
информационной безопасности;
     б) содействие организации под эгидой ООН регулярного
институционального диалога с участием всех государств - членов ООН для
обеспечения демократического, инклюзивного и транспарентного
переговорного процесса по вопросам безопасности в сфере использования
информационно-коммуникационных технологий;
     в) содействие выработке с учетом специфики
информационно-коммуникационных технологий новых принципов и норм
международного права, регулирующих деятельность государств в глобальном
информационном пространстве;
     г) достижение и выполнение двусторонних и многосторонних
договоренностей международно-правового и иного характера между Российской
Федерацией и иностранными государствами о сотрудничестве в области
обеспечения международной информационной безопасности;
     д) проведение на регулярной основе двусторонних и многосторонних
экспертных консультаций, согласование позиций и основных направлений
сотрудничества в области обеспечения международной информационной
безопасности с государствами-участниками Содружества Независимых
Государств (СНГ), объединения БРИКС, государствами - членами Организации
Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайской организации
сотрудничества (ШОС), Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН),
"Группы двадцати", другими государствами и международными организациями;
     е) организация международных конференций и семинаров по вопросам
международной информационной безопасности;
     ж) проведение организационно-штатных мероприятий, направленных на
создание (укрепление) структурных подразделений федеральных органов
исполнительной власти, участвующих в реализации государственной политики
в области международной информационной безопасности, а также
совершенствование координации деятельности и взаимодействия федеральных
органов исполнительной власти в данной области;
     з) совершенствование механизма участия представителей российского
научного и экспертного сообщества в научно-исследовательском,
аналитическом и научно-методическом обеспечении продвижения инициатив
Российской Федерации по формированию системы обеспечения международной
информационной безопасности;
     и) продвижение национальных стандартов Российской Федерации в
области информационной безопасности при осуществлении международного и
регионального сотрудничества в сфере стандартизации, содействие их
принятию в качестве международных, региональных и межгосударственных
стандартов.
     12. Основными направлениями реализации государственной политики в
области международной информационной безопасности по противодействию
угрозе использования информационно-коммуникационных технологий в целях
подрыва (ущемления) суверенитета, нарушения территориальной целостности
государств, осуществления в глобальном информационном пространстве иных
действий, препятствующих поддержанию международного мира, безопасности и
стабильности, являются:
     а) развитие сотрудничества с иностранными государствами в целях
предотвращения (урегулирования) межгосударственных конфликтов в
глобальном информационном пространстве;
     б) содействие развитию региональных систем обеспечения международной
информационной безопасности и формированию соответствующей глобальной
системы на основе общепризнанных принципов и норм международного права с
учетом специфики информационно-коммуникационных технологий, а также на
основе новых принципов и норм международного права, разработанных в целях
предотвращения (урегулирования) межгосударственных конфликтов в
глобальном информационном пространстве;
     в) выработка на глобальном, региональном, многостороннем и
двустороннем уровнях мер укрепления доверия в области противодействия
использованию информационно-коммуникационных технологий для осуществления
в глобальном информационном пространстве действий, представляющих угрозу
международному миру, безопасности и стабильности;
     г) развитие переговорного процесса и повышение эффективности
взаимодействия с иностранными государствами в интересах совместного
противодействия вызовам и угрозам, возникающим в связи с масштабным
использованием информационно- коммуникационных технологий в целях подрыва
(ущемления) суверенитета, нарушения территориальной целостности
государств, а также в целях осуществления в глобальном информационном
пространстве других действий, представляющих угрозу международному миру,
безопасности и стабильности;
     д) содействие совершенствованию под эгидой ООН принципов и норм
международного гуманитарного права применительно к сфере использования
информационно-коммуникационных технологий с учетом специфики данных
технологий.
     13. Основными направлениями реализации государственной политики в
области международной информационной безопасности по формированию
механизмов международного сотрудничества в сфере противодействия угрозе
использования информационно-коммуникационных технологий в
террористических целях являются:
     а) развитие сотрудничества с иностранными государствами, их
правоохранительными органами и специальными службами, международными
организациями по вопросам противодействия использованию
информационно-коммуникационных технологий в террористических целях,
использованию информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" и
других информационно-телекоммуникационных сетей для пропаганды терроризма
и привлечения к террористической деятельности новых сторонников;
     б) содействие разработке на межгосударственном уровне комплекса мер,
направленных на противодействие угрозе использования
информационно-коммуникационных технологий в террористических целях;
     в) совершенствование на глобальном, региональном, многостороннем и
двустороннем уровнях механизма обмена информацией о фактах использования
информационно-коммуникационных технологий в террористических целях,
повышение эффективности взаимодействия уполномоченных государственных
органов.
     14. Основными направлениями реализации государственной политики в
области международной информационной безопасности по созданию условий для
противодействия угрозе использования информационно-коммуникационных
технологий в экстремистских целях, а также в целях вмешательства во
внутренние дела суверенных государств являются:
     а) содействие разработке и реализации на глобальном, региональном,
многостороннем и двустороннем уровнях комплекса мер, направленных на
противодействие угрозе использования информационно-коммуникационных
технологий в экстремистских целях;
     б) развитие сотрудничества с иностранными государствами, их
правоохранительными органами и специальными службами, а также с
международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом, по
вопросам противодействия угрозе использования
информационно-коммуникационных технологий в экстремистских целях;
     в) содействие созданию эффективного международного механизма
контроля за использованием информационно-коммуникационных технологий для
предотвращения их использования в экстремистских целях, а также в целях
вмешательства во внутренние дела суверенных государств;
     г) содействие выработке порядка межгосударственного обмена
информацией о распространении материалов запрещенных экстремистских
организаций, а равно иной информационной продукции, содержащей материалы
данных организаций.
     15. Основными направлениями реализации государственной политики в
области международной информационной безопасности по повышению
эффективности международного сотрудничества, направленного на
противодействие угрозе использования информационно-коммуникационных
технологий в преступных целях, и по созданию необходимого для этого
международно-правового режима являются:
     а) содействие разработке специальным межправительственным комитетом
экспертов открытого состава всеобъемлющей международной конвенции о
противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в
преступных целях, а также создание условий для последующего принятия
государствами - членами ООН данной конвенции;
     б) развитие сотрудничества с государствами - участниками СНГ,
объединения БРИКС, государствами - членами ОДКБ, ШОС, АСЕАН, "Группы
двадцати", другими государствами и международными организациями по
вопросам противодействия угрозе использования
информационно-коммуникационных технологий в преступных целях;
     в) повышение эффективности информационного обмена между
правоохранительными органами государств в ходе расследования преступлений
в сфере компьютерной информации, а также случаев мошенничества с
использованием информационно-коммуникационных технологий;
     г) совершенствование механизма обмена информацией о методиках
расследования преступлений в сфере компьютерной информации, случаев
мошенничества с использованием информационно-коммуникационных технологий,
а также о судебной практике рассмотрения уголовных дел о таких
преступлениях;
     д) организация международных конференций и семинаров по вопросам
противодействия использованию информационно- коммуникационных технологий
в преступных целях.
     16. Основными направлениями реализации государственной политики в
области международной информационной безопасности по совершенствованию
межгосударственного взаимодействия, направленного на противодействие
угрозе использования информационно-коммуникационных технологий для
проведения компьютерных атак на информационные ресурсы государств, в том
числе на критическую информационную инфраструктуру, а также
межгосударственного взаимодействия в области реагирования на компьютерные
инциденты являются:
     а) развитие сотрудничества с иностранными государствами,
международными, международными неправительственными организациями и
организациями, осуществляющими деятельность в области реагирования на
компьютерные инциденты, в целях выработки механизма обмена информацией о
таких инцидентах и повышения эффективности взаимодействия уполномоченных
органов;
     б) развитие сотрудничества с государствами - участниками СНГ,
объединения БРИКС, государствами - членами ОДКБ и ШОС, другими
государствами и международными организациями по вопросам реагирования на
компьютерные инциденты, обнаружения, предупреждения и ликвидации
последствий компьютерных атак на информационные ресурсы государств, в том
числе на критическую информационную инфраструктуру;
     в) содействие созданию на глобальном, региональном, многостороннем и
двустороннем уровнях эффективного механизма межгосударственного
взаимодействия, направленного на предотвращение компьютерных атак на
информационные ресурсы государств, в том числе на критическую
информационную инфраструктуру;
     г) содействие выработке на глобальном, региональном, многостороннем
и двустороннем уровнях порядка обмена информацией о передовых практиках
обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на
информационные ресурсы государств, в том числе на критическую
информационную инфраструктуру, а также реагирования на компьютерные
инциденты;
     д) совершенствование взаимодействия между Национальным
координационным центром по компьютерным инцидентам и уполномоченными
органами иностранных государств, международными, международными
неправительственными организациями и иностранными организациями,
осуществляющими деятельность в области реагирования на компьютерные
инциденты, по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации
последствий компьютерных атак, а также реагирования на компьютерные
инциденты.
     17. Основными направлениями реализации государственной политики в
области международной информационной безопасности по созданию условий для
обеспечения технологического суверенитета государств в области
информационно-коммуникационных технологий и преодоления информационного
неравенства между развитыми и развивающимися странами являются:
     а) создание условий для противодействия использованию отдельными
государствами технологического доминирования и монополизации ими
различных сегментов рынка информационно-коммуникационных технологий,
включая основные информационные ресурсы, критическую информационную
инфраструктуру, ключевые технологии, продукты и услуги;
     б) содействие обеспечению безопасного и стабильного функционирования
и развития информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на основе
равноправного участия государств - членов мирового сообщества в
управлении данной сетью и повышению роли Международного союза
электросвязи в таком управлении;
     в) содействие обеспечению равного доступа государств к новейшим
информационно-коммуникационным технологиям и предотвращению
технологической зависимости в сфере информатизации и информационного
неравенства;
     г) содействие разработке и реализации на глобальном, региональном,
многостороннем и двустороннем уровнях международных программ,
направленных на преодоление информационного неравенства между развитыми и
развивающимися государствами;
     д) содействие развитию национальных информационных инфраструктур и
равноправному участию государств в создании и использовании современных
глобальных информационных сетей и систем, в том числе на основе
реформирования протоколов функционирования глобальной сети связи;
     е) содействие обеспечению равных прав национальных коммерческих
организаций - производителей товаров и услуг в сфере
информационно-коммуникационных технологий и информационной безопасности;
     ж) повышение эффективности государственно-частного партнерства в
сфере информационной безопасности, содействие участию национальных
коммерческих организаций - производителей товаров и услуг в указанной
сфере в международном сотрудничестве в интересах укрепления
информационной безопасности Российской Федерации и формирования системы
обеспечения международной информационной безопасности.

V. Механизмы реализации государственной политики в области международной
                       информационной безопасности

     18. Подготовка предложений Президенту Российской Федерации по
формированию, совершенствованию и реализации государственной политики в
области международной информационной безопасности, контроль за
реализацией федеральными органами исполнительной власти и организациями
решений Президента Российской Федерации по вопросам координации
деятельности в области международной информационной безопасности, решений
Совета Безопасности Российской Федерации в указанной области, а также
организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и
организаций при реализации государственной политики в области
международной информационной безопасности осуществляются рабочими
органами Совета Безопасности Российской Федерации.
     19. Министерство иностранных дел Российской Федерации участвует в
пределах своей компетенции во взаимодействии с федеральными органами
исполнительной власти в разработке и реализации основных направлений
государственной политики в области международной информационной
безопасности, осуществляет координацию деятельности федеральных органов
исполнительной власти по реализации указанной политики, продвижение на
международной арене позиции Российской Федерации по вопросу обеспечения
международной информационной безопасности, а также реализует иные
полномочия в области международной информационной безопасности.
     20. Иные федеральные органы исполнительной власти и организации
реализуют государственную политику в области международной информационной
безопасности в соответствии с их компетенциями, в том числе на основе
государственно-частного партнерства.

Обзор документа

Государственная политика в области международной информационной безопасности: обновлены цель, задачи и основные направления.
Президент заново утвердил основы государственной политики России в области международной информационной безопасности. Они направлены:
- на продвижение российских подходов к формированию системы обеспечения международной информационной безопасности и российских инициатив в этой сфере;
- на содействие созданию международно-правовых механизмов предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов в информационном пространстве;
- на организацию межведомственного взаимодействия.
Основными угрозами в данной сфере являются использование IT-технологий в военно-политической и иной сферах для подрыва суверенитета государств, нарушения их территориальной целостности, а также в террористических, экстремистских и преступных целях.
Подготовка предложений по формированию, совершенствованию и реализации госполитики в области международной информационной безопасности, а также контроль за исполнением органами госвласти решений по вопросам координации деятельности в указанной сфере осуществляется органами Совета Безопасности РФ.
Указ вступает в силу со дня подписания.
Назад