Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Информация Федеральной таможенной службы от 9 августа 2019 г. "Внимание! Договор уступки требования (цессии)"

Обзор документа

14 августа 2019

gerb

Информация Федеральной таможенной службы от 9 августа 2019 г. "Внимание! Договор уступки требования (цессии)"

     Пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее
- ГК России) установлено, что к имущественным отношениям, основанным на
административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том
числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям,
гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено
законодательством.
     Пунктом 1 статьи 388 ГК России установлено, что уступка требования
кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не
противоречит закону.
     При наличии договора уступки права требования третьему лицу при
подаче заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей такой
возврат допускается исключительно в случае перехода прав и обязанностей в
порядке универсального правопреемства, поскольку передача права
требования, вытекающего из публично-правовых отношений по сделке (уступке
права требования), регулируемой гражданским законодательством,
недопустима.
     Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от
19 апреля 2001 г. N 99-О пункт 3 статьи 2 ГК России предписывает судам и
иным правоприменительным органам применять гражданское законодательство к
имущественным отношениям, основанным на административном или ином
властном подчинении одной стороны другой в том случае, если это
предусмотрено законодательством.
     Пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 1
июля 1996 г. установлено, что в случаях, когда разрешаемый судом спор
вытекает из налоговых или других финансовых и административных
правоотношений, следует учитывать, что гражданское законодательство может
быть применено к указанным правоотношениям только при условии, что это
предусмотрено законодательством.
     В соответствии с пунктом 14 информационного письма Президиума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 5 из
пункта 3 статьи 2 ГК России следует, что к имущественным отношениям,
основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны
другой, гражданское законодательством не применяется.
     Возврат (зачет) сумм авансовых платежей осуществляется в
соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза
(далее - Кодекс ЕАЭС) в случаях, порядке и сроки, которые устанавливаются
законодательством государства-члена, в котором произведена уплата таких
авансовых платежей.
     В настоящее время в Российской Федерации вопросы возврата (зачета)
авансовых платежей регулируются главой 13 Федерального закона от 27
ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон).
     С учетом части 1 статьи 122 Федерального закона возврат (зачет)
авансовых платежей производится по заявлению плательщика (его
правопреемника) на счет плательщика (его правопреемника), указанный в
заявлении о возврате.
     Данный порядок является единым, и ни Кодексом ЕАЭС, ни Федеральным
законом не предусмотрено положений, наделяющих плательщика (его
правопреемника) полномочиями переуступить свое право на возврат
таможенных пошлин, налогов и иных платежей, администрируемых таможенными
органами, установленное вышеуказанными положениями права ЕАЭС и
законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, иным
лицам, в том числе путем заключения с этими лицами гражданско-правовой
сделки.
     Равным образом ни Кодекс ЕАЭС, ни Федеральный закон не
предусматривают положений, которые бы наделяли лиц, не являющихся
плательщиками (их правопреемниками), правом, в том числе на основании
гражданско-правовой сделки, заключенной с плательщиком (его
правопреемником), подавать в таможенные органы заявление о возврате и
(или) требовать возврата таможенных пошлин, налогов и иных платежей,
администрируемых таможенными органами, в том числе на счета, отличные от
счетов плательщика (его правопреемника).
     Таким образом, возврат авансовых платежей осуществляется в едином
порядке, определенном Федеральным законом, и только той категории лиц,
которая поименована в соответствующих статьях Федерального закона.
     Следовательно, только лицо, внесшее авансовые платежи, вправе
требовать их возврата и не вправе передавать данное требование иному лицу
по гражданско-правовому договору. Данный вывод согласуется с позицией
судебных органов (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14.10.2016 N Ф03-4879/2016, Определение Верховного Суда Российской
Федерации от 09.09.2015 N 303-КГ15-10237 по делу N А51-26003/2014).

Обзор документа

Требование о возврате авансовых платежей по договору цессии передавать нельзя.
ФТС разъяснила, что только лицо, внесшее авансовые платежи, вправе требовать их возврата. Это требование нельзя передавать иному лицу по гражданско-правовому договору.
Договор уступки требования (цессии) здесь не применяется.
Назад