Новости и аналитика Новости В Госдуму внесены законопроекты о порядке оспаривания актов органов власти, имеющих нормативные свойства

В Госдуму внесены законопроекты о порядке оспаривания актов органов власти, имеющих нормативные свойства

В Госдуму внесены законопроекты о порядке оспаривания актов органов власти, имеющих нормативные свойстваПравительство РФ внесло в Госдуму законопроекты1, регламентирующие процедуру оспаривания актов органов власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Документы разработаны в целях реализации постановления КС РФ от 31 марта 2015 г. № 6-П, которым положение п. 1 ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № З-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно не допускает разрешение судом административных дел об оспаривании таких актов, которые не соответствуют формальным требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, но при этом содержат обязательное разъяснение (нормативное толкование) отдельных законоположений, которое может противоречить их действительному смыслу и тем самым нарушать права граждан.

Так, предлагается закрепить порядок судебного рассмотрения дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, в Кодексе административного судопроизводства РФ. В частности, право на подачу административного искового заявления о признании недействующим акта, обладающего нормативными свойствами, могут получить лица, в отношении которых применен этот акт (а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым актом), общественные объединения, прокурор, Президент РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган госвласти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, а также ЦИК РФ, региональная и муниципальная избирательные комиссии.

Согласно законопроектам, дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, будет рассматривать ВС РФ в качестве суда первой инстанции. При этом верховные суды республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа получат полномочия по рассмотрению в качестве суда первой инстанции административных дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов госвласти субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований.

Прописаны особенности рассмотрения административных дел об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами. Так, при рассмотрении данной категории дел суд будет выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы истца, обладает ли акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц, и соответствуют ли положения оспариваемого акта действительному смыслу разъясняемых им норм права. По результатам рассмотрения дела суд сможет удовлетворить заявленные требования полностью или в части, либо отказать в удовлетворении заявленных требований.


Какие документы должны быть приложены к исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта, узнайте из раздела "Правосудие" Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


В случае одобрения инициатив в НК РФ будет установлен размер госпошлины, уплачиваемой истцом, подающим административное исковое заявление об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения действующего законодательства и обладающих нормативными свойствами. Размер такой госпошлины для физических лиц может составить 300 руб., для организаций – 4,5 тыс. руб.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

 

 Документы по теме:

 Новости по теме:

 

Материалы по теме: 

Письма ФНС России – формально не нормативные акты, а практически?

Письма ФНС России – формально не нормативные акты, а практически?
КС РФ постановил, что разъяснительные акты налоговой службы могут быть обжалованы в суде в том же порядке, что и нормативно-правовые акты.

______________________________

1 С текстом законопроекта № 892355-6 "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов)", законопроекта № 892376-6 "О внесении изменения в часть 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации", законопроекта № 892365-6 "О внесении изменения в статью 333-19 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов)" и материалами к ним можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.