Новости и аналитика Новости "Нецелевка" в госучреждении: кого должны будут оштрафовать?

"Нецелевка" в госучреждении: кого должны будут оштрафовать?

 "Нецелевка" в госучреждении: кого же должны оштрафовать?
© poznyakov / Фотобанк Фотодженика

Подозрительные обстоятельства деятельности объектов контроля не должны упускаться из виду! В этом выражается принцип профессионального скептицизма, которым в числе прочих должны руководствоваться уполномоченные должностные лица при осуществлении контрольной деятельности. Недавно мы рассказывали о том, по каким неочевидным на первый взгляд признакам ревизоры могут выявить факты нецелевого использования бюджетных средств. Конечно, оценка соблюдения требований бюджетного законодательства объектами контроля - одна из основных задач ревизоров (Решение АС Республики Саха от 19 февраля 2024 г. по делу № А58-10992/2023).

Но всегда ли требованиям бюджетного законодательства отвечает тот способ наказания, который выбирают ревизоры, выявляя факт нецелевого использования бюджетных средств? Ответить на этот вопрос мы обещали в одном из недавних материалов. А поводом для этого стал десятимиллионный штраф, оплатить который казенному учреждению придется за средств регионального бюджета. Причем и доходы в результате его уплаты поступят в тот же региональный бюджет...

Действительно, положениями ст. 15.14 КоАП РФ предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности не только должностных, но и юридических лиц. Госорганы и органы местного самоуправления обладают статусом юридического лица. Но источником финансового обеспечения их деятельности являются средства соответствующего бюджета, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Иными словами, целевой характер бюджетных средств выражается в направлении их на удовлетворение публичных интересов. Очевидно, что решение о привлечении органов публичной власти и подведомственных им казенных учреждений влечет для бюджета дополнительную нагрузку. Более того, уплата административных штрафов за счет средств бюджета не может рассматриваться в качестве расходов, направленных на реализацию функций государства в целях удовлетворения публичных интересов. Поэтому, выбирая субъект административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, целесообразно учитывать не только положения непосредственно ст. 15.14 КоАП РФ, но и бюджетно-правовой статус объекта контроля. Подробнее об этом мы рассказали в отдельном материале.

Но если в отношении бюджетных нарушений, в том числе нецелевого использования бюджетных средств, положения БК РФ прямо указывают на то, что субъектами административной ответственности могут быть только должностные лица участников бюджетного процесса, то с бюджетными и автономными учреждениями все не так очевидно. Дело в том, что наличие у них самостоятельного права на распоряжение средствами, полученными от приносящей доход деятельности, не прекращает права публичной собственности на такие денежные средства. Соответственно, и самостоятельно определенные направления использования таких средств должны соответствовать целям создания бюджетного/автономного учреждения. А создаются такие учреждения прежде всего в целях реализации публично значимых функций (Постановление Конституционного Суда РФ от 25 января 2024 г. № 3-П). Именно поэтому законодателем определен особый порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений: изъятие средств может поставить под угрозу осуществление учреждением основного вида деятельности. А иногда причиной нецелевого использования бюджетных средств в учреждении служат те решения, которые фактически принимает орган-учредитель (см. новость от 22.02.2024).

А поскольку не может отрицаться преобладание в составе деятельности бюджетных и автономных учреждений (по крайней мере исходя из установленного на основании нормативного регулирования понимания должного) публично значимых функций, решение о привлечении их к административной ответственности за нецелевое использование средств субсидий в качестве юридических лиц, на наш взгляд, не в полной мере соответствует публичным интересам. Очевидно, что размер поступивших в доход бюджета административных штрафов, взысканных не с должностных лиц, а с организаций бюджетной сферы в качестве юридических лиц, не может свидетельствовать об эффективности деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля, поскольку основной задачей контрольной деятельности является не привлечение контролируемого лица к ответственности, а предотвращение и устранение нарушений обязательных требований (Решение АС Краснодарского края от 9 февраля 2024 г. по делу № А32-29966/2022).

Документы по теме:

Кодекс об административных правонарушениях

Читайте также:

31 марта – последний день размещения в ЕИС отчетов об объеме закупок у СМП и СОНО

31 марта – последний день размещения в ЕИС отчетов об объеме закупок у СМП и СОНО

Кроме того, в этот срок необходимо отчитаться о количестве закупок российских товаров за 2023 год.

Правила заполнения подраздела 1.2 и раздела 2 формы ЕФС-1

Правила заполнения подраздела 1.2 и раздела 2 формы ЕФС-1

СФР ответил на 14 актуальных вопросов.