Новости и аналитика Новости Штраф целевику за незавершение обучения не умаляет его право на бесплатное высшее образование

Штраф целевику за незавершение обучения не умаляет его право на бесплатное высшее образование

Штраф целевику за незавершение обучения не умаляет его право на бесплатное высшее образование
© vectorfusionart / Фотобанк Фотодженика

Ранее мы рассказывали о попытке оспорить в Верховном Суде РФ норму об обязанности студента-целевика, отчисленного из медвуза за академическую задолженность, выплатить штраф в размере расходов бюджета за его обучение. Напомним, что норму оспаривала студентка, которая отчислилась из вуза как целевик и восстановилась в нем же как обычный студент, обучающийся за счет бюджета, но без обязательств отработать у заказчика обучения. Верховный Суд РФ пришел к выводу, что отчисление за неуспеваемость свидетельствует о невыполнении целевиком своих обязательств перед заказчиком по осуществлению трудовой деятельности в течение трёх лет (не доучился - не получил статус медработника - не мог отработать), следовательно, взимание штрафа за такое отчисление соответствует закону (Определение Конституционного Суда РФ от 13 февраля 2024 г. № 243-О).

Теперь же законность соответствующей нормы Закона об образовании проверялась уже в Конституционном Суде РФ по запросу районного суда, который рассматривал спор между упомянутыми ранее студенткой (отчисленной и восстановившейся вне целевой квоты) и медицинским вузом. По мнению районного суда, спорная норма может противоречить ч. 3 ст. 43 Конституции РФ (о праве гражданина на бесплатное однократное получение высшего образования на конкурсной основе в муниципальном или государственном вузе): если гражданин получал образование по квоте, не закончил обучение, а потом заплатил штраф (а фактически - компенсировал стоимость обучения), то выходит, что для гражданина это образование безальтернативно стало платным?

Конституционный Суд РФ не усмотрел оснований для принятия этого запроса к рассмотрению, указав следующее:

  • целью получения высшего образования является, в том числе, обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства (ч. 5 ст. 10 и ч. 1 ст. 69 Закона об образовании);
  • указанный Федеральный закон предусмотрел право студентов вузов и абитуриентов, поступающих в вуз, заключить договор о целевом обучении с заказчиком целевого обучения, причем к существенным условиям такого договора относятся обязательство заказчика по трудоустройству целевика, а также обязательства целевика по освоению образовательной программы и по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией (подп. "б" п. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона об образовании);
  • следовательно, механизм целевого обучения по вузовским программам обеспечивает как достижение общих целей высшего образования, так и взаимное удовлетворение интересов целевика и заказчика, которые на началах равенства вступают в соответствующие договорные отношения, что предполагает их согласие с условиями и правовыми последствиями целевого обучения;
  • право граждан на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований реализуется с установленным законом особенностями. Поскольку такое обучение направлено на достижение публично значимых целей (подготовке специалистов, необходимых с учетом потребностей экономики и отраслевых особенностей), то оправдан специальный порядок приема на такое обучение и иные дополнительные условия реализации права на обучения, включая и штраф за отчисление;
  • этот штраф был введен в пределах дискреции законодателя, который ограничил размер штрафа и закрепил возможность освобождения гражданина от выплаты данного штрафа в особых случаях. Такое нормативное регулирование оправдано спецификой целевого обучения, основанного на договорных правоотношениях, правовая природа которого отличается от образования на общей конкурсной основе;
  • следовательно, - с учетом установления особых условий приема на целевое обучение (отдельный конкурс в пределах целевой квоты и гарантия трудоустройства по окончании вуза) - выплата штрафа в связи с незавершением освоения образовательной программы на условиях договора о целевом обучении не может расцениваться как несовместимая с конституционными принципами равенства и справедливости и не нарушает баланса конституционно признанных интересов сторон соответствующих правоотношений;
  • кроме того, незавершение гражданином освоения образовательной программы на условиях договора о целевом обучении не препятствует ему впоследствии реализовать на общих условиях свое право на получение на конкурсной основе высшего образования бесплатно, если таковое получается им впервые (ч. 3 ст. 5 Закона об образовании),
  • поэтому ч. 6 ст. 71.1 Закона об образовании и абзац четвертый п. 58 Положения о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования не содержат неопределенности с точки зрения их соответствия Конституции РФ в аспекте, указанном в запросе районного суда.

Документы по теме:

Читайте также:

Работы по модернизации региональной системы оповещения: что учесть

Работы по модернизации региональной системы оповещения: что учесть

Ревизоры проанализировали документацию и пришли к выводу, что результаты работ свидетельствуют об изменении конфигурации системы оповещения населения. Расходы признали нецелевыми.

По какому КОСГУ оплачивать кейтеринг

По какому КОСГУ оплачивать кейтеринг

Речь идет об организации питания с выездным обслуживанием.