Новости и аналитика Новости Централизация учета: определяем численность централизованной бухгалтерии (часть 1)

Централизация учета: определяем численность централизованной бухгалтерии (часть 1)

Централизация учета: определяем численность централизованной бухгалтерии
lenecnikolai / Depositphotos.com

Все больше органов и учреждений передают свои учетные функции организованным на всех уровнях центрам учета. Напомним, что ст. 264.1 Бюджетного кодекса и Общими требованиями к передаче учетных полномочий предполагается централизация полномочий по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности, т.е. органов власти, органов местного самоуправления и подведомственных им казенных учреждений. Тем не менее, на федеральном уровне уже принято решение о передаче в 2022 году Казначейству учетных функций ряда бюджетных учреждений, подведомственных Минобрнауки России и Минздраву России. Таким образом, централизация постепенно начинает охватывать не только сегмент участников бюджетного процесса, но и учреждения, не являющиеся ПБС. Подобные решения вполне могут быть реализованы на уровне регионов и муниципальных образований.

Недавно Компания "Гарант" организовала семинар, темой которого стал опыт реализации проекта по централизации учетных функций государственных учреждений. Были рассмотрены этапы централизации, плюсы и минусы различных решений, трудности и пути их преодоления. Спикеры – заместитель Директора ГКУ МО ЦБ МО Илья Георгиевич Кузнецов и начальник территориального управления № 9 ГКУ МО ЦБ МО Виталий Александрович Гущин – рассказали о модели централизации, реализованной в ГКУ МО "Централизованная бухгалтерия Московской области", об опыте и перспективах комплексной централизации всех функций по обеспечению деятельности учреждений. Также спикеры осветили вопросы определения периметра централизации, выбора программного обеспечения, унификации "бизнес-процессов", разработки правил электронного документооборота, организации внутреннего финансового контроля и аудита, составления и утверждения единых учетных политик для целей бухгалтерского и налогового учета. Подробно было рассмотрено, как определить структуру и численность централизованной бухгалтерии, как разграничить права, обязанности и ответственность сторон при передаче полномочий.

Мы подготовили серию подробных репортажей с данного мероприятия, и все их вы увидите в нашей новостной ленте. Первый блок материалов посвящен вопросам организации работы централизованной бухгалтерии, и сегодняшний репортаж – о порядке определения ее численности.

Как посчитать количество штатных единиц, необходимых ЦБ для обслуживания учреждения?

Есть ли утвержденные нормативы, которых строго нужно придерживаться?

Есть ли нормативный акт, в котором прямо указано, как надо действовать, чтобы рассчитать численность ЦБ?

Если таких нормативов нет и ЦБ самой нужно будет составить формулу для расчета, то как это сделать? Возможен ли расчет исходя из штатной численности бухгалтерий в учреждениях с учетом какого-то коэффициента?

Нормативного документа, который бы определял с учетом современных реалий нагрузку на сотрудника ЦБ в части обслуживания учреждения, в настоящий момент нет. Поэтому каждой ЦБ придется решать этот вопрос самостоятельно.

Важными для расчета численности критериями специалисты называют:

1

Объем бюджетного финансирования организации;

2

штатную численность организации;

3

Количество первичных учетных документов и нефинансовых активов;

4

Количество проводимых операций по синтетическому и аналитическому учету организации:

  • операций по лицевым счетам;
  • кассовых операций;
  • расчетов с поставщиками и подрядчиками;
  • расчетов с подотчетными лицами;
  • расчетов по платежам в бюджеты;
  • расчетов с прочими дебиторами и кредиторами;
  • расчетов по оплате труда;
  • операций по учету нефинансовых активов.
5

Количество отчетных форм и периодичность сдачи бухгалтерской (бюджетной), налоговой и статистической отчетности и отчетности в Фонды;

6

Количество начислений по заработной плате и других установленных выплат и удержаний из заработной платы;

7

Автоматизация и централизация учетных процессов (изначально, до централизации);

8

Квалификация, опыт, деловые качества работников бухгалтерии.

Для примера обратим внимание, сколько человек обслуживает сотрудник отдела заработной платы Централизованной бухгалтерии Московской области. Один сотрудник ЦБ начисляет заработную плату 750 работникам обслуживаемых учреждений. С учетом того, что этот работник в последующем сдает отчетность в Фонды. Если же на этого работника не возложен функционал по сдаче отчетности в Фонды, то он полностью организует процесс учета заработной платы (в том числе начисление заработной платы, осуществление соответствующих удержаний) в отношении 1500 работников обслуживаемых учреждений.

Кто-то скажет: это серьезная нагрузка для сотрудников ЦБ, работающих в отделе заработной платы и предложит норматив в 200 человек на одного бухгалтера-расчетчика. Однако 5-летний опыт централизации в Московской области позволяет рассматривать такие цифры как своеобразную константу. Дело в том, что с учетом автоматизации всех процессов выполнение обязанностей сотрудников ЦБ с такой нагрузкой полностью укладывается в их рабочий день.

А нормативы, конечно, могут быть разными. Как указывает Минтруда России, установление систем нормирования труда передано на уровень учреждений. При этом типовые отраслевые (межотраслевые) нормы труда носят для организаций рекомендательный характер и применяются с учетом организационно-технических условий производства, а первоначально рассчитанные нормы могут быть скорректированы в процессе работы.

Применяемый ЦБ МО общий подход для расчета численности сотрудников центра учета может быть выражен формулой "40% – 40% – 20%", где:

  • 40% численности обслуживаемого учреждения остается в учреждении для ведения кассовых операций и работы с первичными учетными документами: сканирование и направление в ЦБ копий первичных учетных документов, ввод в информационную систему кадровых приказов по зарплате и иным выплатам, табелей учета рабочего времени, организация и оформление первичных учетных документов в части кассовых операций, организация хранения первичных учетных документов в хронологическом порядке согласно журналам операций и иным регистрам бухгалтерского учета;
  • 40% вводится в штат ЦБ;
  • 20% сокращается.

Например, в учреждении, в отношении которого планируется осуществление обслуживания в ЦБ, работает 10 бухгалтеров. В соответствии с приведенной формулой 4 бухгалтера будут переведены в штат ЦБ, 4 бухгалтера останутся работать в учреждении, а 2 бухгалтера будут сокращены.

Документы по теме:

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Читайте также:

КВР 247 при оплате горячей воды: последние разъяснения Минфина России

КВР 247 при оплате горячей воды: последние разъяснения Минфина России

Напомним, летом прошлого года в Порядок № 85н были внесены поправки, которые следует учитывать при планировании бюджетов, формировании бюджетных смет и планов ФХД на 2022 год.

КВР и КОСГУ для оплаты энгергосервисных договоров

КВР и КОСГУ для оплаты энгергосервисных договоров

Если договор поставки энергетических ресурсов включает в себя одновременно и элементы энергосервисного договора, могут возникнуть сложности.

Обновлена сопоставительная таблица целевых статей расходов и кодов видов доходов

Обновлена сопоставительная таблица целевых статей расходов и кодов видов доходов

Также скорректирована таблица соответствия кодов классификации доходов и статей (подстатей) КОСГУ кодам Классификации доходов, установленным Руководством по статистике государственных финансов (СГФ - 2014).

Августовское пополнение Путеводителя по формам первичных документов и регистров

Августовское пополнение Путеводителя по формам первичных документов и регистров

В частности, в нем можно найти образцы документов по внутреннему финансовому аудиту и акта инвентаризации резервов предстоящих расходов.