Новости и аналитика Новости Минфин России планирует изменить порядок учета операций с субсидиями

Минфин России планирует изменить порядок учета операций с субсидиями

Минфин России планирует изменить порядок учета операций с субсидиями
Rawpixel / Depositphotos.com

Несмотря на то, что подготовленные поправки в Инструкции в № 162н, № 174н, № 183н пока еще не обрели форму утвержденных нормативных актов, Минфин России планирует1, что применять их учреждения должны будут при ведении учета уже в 2019 году. Мы продолжаем знакомить вас с грядущими изменениями2, ведь необходимость по-новому отразить некоторые операции текущего года – лишь вопрос времени.

В частности, планируется3 скорректировать и уточнить некоторые положения, регулирующие учет операций с субсидиями. Причем изменения коснутся и учреждений, и органа-учредителя, предоставляющего субсидии.

1. Субсидия на выполнение задания

С 2019 года на дату подписания Соглашения все субсидии признаются доходами будущих периодов. В составе доходов текущего отчетного периода субсидию на выполнение государственного/ муниципального задания можно учесть только по мере исполнения задания. В 2018 году такую проводку делали по дате получения субсидии согласно графику. С 2019 года порядок изменился, субсидия согласно СГС "Доходы" стала доходом, поступившим с определенным условием – выполнить задание. Только тогда ее можно признать в доходах текущего года. Не выполнил задание – субсидию придется вернуть. На сегодняшний день эта норма применяется в увязке с положениями п. 150, п. 158 Инструкции № 174н и п. 178, п. 186 Инструкции № 183н, согласно которым доходы текущего года в сумме выполненного задания надо признавать на основании Отчета о выполнении задания. Согласно планируемым изменениям проводки для учета этих операций остаются прежние, а вот основание для признания субсидии в расходах текущего года изменится:

Действующие редакции
Инструкций № 174н, № 183н

Проекты изменений в
Инструкции № 174н, № 183н

Комментарии

Дебет 4 401 40 131

Кредит 4 401 10 131

Документ-основание для проводки:

Отчет(промежуточный/ итоговый) о выполнении задания

Дата проводки:

по мере сдачи Отчета о выполнении задания

Дебет 4 401 40 131

Кредит 4 401 10 131

Документ-основание для проводки:

Информация о выполнении задания

Дата проводки:

С периодичностью, установленной Учетной политикойучреждения для формирования Информации о выполнении задания

Основанием для отражения этих операций станет информация о выполнении задания. В отличие от Отчета для учредителя, Информация – это документ для целей бухгалтерского учета, форму и периодичность формирования которого вы предусмотрите своей Учетной политикой. В любом случае Информация должна отражать данные о включенных в задание услугах / работах:

  • их количество,
  • стоимость единицы услуги/ работы,
  • общая стоимость работы/ услуги на год.

И конечно, этим документом может быть также отчет, предусмотренный ст. 69.2 Бюджетного кодекса и Соглашением.

Обратите внимание: формирование указанной Информации не освобождает учреждение от сдачи Отчета, порядок и сроки предоставления которого, как правило, установлены в Соглашении. Отчет по-прежнему остается обязательным документом, но НЕ будет использоваться для целей бухучета.

На основании Информации признание субсидии в доходах текущего года может быть отражено раньше, чем учредителю будет сдан Отчет о выполнении задания, тем более что итоговый Отчет зачастую сдается в следующем году. Информация позволит отразить в отчетности корректные данные по счету 401 40, что особенно принципиально для Сведений (форма 0503769)

 

Чтобы рассчитать задание и посчитать выполнение, сумма субсидии должна быть определена не только в натуральных показателях, но и в денежных. Посчитать сумму выполненного задания не сложно, если приведены нормативные затраты и отдельно указана сумма субсидии на уплату налогов. Это особенно важно как в случае требования учредителя о составлении промежуточной отчетности, так и при формировании установленной учетной политикой Информации ежемесячно или ежеквартально.

Но как быть, если задание установлено только в натуральных показателях?

В таком случае рекомендуем установить методику определения выполнения задания в Учетной политике самостоятельно. Критерием выполнения госзадания в части уплаты налога на имущество/ на землю может стать, например, своевременно оплаченная сумма налога или средний процент выполнения задания.

А как определить выполнение задания, если оно предусматривает одну работу длительного характера в год?

В этом случае рекомендуем неоконченные работы в промежуточной отчетности оценивать по проценту выполнения, определяемому силами комиссии учреждения экспертным путем, исходя из объема понесенных расходов, достижения промежуточных результатов или других критериев, характерных для специфики деятельности конкретного учреждения. Не забудьте этот метод закрепить Учетной политикой.

Что делать, если предусмотренная заданием услуга/ работа перевыполнена?

При перевыполнении задания с учетом установленных отклонений орган-учредитель может (но не обязан!) предоставить соответствующую целевую субсидию. Но мы рекомендуем при перевыполнении услуги/ работы показывать выполнение 100%.

2. Целевые субсидии

Аналогичные изменения ожидаются и в отношении целевых субсидий – признавать учтенные в доходах будущих периодов субсидии доходами текущего года нужно будет на основании Информации о достижении целевых показателей. Кстати, это касается также учета грантов и иных безвозмездных поступлений, предоставленных на условиях при передаче активов.

Обратите внимание: целевая субсидия, предоставленная без условий, то есть на возмещение уже понесенных затрат признается текущими доходами сразу на дату подписания Соглашения, ведь выполнение всех условий ее предоставления орган-учредитель проверил до ее выделения. В этой ситуации никаких условий в будущем выполнять не надо. Соответственно, формировать Информацию по такой субсидии не нужно.

Действующие редакции
Инструкций № 174н, № 183н

Проекты изменений в
Инструкции № 174н, № 183н

Комментарии

Дебет 5 401 40 152

Кредит 5 401 10 152

Дебет 5(6) 401 40 162

Кредит 5(6) 401 10 162

Документ-основание для проводки:

Отчет о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче активов)

Дата проводки:

по мере сдачи Отчета о достижении целевых показателей

Дебет 5 401 40 152

Кредит 5 401 10 152

Дебет 5(6) 401 40 162

Кредит 5(6) 401 10 162

Документ-основание для проводки:

Информация о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче активов)

Дата проводки:

С периодичностью, установленной Учетной политикойучреждения для формирования Информации о достижении целевых показателей

Информация о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче активов), порядок и периодичность ее формирования также должны быть предусмотрены Учетной политикой учреждения. Напомним, целевым показателем обычно является расходование средств субсидии на цели, указанные в Соглашении.

На основании Информации признание субсидии в доходах текущего года может быть отражено раньше, чем учредителю будет сдан Отчет о достижении целевых показателей, который зачастую сдается в следующем году. Информация позволит отразить в отчетности корректные данные по счету 401 40, что особенно принципиально для Сведений (форма 0503769).

Дебет 5 401 40 152

Кредит 5 303 05 731

Дебет 5(6) 401 40 162

Кредит 5(6) 303 05 731

Документ-основание для проводки:

Отчет о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче активов)

Дата проводки:

по мере сдачи Отчета о достижении целевых показателей

Дебет 5 401 40 152

Кредит 5 303 05 731

Дебет 5(6) 401 40 162

Кредит 5(6) 303 05 731

Документ-основание для проводки:

Информация о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче активов)

Дата проводки:

До момента принятия учредителем решенияо подтверждении потребности в их использовании

Еще одно нововведение для целевых субсидий: при возврате остатка субсидии в бюджет в связи с недостижением целевых показателей признание задолженности перед бюджетом отражается указанными проводками на основании Информации, но теперь будет еще и ограничение по сроку отражения операций в учете

Если потребность в следующем году будет подтверждена, сделаете обратную проводку:

Дебет 0 303 05 731

Кредит 0 401 40 152 (162).

 

 

3. Учет у органа-учредителя

Еще одно важное изменение касается порядка учета у учредителя сумм возврата бюджетными/ автономными учреждениями остатков субсидии в связи с невыполнением государственного/ муниципального задания:

Действующая редакция Инструкции № 162н

Проект изменений в Инструкцию № 162н

Комментарии

Дебет 0 209 34 560

Кредит 0 206 41 660

Дебет 0 205 36 560

Кредит 0 206 41 660

С 2019 года начисление у органа-учредителя доходов от возврата учреждениями остатков субсидий, образовавшихся в связи с невыполнением задания, отражается путем переноса соответствующей суммы со счета 0 206 41 000 на счет учета компенсации затрат 0 209 34 000.

Теперь же Минфин России рассматривает возврат остатка как возникновение у учредителя дебиторской задолженности по доходам бюджета от возврата субсидий на выполнение государственного/ муниципального задания, которая подлежит отражению на счете учета доходов 0 205 36 000.

 

_____________________________

1 С текстом проекта приказа Минфина России "О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/02/07-19/00093489).
2 С текстом проекта приказа Минфина России "О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. № 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/02/08-19/00094241).
3 С текстом проекта приказа Минфина России "О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. № 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/02/08-19/00094367).

Документы по теме:

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Читайте также:

Внесены изменения инструкцию о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджета

Внесены изменения в инструкцию о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджета

Большинство нововведений нужно будет применять при составлении бюджетной отчетности на 1 октября 2019 года.

План счетов бухучета автономных учреждений может быть изменен

План счетов бухучета автономных учреждений может быть изменен

Минфин России разработал проект соответствующих поправок.

Предлагается внести изменения в план счетов бухучета бюджетных учреждений

Предлагается внести изменения в план счетов бухучета бюджетных учреждений

Поправки разработаны в связи с внесением изменений в ряд федеральных законов в отношении бухучета бюджетных учреждений, а также в рамках проведения мероприятий по разработке и внедрению федеральных стандартов бухучета госфинансов.

Предлагается изменить План счетов бюджетного учета

Предлагается изменить План счетов бюджетного учета

Проект правок разработан в связи вносимыми изменениями в части регулирования бюджетной сферы, а также внедрению стандартов бухгалтерского учета.