Новости и аналитика Новости Медосмотр призывников по спискам и графикам военкомата оплачивается военкоматом, а не ОМС

Медосмотр призывников по спискам и графикам военкомата оплачивается военкоматом, а не ОМС

Медосмотр призывников по спискам и графикам военкомата оплачивается военкоматом, а не ОМС
BrianAJackson / Depositphotos.com

Оплата стоимости диагностических исследований, проведенных гражданам, подлежащим призыву на военную службу, должна осуществляться военными комиссариатами за счет средств федерального бюджета. На это указали суды, рассматривая иск поликлиники об оплате проведенных медицинских осмотров, исследований и анализов (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 марта 2019 г № 310-ЭС19-1483).

Военкомат отослал в поликлинику график проведения обследований призывников и список граждан, направляемых для проведения лабораторных исследований (ОАК, ОАМ, анализ крови на гепатиты В и С, ВИЧ), флюорографию органов грудной клетки в 2-х проекциях и ЭКГ. Поликлиника "отсмотрела" 139 призывников и направила военкому счета-фактуры, счета на оплату, акты сдачи-приемки работ для оплаты. Цена вопроса – около полутора сотни тысяч рублей.

Военный комиссариат платить отказался, указав, что заказчиком этих работ не являлся, а оплачивать диагностику будущих солдат должны региональные и местные бюджеты и ОМС.

Однако суды всех инстанций сочли, что права именно поликлиника:

    Аналитическая система "Сутяжник" поможет узнать, какие обстоятельства являются решающими для судов в конкретном виде споров. Вы сможете понять, как нужно скорректировать исковое заявление или претензию, чтобы увеличить вероятность принятия решения в вашу пользу.

    Воспользоваться
  • вообще все финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета (п. 1 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе);
  • в частности, расходы организаций на прохождение медосмотров для решения вопросов о воинском учете подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ (п. 2-3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе");
  • а военкоматы обязаны осуществлять проведение мероприятий по медосмотру при постановке на воинский учет и призыве на военную службу (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе");
  • кроме того, программа госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи в спорный период предписывала проводить диагностику граждан при их постановке на воинский учет, призыве/поступлении на службу, за исключением медосвидетельствования в целях определения годности граждан к военной службе. А областная программа госгарантий бесплатной медпомощи прямо освобождала ОМС от оплаты медосвидетельствования в целях определения годности к службе, а также диагностические исследования в этих целях по направлению военных комиссариатов;
  • объем работ, сумму к оплате и расчеты военком не оспаривает;
  • оказанные поликлиникой услуги – хоть и в отсутствие госконтракта – были направлены на обеспечение соответствующих призывов граждан на военную службу, а следовательно, на защиту охраняемых законом публичных интересов;
  • тот же, кто неосновательно временно пользовался чужими услугами без намерения их приобрести, должен возместить потерпевшему то, что он сберег вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (ст. 1105 Гражданского кодекса).

ВС РФ согласился с решениями судов нижних инстанций и отказал в пересмотре дела в Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"